Как стартап внедрил корпоративный мессенджер для общения между сотрудниками
А когда у компании появились первые клиенты — перенес туда всю внешнюю коммуникацию. Рассказываем в кейсе HPC-Park.
Знакомимся с HPC-Park
Ребята с 2019 года занимаются решениями для высокопроизводительных вычислений (HPC). IaaS-платформа для работы с искусственным интеллектом (машинное обучение нейронных сетей), HPC кластеры, ИТ-интеграция и вообще все, что связано с суперкомпьютерами и большими данными – это к ним. Ниже объяснили, почему компания вообще делает то, что делает:
Обучать искусственный интеллект долго и дорого. Нужно достать оборудование, создать архитектуру, выделить место в ЦОД и ресурсы на поддержку. Для компаний получается слишком много затрат и головной боли. Чтобы эту боль снять, мы начали разрабатывать облачную IaaS-платформу для высокопроизводительных вычислений.
Получилось успешно – платформу сделали своими силами и в 2021 году выкатили релизную версию. По сути, ребята предоставляют контейнеры с популярными фреймворками для машинного обучения: PyTorch, TensorFlow с передовыми ускорителями вычислений. Интересный факт – аппаратная часть платформы заняла 22 место в рейтинге суперкомпьютеров СНГ.
Почему решили устанавливать корпоративный мессенджер
Когда компания два года назад выбирала корпоративный продукт, в приоритете была внутренняя коммуникация. На рынок в то время стартап еще не вышел и с клиентами не общался. Поэтому в первую очередь закрывали задачу взаимодействия сотрудников.
Что было важно в начале проекта:
1. Перейти на одну платформу вместо зоопарка сервисов.
До перехода на чисто корпоративный продукт сотрудники совещались в Zoom и общались в чатах WhatsApp или Telegram. Zoom всем нравился, и компания оформила подписку. В переписке же единого стандарта не было – сотрудники пользовались всеми мессенджерами, к которым привыкли в жизни.
Одна платформа = все чаты собраны в одном месте, а не разбросаны по разным мессенджерам.
2. Убедиться в том, что информация не утечет.
С самого начала работа стартапа предполагает коммерческую тайну. Поэтому очевидно в чатах циркулирует чувствительная информация: технические детали продуктов, финансовые показатели, внутренняя дорожная карта и т.д.
В консьюмерских мессенджерах все это попадает на сервера самого мессенджера. Это небезопасно. А еще сложно контролировать, куда уходят важные документы.
Например, Вася, менеджер по продажам, получил внутренний роадмап разработки продукта. В нем указаны даты релиза функций, которые влияют на подписание контрактов с заказчиками. Вася сохраняет документ на телефон и за деньги отправляет конкурентам. Они корректируют свой план разработки и в течение года забирают себе всех клиентов. Мораль: действия Васи принесли ущерб, и их следовало контролировать.
Корпоративный мессенджер = хранение информации на собственных серверах компании, политики доступа к документам и администрирование сотрудников.
3. Не мудрить и выбрать мессенджер, похожий на привычные сервисы.
Чем больше корпоративная платформа похожа на WhatsApp или Telegram, тем меньше времени сотрудники адаптируются. Компания выбирала мессенджер с набором функций, как в лучших потребительских приложениях.
Почему выбрали именно eXpress
В первую очередь потому, что мессенджер закрывает задачи коммуникации. Внутри есть чаты, звонки и видеоконференции, как в Zoom. UX/UI максимально приближен к WhatsApp и Telegram – сотрудникам компании не пришлось переучиваться и читать километр мануалов.
Вторым по важности вопросом была информационная безопасность и защита данных компании.
Что предложил eXpress:
- Установка платформы на собственных серверах компании. Информация всегда под контролем.
- Все криптоплюшки: end-to-end шифрование, защищенный контейнер приложения. Сообщения и медиа зашифрованы, посторонний человек не может их прочитать или посмотреть.
- Контроль доступа пользователей к определенным файлам. Если сотрудник не бухгалтер и не топ-менеджер, скачать или просмотреть отчет он не сможет.
- Запрет на сохранение и экспорт данных в сторонние приложения. Если документ конфиденциальный, скачать или направить его в другое приложение невозможно.
- Режим повышенной конфиденциальности – аналог знакомых секретных чатов.
А еще компании два года назад понравилась бот-платформа eXpress. Через ботов сотрудники согласовывали документы, настраивали переброску уведомлений из почты в мессенджер и решали десятки других задач.
Что изменилось, когда компания вышла на рынок
После того, как на протяжении года мессенджер использовали только для общения внутри, стартап начал активно контактировать с клиентами. Появилась новая задача – коммуникация с внешними пользователями.
Возвращаться к публичным мессенджерам – не вариант, потому что небезопасно. Показывать заказчику в том же WhatsApp или Telegram планы или технические детали – это риск. У клиентов, к слову, тоже есть свои ноу-хау, и идея выбросить их в открытый доступ не вдохновляла.
Тогда внешнее общение перенесли в eXpress. Как так вышло:
- Часть заказчиков уже использовала мессенджер. Не нужно было танцевать с бубном, чтобы вести клиента от пресейла до технической поддержки готового проекта.
- Некоторым заказчикам HPC-Park устанавливал платформу самостоятельно. Навыки сотрудников позволяли. И мы тоже 😉
- Единицы использовали мессенджер на публичном контуре. Разворачивать eXpress в планы не входило, но установить приложение и зарегистрироваться заказчик не отказывался.
Общаться между разными организациями получилось благодаря Федерации eXpress – единой сети корпоративных серверов. Дополнительные инструменты внедрять не потребовалось, а вся коммуникация проходила в одной корпоративной платформе.
Планы на будущее
Сейчас eXpress перешел в лигу супераппов. Поэтому впереди задачи интеграции с корпоративными системами и разработка встроенных приложений Smart Apps под задачи HPC-Park.
Например:
- Интеграция с Service Desk для технической поддержки клиента 24/7.
- Интеграция с системой электронного документооборота. Чат-боты уступают место более современным товарищам.
- Работа над мессенджинговой частью. Когда писали статью, уже выпустили треды. В процессе реакции, статусы пользователей и куча других плюшек.
В общем, еще много всего интересного. Работаем дальше.
Молодцы, и спасибо что поделились.
Мы в своей внутренней компании используем mattermost. Похож на slack , и цепляется через доменную учетку и Gitlаb
Спасибо за обратную связь
Расскажите, если не секрет, давно развернули маттермост? И какие функции/особенности для вашей команды ключевые?
Хм, а не проще ли просто Телегой пользоваться?
Проще, если нет заморочек с безопасностью.
А так ребятам нужен был мессенджер на своём сервере. Но бесплатную и клевую телегу на свой сервер не запилишь.
Ну и ни компании, ни клиентам не улыбалась перспектива вливать коммерческую тайну в public мессенджер. Писали об этом в статье.
Круто!
Спасибо :) мы стараемся
А считали экономическую выгоду после разработки и внедрения?