No-code инструменты: мини-срез рынка в цифрах и мнениях
За годы работы на рынке России и СНГ, мы собрали огромную базу активных пользователей, реализовали десятки тысяч сценариев внедрения no-code в процессы стартапов, малого и большого бизнеса. Изучили наших клиентов и тех, кто ими так и не стал. И решили выяснить: какое место no-code занял в стеке решения проблем бизнеса, причины его выбора или не выбора.
Немного контекста
Мы занимаемся разработкой no-code конструктора Albato — он помогает настраивать интеграции сервисов и автоматизировать рутинные процессы. В сентябре этого года мы проводили опрос среди компаний, использующих no-code инструменты и пользователей нашего сервиса, чтобы подтвердить несколько гипотез и получше узнать запросы рынка. Нам удалось собрать ответы 200+ компаний, а также получить комментарии от достаточно крупных игроков — команд Zerocoder, Code Breakers, Алгоритмики, Next Level Agency, RocketSales.
Несмотря на то, что уже многие компании активно используют no-code и low-code инструменты, (про Tilda, Notion или Miro вы точно слышали) исследований на эту тему достаточно мало. Поэтому хотим поделиться выводами, которые получили на основе проведенного опроса.
Ключевые выводы
Наиболее популярная задача, которая решается с помощью no-code — это автоматизация процессов в маркетинге. В основном, из-за возрастающего количества сервисов, с которыми работает маркетолог и необходимости анализировать все большее количество данных.
Основные причины отказа от классической разработки в пользу no-code решений — это высокие затраты, скорость разработки или недовольство соотношением расходов и полученного результата. Комбинация no-code и классической разработки может стать оптимальным решением для бизнеса.
- Задачи автоматизации процессов сейчас чаще всего являются дополнительной обязанностью специалистов. Однако компании начинают уделять этому вопросу все больше внимания, вторым по популярности вариантом является наличие выделенной роли под процессы автоматизации.
- Среди преимуществ no-code выделяют удобство использования, скорость внедрения и наличие готовых шаблонов/решений
Основным недостатком называют ограниченный функционал
Аудитория: кого мы спросили?
Большую часть опрошенной аудитории составляли специалисты из компаний размером до 50 человек. В выборку попали руководители отделов, владельцы бизнеса, аналитики, менеджеры проектов, специалисты по маркетингу, сотрудники отдела продаж и разработчики.
Задачи: что решают с помощью no-code?
Если говорить в общем, то самым популярным сценарием использования no-code стала автоматизация как отдельных бизнес-процессов, так и целых отделов.
В опроснике можно было выбрать несколько вариантов, поэтому сумма итоговых процентов превышает 100%
Чаще всего с помощью технологий и инструментов «без кода» автоматизируют маркетинг — более половины всех опрошенных указывают лидогенерацию, работу с рассылками и воронками продаж.
Мы предположили, что для этого есть две основных причины:
- количество сервисов, которыми пользуется маркетинговый специалист, в среднем, варьируется от 5 и до бесконечности
- необходимость собирать аналитику по большому количеству данных из множества сервисов (это подтверждается и результатами исследования, 24% используют no-code для построения отчетов и аналитики)
Автоматизация в этом случае помогает сократить время, которое сотрудники тратят на перенос данных из системы в систему и сократить фактор «человеческой ошибки» при сборе аналитики. Что, в свою очередь, помогает сэкономить маркетинговый бюджет.
Отчасти, это подтвердилось ответами — мы просили участников опроса также дать оценку факторам, которые побудили начать искать решение для автоматизации.
Наиболее высокие оценки получили следующие:
- Появление потребности собирать данные для анализа и улучшения результатов
- Процессы стали бесконтрольными, требовалась оптимизация
- Выросло количество используемых сервисов, требовалась синхронизация команд
Ну и реже, no-code технологии используют в автоматизации торговли (26%), а также для проверки гипотез.
В команде Next Level Agency на наши вопросы о том, какие инструменты используют в работе и какую основную «боль» закрывает no-code получили такой ответ:
Используем Tilda, K50, Power BI. Снижаем зависимость от программистов, при нормальном уровне автоматизации процессов.
No-code VS Классическая разработка в задачах автоматизации
Мы также интересовались, есть ли в компаниях, использующих no-code, собственный отдел разработки, либо практика сотрудничества со студиями и внешними разработчиками.
Картина сложилась следующая:
- Половина компаний не имеют собственного отдела разработки
- Другая половина либо обращается к разработчикам на аутсорс при необходимости, либо имеет своих программистов в штате.
Есть ли у вас в компании программисты?
Вот например, каким комментарием поделилась команда интегратора RocketSales:
Отдел разработки есть. Решение применять ли в задаче ноу-код или классическую разработку принимает эксперт, работающий с запросом. Но приоритет всегда в сторону реализации через ноу-код сервисы или готовые решения.
Тут мы решили уточнить: что заставляет компании у которых есть ресурсы разработки и выделенный бюджет, использовать no-code?
Тут в целом интересно то, что наличие своего отдела разработки и бюджета не становится для компаний поводом отказываться от no-code решений. Основная причина — Time To Market. No-code инструменты уже рассматриваются как как реальная альтернатива, позволяющая сделать необходимое решение быстро, при этом имея сопоставимый уровень качества.
Чтобы поглубже разобраться в причинах, мы попросили оценить по 10-балльной шкале, какие факторы имели наибольшее влияние в отказе от «хардкода».
Почему перешли на no-code инструмент?
Всем на самом деле знаком этот заветный «треугольник выбора» — быстро, дешево и качественно. И в большинстве случаев, выбрать все сразу не получится — в чем-то придется уступить. Особенно тяжелой ситуация становится, когда итоговый результат слишком далек от ожиданий, и недовольство заказчика только усугубляется сроками ожидания.
Проблемы тут известны: зачастую аутсорсинговые компании берут проекты, которые просто не проходят через юнит-экономику и заказчик это не совсем понимает. Приходится чем-то жертвовать. А инхаус разработка постоянно под давлением бизнеса и сроков. Но в таком случае, комбинация no-code и классической разработки как раз может стать оптимальным решением для бизнеса во многих аспектах.
Например, когда для оптимизации рутинных задач используется no-code, а над более сложными и высокоуровневыми работают программисты. Это одновременно снижает стоимость, позволяет ускорить процессы и не тратить драгоценное время разработчиков на базовые задачи. В таком тандеме также появляется возможность закладывать более объективные сроки и понимать реальную стоимость, с сопоставимым качеством.
Как в целом обстоят дела с автоматизацией в компаниях?
Почти в половине случаев (45%) задачи автоматизации возлагаются дополнительно на одного из сотрудников в команде. Чуть больше четверти компаний (26%) отводят эту роль отдельному человеку. Также 17% опрошенных компаний отдают процессы автоматизации на аутсорс.
Вновь поделимся комментариями от команд Next Level Agency и Алгоритмики. Мы спрашивали есть ли в их команде/компании сотрудник, отвечающий за автоматизацию и почему пришли именно к такому решению.
По каждому блоку есть специалист. Аналитик по Power Bi , специалист по контексту по К50, дизайнер по Тильде. Раньше это были бы те же люди, но к каждому по несколько программистов.
Есть выделенная команда автоматизации продаж, отвечающая за техническую настройку всех сервисов и связки их - CRM, телефония, букинги, лэндинги и пр. Для более быстрого роста, необходим фокус и выделенные компетенции.
Кто уже работает с no-code: на что обращают внимание
Нам также было интересно узнать, какие факторы являются определяющими при сравнении различных no-code решений. Мы предлагали дать оценку следующим факторам:
- Не устраивало соотношение цена/результат
- Не устраивала тех. поддержка
- Высокая цена
- Сокращение бюджета на ПО
- Ни одна из ситуаций
Выводами в этой секции особо похвастаться не сможем, самые высокие оценки собрал последний вариант. Так что будем рады, если уже проходили через процесс выбора и поделитесь своими мыслями в комментариях.
Заменит ли no-code классическую разработку?
Нас также интересовало, какие недостатки и преимущества видят пользователи no-code платформ по сравнению с обычной разработкой — на этот вопросы мы попросили пользователей ответить развернуто. Мы также спросили, сможет ли no-code заменить классическую разработку. Так как ответы на эти вопросы во многом дублировали друг друга по смыслу ( в да/скорее да — указывали преимущества, в нет/скорее нет — недостатки), то мы решили показать распределение ответов, с самыми часто встречающимися комментариями.
А еще, мы обратились к командам онлайн-университетов Zerocoder и Code Breakers, поскольку компании, занимающаяся обучением специалистов внимательно следят за потребностями рынка и во многом видят намечающиеся тренды. Мы задали им несколько вопросов и получили ответы от Анны Радзиевской, основательницы Code Breakers и Кирилла Пшинника, CEO университета Zerocoder
Как изменился спрос на рынке? Растет ли популярность инструментов, какими темпами?
Кирилл: Вдвое выросла заинтересованность в образовательные продукты по ноукоду. По выручке мы растем кратно — октябрь 2022 года показывает втрое лучше результаты, чем октябрь 2021.
Анна: В России, до 2020 года, в принципе не было рынка no-code как такового — не было концепции и понимания, что такое «разработка без кода», и какого уровня продукты можно создавать. С началом пандемии у людей произошла смена парадигмы, нужно было быстро переходить в онлайн, менять бизнес-модель, тестить гипотезы в очень сжатые сроки и классические методы разработки не могли предложить данного решения. Это было одним из бустов для развития no-code в России и СНГ.
Но даже при наличии у no-code множества преимуществ, скорость его распространения была не такой высокой. Основными сдерживающими факторами были недоверие и неинформированность людей про no-code, а также отсутствие специалистов, кто владел бы такой разработкой. Мы в Code Breakers как раз и занимались формированием рынка и подготовкой no-code специалистов, ведь спрос со стороны бизнеса рос с огромной скоростью. А вот выполнять заказы было некому, т.е. не выполнялось условия supply/demand.
Какие основные препятствия на пути распространения и внедрения no-code технологий?
Кирилл: Скепсис со стороны классической разработки и недостаточный уровень знания о no-code среди тех, кому он мог бы потенциально облегчить работу. Поэтому у нас есть две важные задачи: подружить разработчиков и ноукодеров и широко делиться кейсами о том, какие задачи бизнеса может решать no-code. Санкции не стали преградой для использования сервисов, часть зарубежных по-прежнему работают (плюс есть open source), отечественные решения активно развиваются.
Анна: Я считаю, что наиболее «сдерживающие» 3 фактора:
- низкая информированность людей о таком методе разработки
- пока еще высокое недоверие
- недостаточность специалистов, кто владеет no-code
Это довольно нормальные вещи для нового рынка, который дизраптит существующий, ведь мы пока что находимся только в самом начале развития no-code.
С точки зрения мощности самих no-code инструментов, я считаю, что фаундеры таких платформ довольно быстро продвигаются в этом направлении и расширяют функционал и мощность с огромной скоростью. В особенности, если посмотреть сколько инвестиционных сделок было проведено за последние годы в данной сфере, то видно курс развития.
Каким видите будущее no-code?
Кирилл: Он кратно расширит возможности бизнеса (как крупного, так и малого) по взаимодействию с клиентами, HR-функционалу и запуску новых проектов. Сейчас ноукодеры — это фрилансеры, работающие преимущественно проектно. Но уже заметно, как IT-бизнес нанимает к себе в штат специалистов с no-code в стеке. Мы ожидаем, что в России западный тренд повторится и адаптируется под реалии рынка и запросы бизнеса.
Также no-code станет подспорьем для уже имеющихся специальностей, возможно, в скором времени команды будут искать продактов или маркетологов, владеющих такими инструментами.
Технический прогноз: no-code постепенно будет выходить за пределы мобильной разработки и затронет другие инструменты.
Анна: Я думаю, что мы идем туда, где использование no-code будет как excel-табличка, то есть интегрировано в basic навыки любого человека. Также 80% бизнесов не нужно будет использовать разработку, все можно будет сделать без кода или максимум, применяя low-code. Классические разработчики будут также нужны, но разрабатываемые ими продукты будут уже намного более узконаправленные, как: разработка no-code платформ, инфраструктурные проекты, технологические, блокчейн и т.д. А все базовые бизнес-процессы будут точно создаваться без привлечения разработки.
Вместо заключения
Мы действительно верим в большой потенциал no-code во многих вопросах и надеемся, что этим исследованием смогли подсветить то, какое место он занимает в процессах современного бизнеса.
Если будут вопросы — готовы ответить в комментариях!