Уплата налога самозанятого: как все правильно оформить и избежать ошибок?
Режим НПД, также известный как самозанятость, позволяет платить налоги по упрощенной схеме. В прошлой статье мы рассмотрели, как за��азчикам работать с самозанятыми. Сегодня поговорим о том, как платить налоги, чтобы юридически себя застраховать. По данным специалистов на 2025 год, около 12 миллионов россиян платят налог на профессиональный доход.
Я Юлия, директор по маркетингу экосистемы сервисов EasyStaff. Я руковожу командой фриланс-специалистов, среди которых есть и самозанятые.
Кто такой самозанятый?
Самозанятые — это граждане, выбравшие особый налоговый режим (НПД), при котором они платят всего 4-6% от полученного дохода. Этот режим позволяет легально оказывать услуги или вести небольшой бизнес, не нанимая сотрудников и соблюдая ограничения по видам деятельности (список доступен на сайте ФНС).
Ключевые условия для самозанятых:
- получение дохода от самостоятельной деятельности или сдачи имущества в аренду;
- отсутствие трудовых отношений с работодателем за последние 2 года;
- работа без наемных сотрудников по трудовому договору.
Стать самозанятым в 2025 году просто — достаточно зарегистрироваться онлайн. Это намного быстрее, чем оформление ИП. Через приложение «Мой налог», доступное в России и в странах СНГ, удобно выставлять счета и формировать необходимые документы для клиентов. Для регистрации понадобится паспорт (для сканирования), личное фото, ИНН и доступ в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС либо учетная запись на портале «Госуслуги».
Есть несколько способов стать плательщиком НПД:
- Через приложение «Мой налог». Самый быстрый способ — использовать мобильное приложение или его веб-версию. Зарегистрироваться можно по паспорту, через личный кабинет ФНС (по ИНН и паролю) или через «Госуслуги». В приложении введите номер телефона, регион, отсканируйте паспорт, сделайте селфи и подтвердите ИНН. Заявление отправится на проверку в ФНС.
- Через личный кабинет ФНС. Войдите в приложение, используя ИНН и пароль от личного кабинета ФНС, укажите необходимую информацию.
- Через «Госуслуги». Авторизуйтесь на портале, подтвердите доступ к данным для регистрации самозанятым.
После любой из этих процедур вы получите уведомление о регистрации в приложении «Мой налог».
Основное ограничение для самозанятых — годовой доход, который не должен превышать 2,4 млн рублей (сейчас обсуждается возможность его повышения до 4,8 млн). Кроме того, самозанятый не может нанимать сотрудников по трудовым договорам. Возможно привлечение других самозанятых по договорам ГПХ, но тогда необходимо тщательно составлять договор, чтобы исключить его переквалификацию в трудовой.
Оплата самозанятому: как получить деньги?
Самозанятые могут принимать оплату за свои услуги несколькими способами.
- По номеру карты или на расчетный счет. Заказчик переводит деньги, исполнитель формирует чек и присылает его заказчику.
- Через сервисы онлайн-платежей: например, Самозанятые.рф, Self.PayAnyWay, ЮKassa. Такие сервисы предоставляют пользователю инструменты для приема онлайн-платежей. Деньги поступают на специальный счет, откуда выводятся на карту. Данные в налоговую отправляются автоматически, но за вывод средств взимается комиссия.
- Через эквайринг. Подходит для большого количества заказов. Клиент оплачивает счет картой, чек формируется автоматически. Информация о сделке автоматически отправляется в «Мой налог». Этот способ требует наличия расчетного счета.
Как работают зарубежные заказчики с самозанятыми?
Международным компаниям важно, чтобы их расчёты с исполнителями были юридически прозрачными, быстрыми и удобными. Однако самозанятые без статуса ИП могут принимать оплату только как физические лица, что не всегда соответствует требованиям иностранных заказчиков. Для упрощения сотрудничества многие компании предпочитают работать через сервисы-посредники, такие как EasyStaff.
Сервисы позволяют международным заказчикам осуществлять B2B-платежи без дополнительных юридических сложностей, поскольку они выступают официальными платёжными партнёрами. Они также обеспечивают безопасность сделки, минимизируя риски для обеих сторон. Благодаря автоматизированному документообороту исполнителю не нужно вручную оформлять отчётность, так как сервис делает это за него. Ещё одно преимущество — удобные способы оплаты. Платформа принимает переводы через банковские счета, карты (на определённых тарифах) и криптовалюту (USDT TRC20). Оплата поступает уже в рублях или в нужной валюте без необходимости дополнительно разбираться с валютными операциями.
Благодаря таким решениям самозанятые могут работать с зарубежными клиентами так же легко, как и с местными, не беспокоясь о документах, налогах и юридических тонкостях.
Налог на профессиональный доход
Налог на профессиональный доход (НПД) доступен как физическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям (ИП). Специалист может оказывать услуги бизнесу, будучи самозанятым без статуса ИП, а потом для удобства приема платежей через эквайринг или работы с расчетным счетом зарегистрировать ИП, продолжая при этом использовать НПД. ИП, применяющий НПД, может переходить на этот режим с других систем налогообложения, если это представляется более выгодным — например, в периоды снижения деловой активности.
Налоги, взносы, оплата необходимых для работы сервисов (например, сервисов для работы с текстом для копирайтера, графических редакторов для дизайнера, трекеров кода для программиста) — ответственность исполнителя. Экономия заказчика на НДФЛ при работе с вами не должна влиять на цену. При взаимодействии с заказчиком напрямую лучше включать все операционные расходы в итоговую цену как часть стоимости работы.
Если вы самозанятый, то вы можете попросить своего заказчика переводить вам деньги через cервис EasyStaff. Налоги в таком случае уплачиваются автоматически — вам не придется платить дважды.
В российском законодательстве есть важное ограничение: годовой доход самозанятого суммарно не должен превышать 2,4 млн рублей. Если вы превысили лимит, то ��риложение «Мой налог» не даст сформировать чек. Например, ваш годовой доход равен 2,2 млн рублей, а в следующем месяце клиент перевел вам 200 тысяч рублей — в таком случае приложение выдаст ошибку. Получается, что на 190 тысяч рублей чек создать можно, а на оставшиеся 10 — уже нельзя.
Как оплачивать налог самозанятого?
Основной инструмент для уплаты налогов для самозанятых — мобильное приложение «Мой налог», доступное для скачивания на iOS и Android. Оно автоматически рассчитывает сумму налога к уплате на основе внесенных данных о полученных доходах.
Сформированный налог необходимо уплатить до 28 числа месяца, следующего за отчетным. В противном случае могут быть начислены пени и штрафы.
Заплатить можно тремя способами:
- банковской картой;
- через платежные системы;
- путем формирования платежного поручения для оплаты через банк.
Самый быстрый и удобный способ – оплата банковской картой, при этом данные о платеже мгновенно отражаются в приложении.
У приложения «Мой налог» есть свои недостатки:
- не работает на планшетах — только на смартфонах;
- занимает довольно много памяти;
- неудобная процедура регистрации.
Если самозанятый держит счет в одном из банков-партнеров ФНС, то уплата налога может быть интегрирована непосредственно в банковское приложение. Информация о начисленных и уплаченных налогах всегда доступна в личном кабинете приложения, что облегчает учет и контроль финансов.
Налог на профессиональный доход (НПД) уплачивается только с доходов, полученных от деятельности в качестве самозанятого, и от той суммы, которую клиент вам выплачивает. Важно отметить, что налог не списывается автоматически со всех поступлений на счет — вы самостоятельно декларируете только те операции, которые относятся к вашей профессиональной деятельности. К примеру, гонорары за написание статей необходимо декларировать, а переводы от друзей или возвраты долга — нет. Но если вы отслеживаете поступления и налоги через банковское приложение, то во избежание путаницы удобно разделить карты и счета и получать частные переводы на одну карту, а поступления от заказчиков — на другую.
Налоги на доходы от продажи недвижимости, автомобиля, личного имущества, ценных бумаг, а также с процентов по вкладам, кэшбэка, возвратов из магазинов уплачиваются в общем порядке и не подпадают под режим самозанятости.
Самозанятость — это комфортно, особенно когда вы получаете оплату из любой точки мира, в том числе от международных заказчиков. Специальные сервисы в данном случае выступают посредниками между исполнителем и компанией-клиентом, принимая оплату как B2B-партнер и перечисляя средства исполнителю за комиссию. Весь доход полностью легален, его можно и нужно отражать в налоговой отчетности.