Какие технологии будут в лучших mcommerce-приложениях в 2021 году
Еще пять инструментов, которые помогут остаться лидером рынка
Вы в блоге Heads and Hands — в доме цифровых экосистем. Мы их создаем и исследуем, рассказываем про пользовательский опыт и мобильную коммерцию. Вступайте, чтобы быть в курсе.
В первой части мы разбирали AR-инструменты, новый подход к доставке, подписку на товары и брендированный платежный сервис.
Сегодня говорим про видеошоппинг, виртуального кассира, умный чат-бот, электронные чаевые и мини-приложения
5. Видеошоппинг
Шоу в Snapchat и Instagram
Видеошоппинг медленно проникает в приложения и становится новым форматом продаж. Летом Snapchat анонсировал несколько шоу, в которых появятся видеопокупки. The Drop покажет, как дизайнеры и знаменитости разрабатывают коллекцию одежды. Зрители смогут купить элементы гардероба прямо во время просмотра. Для этого нужно свайпнуть, когда одежда находится в кадре:
В Instagram функции видеошоппинга появились в разделах Reels и IGTV. Зрители тапают на предметы из видеороликов и покупают напрямую через социальную сеть или на сайте продавца.
Видеомагазин в Facebook
Facebook тоже тестирует видеошоппинг в приложении. Бренд женской одежды Anne Klein провел четыре прямые трансляции, в которых внучка основателя Джесси Грэ Рубенштейн рассказала про эксклюзивные предложения модного дома и показала ограниченную коллекцию одежды. Зрителя покупали товары с экрана в приложении Facebook, не останавливая эфир. В новом году подобные форматы могут появиться и в российских соцсетях.
Кулинарное шоу
Видеопокупки проникли даже в торговую сеть Walmart. Она запустила кулинарную программу совместно с медиа компанией Tastemade. В специальных эпизодах «Struggle Meals» шеф-повар учит готовить праздничные блюда, делится рецептами и рассказывает про необходимые ингредиенты. Зрители отправляют текстовые сообщения на экранный номер, чтобы добавить продукты в виртуальную корзину покупок и заказать корзину на дом. Также все ингредиенты из шоу можно заказать на официальном сайте программы.
Кинопросмотр
В России услуга видеошоппинга появилась благодаря Сберу. Холдинг реализовал ее в ТВ-приставке SberBox совместно с онлайн-кинотеатром Okko. Во время просмотра пользователь останавливает видео — на экране появляется одежда героя из кадра или предметы, связанные с киновселенной: игрушки, посуда и другой мерч:
Зритель видит карточку товара, основные характеристики, сканирует QR-код с экрана и попадает в каталог на Ozon или Lamoda. Маркетплейсы — первые и единственные партнеры Сбера для видеошоппинга. Ozon выводит на экран товары из категорий: игрушки, электроника, книги, одежда, дом и рыбалка. А Lamoda выводит только одежду и аксессуары.
6. Виртуальный кассир
Из-за пандемии ритейлеры начали тестировать магазины без касс и персонала, чтобы минимизировать количество контактов. Чтобы попасть в магазин, покупатель устанавливает мобильное приложение и сканирует QR-код на входе. Покупатель попадает внутрь, набирает продукты, самостоятельно сканирует их через приложение и оплачивает через терминал или приложение магазина.
Так работает магазин «Пятёрочка #налету » в Москве, который открылся в конце октября. Это первый магазин X5 Retail Group с полностью автоматизированной системой покупок:
В другой модели автоматизированного магазина покупатель просто набирает продукты в корзину и выходит из него, а приложение автоматически списывает сумму покупки с банковской карты. В таком магазине установлены камеры и работает технология компьютерного зрения. Она отслеживает количество товаров на полках и собирает товары, которые берет покупатель, в виртуальную корзину.
Так работает платформа AiFi Oasis — она планирует открыть 330 новых магазинах в Европе и США в 2021 году. И первый магазин Сбербанка, Visa и «Азбуки вкуса». Попасть в магазин можно через мобильное приложение Take&Go:
7. Чат-бот с искусственным интеллектом
Чат-боты в мессенджерах уже выполняют базовые функции мобильных приложений и привлекают пользователей для более сложных операций. Альфа-Банк стал первым российским банком, который использует такого чат-бота. Alfa Message за несколько секунд активирует бесплатную цифровую карту по номеру телефона. Владелец может добавить карту в мобильный кошелек и оплатить ей покупки. Бот умеет совершать базовые переводы, выдавать деньги с помощью QR-кода и отправлять заявку на получение кредита. При этом не нужно быть клиентом банка:
8. Электронные чаевые
2020 — год прямых эфиров. Бренды презентовали товары, рассказывали как подбирать гардероб, сочетать цвета в интерьере и устраивали мастерклассы. В новом году пора брать электронные чаевые за полезный контент. Сотрудники магазинов будут консультировать и просвещать покупателей в прямых эфирах, а пользователи будут оставлять электронные чаевые. Для этого достаточно оставить ссылку или QR-код в трансляции.
Lamoda и Ozon уже тестируют такой вид вознаграждений для курьеров и сотрудников пунктов выдачи. Ozon разработал и применил собственную технологию в приложении. А Lamoda подключила сервис CloudTips. Чтобы оставить чаевые, покупатель сканирует QR-код в пункте выдачи или на визитке курьера — в браузере открывается личная страница курьера, а покупатель указывает размер чаевых и переводит:
9. Мини-аппы
По данным New Retail и CS-Cart Россия 61% ритейлеров планируют запустить маркетплейс в ближайшие 3 года. Основное преимущество — расширение аудитории и ассортимента товаров без крупных вложений. Но половина ритейлеров не знает, как популяризировать и продвигать новый маркетплейс. Новая площадка будет воевать за клиентов с Ozon, Lamoda, Яндекс.Маркет и Wildberries. Сколько вложений понадобится на такую битву — неизвестно.
В 2021 году разумнее фокусироваться на базе постоянных клиентов: изучать их потребности и интересы детальнее и предлагать новые смежные услуги внутри своего приложения. То сеть добавить мини-сервисы из того же рыночного сегмента:
Представим, что мы бренд одежды с собственным мобильным приложением. Что хотим? — масштабироваться, повышать вовлеченность пользователей и увеличивать прибыль. Мы проводим исследование и понимаем, что свой маркетплейс — дорого и туманно, а сторонний — невыгодно.
Еще мы узнали, что наши клиенты после покупки одежды пользуются разными услугами: сдают вещи в химчистку, подгоняют одежду по фигуре, нанимают стилистов, наносят принты и ищут центры, куда можно сдать старую одежду. Мы можем предложить все эти услуги внутри нашего приложения. А если добавим полезный контент, инструкции и лайфхаки — закроем все потребности покупателя, связанные с нашим продуктом:
Экосистема предоставляет весь цикл услуг внутри одного приложения. Она становится для пользователя отдельным цифровым миром бренда: со своими кошельком и валютой, подпиской на услуги и товары, персональным контентом, виртуальными инструментами и личным помощником. Поэтому главная задача mcommerce-приложений в 2021 году — трансформация в цифровую экосистему.
На этом все! Спасибо, что прошли вторую часть пути.
P.S. Мы делаем большой обзор про то, как развивать коммерческое приложение в 2021 году: мы тестируем мобильные приложения, оцениваем пользовательский опыт и фиксируем проблемы. А затем собираем лучшие практики российского и зарубежного рынков в единый документ.
Обзор — бесплатный, получить его можно через заявку на сайте.
P.S.S. Теперь точно все. До встречи!