Почему большим компаниям мало просто мессенджера и зачем им суперапп
В статье подумали, почему разработчики стремятся вместить больше сервисов в одно приложение. А еще рассказали, как выглядят корпоративные супераппы, и зачем они корпорациям с 1000+ сотрудников.
Эволюция приложений началась с потребительского сегмента. В сторах появились десятки полезных бытовых сервисов: заказ такси, доставка еды и продуктов, e-com, каршеринг, покупка билетов. Люди привыкли к отдельным кнопкам на рабочем столе под каждый из них. А вот для разработчиков создание, публикация и обновление такого количества приложений – головная боль.
Тогда взлетела концепция супераппов, которые объединяют кучу сервисов. Идея зашла, и вот почему:
- Меньше ресурсов на разработку и обновления. Супер-приложение – это нативная оболочка и набор мультиплатформенных web-аппов внутри, которые добавляют и обновляют без заморочек с Google Play и App Store. Плюс создать web-аппку проще и дешевле, чем пилить функцию на нативных инструментах.
- Больше свободных мегабайт на устройствах пользователей. Для сравнения на iPhone: приложение Яндекс.Еды занимает 196 Мб, Яндекс Go – 245 Мб. А там, помимо еды, еще доставка продуктов, маркетплейс, такси и каршеринг.
В итоге концепция прижилась, результат – в смартфонах пользователей. Приложения держатся в топе российского App Store и Google Play: Яндекс Go, Тинькофф, Сбер.
Нетипичный пример – Telegram. Популярный мессенджер тоже поймал волну – на платформе Mini Apps появился банкинг (во всяком случае нам показали, как он выглядит), интернет-магазины, а еще игры и т.д. Полноценным супер-приложением Telegram назвать сложно, но направление интересное.
К слову об играх, если не знали – вбейте в строку поиска телеги @gamee. Осторожно: залипательно.
Тренд на составные приложения докатился и до корпоративного сегмента. По мнению аналитиков Gartner преимущество такого подхода – гибкость и способность быстро адаптироваться к внешним факторам.
Зачем суперапп компаниям
Сразу уточним: говорим о крупных корпорациях. Разберемся, что, кроме имиджевых плюшек, им дает суперапп.
1. Мобильный интерфейс для рабочих инструментов
Сотрудники не прикованы к офисному креслу. Люди хотят работать на любом устройстве и не сидеть 100% времени за клавиатурой рабочего ПК.
С этим тяжело: на смартфоне или планшете доступен минимум рабочих приложений – мессенджеры, видеоконференции, CRM и облачные таск-трекеры. Этого мало, и только корпоративный мессенджер проблему не решит. Нужны мобильные версии всех cloud и on-premise сервисов.
Суперапп задачу закрывает – внутри встроены веб-мордочки для всех программ, даже тех, что раньше были доступны только на рабочем ПК.
Пара кейсов для наглядности.
- Ситуация первая. Генеральный директор компании приезжает в офис к партнеру обсудить вопросы сотрудничества. В начале встречи на телефон приходит сообщение с просьбой срочно подписать договор с заказчиком в системе электронного документооборота. Вместо того, чтобы срываться в офис к рабочему ПК, топ-менеджер открывает корпоративное приложение и ставит подпись в смартаппе ЭДО.
Ситуация вторая. HR-департамент проводит онбординг с десятью сотрудниками. Состыковать ребят на конференцию не получится – они живут в разных городах, плюс новичков уже подключили к проектам. Найти свободный слот, когда созвониться может каждый – задача та еще. Ситуацию решит смартапп онбординга. Сотрудники сами пройдут его в приложении, когда появится время.
2. Более быстрая разработка и обновления
Сервисы, встроенные в суперапп, – это мультиплатформенный веб. Разрабатывать и обновлять их можно быстрее, чем отдельные клиенты для каждой мобильной платформы.
Объясняем: если у команды уходит спринт на встроенное веб-приложение, на нативную разработку она тратит как минимум два – один на iOS, второй на Android.
Что в итоге: компания тратит а) меньше времени на создание встроенного сервиса, б) меньше денег, так как платит одной команде веб-разработчиков.
А еще смартаппы проще обновлять: не нужно пилить апдейты отдельно для каждой ОС и ждать, когда их опубликуют в App Store и Google Play.
Как выглядит корпоративный суперапп, и что он умеет
Объясним коротко: это мессенджер + дополнительные сервисы для работы. Поэтому возможности приложения делим на три категории:
- Привычные функции общения. Фундамент – мессенджер, поэтому must have список такой: чаты и треды, почта, календарь, боты, звонки и конференции.
- Встроенные приложения для кадровых сервисов. В них сотрудники оформляют справки, отпуска и командировки, получают зарплатные листки, проходят обучение или онбординг.
Встроенные приложения для корпоративных платформ. В списке электронный документооборот и менеджеры задач, корпоративные порталы, CRM и ERP, аналитика, трансляции – все, к чему нужен мобильный доступ.
Такие приложения уже появляются и развиваются. Вот здесь, например, можно почитать об Atom Space – это платформа атомной отрасли, созданная на базе eXpress.
В корпоративных супераппах, как и в потребительских приложениях, работает главная страница.
Это единая точка доступа ко всем рабочим инструментам. Со стартового экрана сотрудник открывает чаты и конференции, прыгает в корпоративные системы или читает новости и анонсы компании.
Главная страница – еще и центр уведомлений. Все уведомления из мессенджера, почты, CRM, таск-менеджера и других сервисов падают в один раздел.
Если у вас есть креативные идеи, что еще можно добавить в суперапп для больших корпораций – welcome в комменты. Будем рады обратной связи. Работаем 💪
Комментарий недоступен
Зачем изобретать велосипед? Можно использовать готовое корпоративное решение с ЭДО, постановкой и контролем задач, календарями. Сейчас есть достойные отечественные решения, которые моментально интегрируются в работу)
Привет, помним вас :)
Речь в статье все-таки о мобильных супераппах со всеми функциями для работы. В решении, которое вы описали, не хватает мессенджера, кадровых сервисов и окошек с ключевыми бизнес-сервисами. То есть задачу сделать работу мобильной решение не закрывает.
Достойные решения есть, не спорим, но с точки зрения супераппов их рассматривать не получится :)
А в чем тут изобретение велосипеда, я не понимаю? В сфере корпоративных платформ коммуникаций уже давно тренд на разработку различных встроенных приложений (CRM, BI, почта, календари и тд. тп.), перечень которых каждая организация подбирает себе по своим нуждам и исходя из ранее используемых сервисов/приложений. Может вы застряли во времени, предлагая фиксированные решения для работы команды?)
Битрикс рулит!
это же сарказм?😁
Полностью согласна! Мы подключили суперапп для онбординга+найма персонала – очень удобно все отслеживать нам HRм и от сотрудников часто прилетают слова об удобстве использования, особенно всем понравилось наличие мобильной версии, считаю что это мастхэв!