Каким будет независимый новостной агрегатор бывшего руководителя «Яндекс.Новостей»

Детали продукта Лев Гершензон рассказал проекту «Русские норм».

Лев Гершензон
Лев Гершензон

В конце марта 2022 года экс-глава «Яндекс.Новостей» Лев Гершензон объявил о планах запустить два ИТ-проекта — платформу для координации волонтёров и новостной агрегатор, над разработкой которых думал минимум пять лет.

Причём агрегатор будет работать по тем же принципам, которым хотела следовать первоначальная команда «Яндекс.Новостей».

Как хотят работать

  • Основной «продукт» — это страница, которая будет рассказывать про новостные события в телеграфном стиле: «с фактами, объектами».
  • Источники будут ранжироваться по цитируемости — чтобы читатель понимал, почему то или иное издание выше или ниже остальных. «Почему [самая популярная в выдаче] статья — это закрытый пейволлом материал NYT со спутниковыми снимками из Бучи? Не потому что мы так захотели, а потому что все остальные пишут про неё — потому что именно NYT их откопало, сверило», — объясняет Гершензон.
  • У проекта есть «амбициозная идея». Если агрегатор привлечёт массовую аудиторию, «таким же массовым станет дефолтное поведение делать выбор», когда хочется получить больше деталей: какой источник читать, на какой заголовок нажимать. Выбирать всегда неудобно, но в новостях важна сама опция выбора, считает Гершензон. Если текст резонансный, его должны хотя бы увидеть, а читать или нет — вопрос второстепенный.
  • На старте агрегатор будет собирать новости в том числе у официальных российских медиаисточников — это, например, «Интерфакс», «РИА Новости», «Коммерсантъ», «РБК». Но их будет «не много».

У меня нет задачи доказать, что у нас всё равное, потому что это не поляризация — это более неравные условия. Есть режим большего благоприятствования формальным СМИ, которые являются не СМИ, а инструментами пропаганды.

И по бюджетным деньгам, которые идут на их работу... И по «Яндекс.Новостям», где RT и «РИА Новости» получают десятки миллионов аудитории с главной страницы «Яндекса».

И по тому, что все независимые СМИ не только не имеют доступа, а есть [ещё] масса других средств, которые их выдавливают — законы и блокировки... Поэтому говорить о равноправии смысла нет.

Лев Гершензон

Откуда возьмут деньги

  • Агрегатор не собирается продавать рекламу и вместо этого думает выручать деньги с подписок на добровольные пожертвования. Но так как проблемы с донатами в России возникают теперь даже у благотворительных фондов, «российская часть агрегатора, скорее всего, пока не будет зарабатывать».
  • Над проектом трудится чуть больше 20 волонтёров, но когда-то и они наверняка устанут работать бесплатно. Один из способов достать деньги — запустить фандрейзинг. Именно это направление сейчас прорабатывает Гершензон, поскольку деньги нужны ещё и на дорогих айтишников.
  • А дорогие айтишники нужны по одной простой причине: продукт очень сложный, «потому что его нет» (видимо, Гершензон намекает на то, что на рынке нет ничего подобного, — vc.ru). «А если ты делаешь вещь, которой нет, неопределённость гораздо больше», — объясняет бывший руководитель «Яндекс.Новостей».
  • Сейчас команде важно запустить хотя бы MVP-версию, чтобы примерно понять: в нужную ли сторону она идёт, есть ли смысл сервисом пользоваться и как ведёт себя аудитория.
17
27 комментариев