СДО, Фрейд и домашние тапочки: кейс-рефлексия без зарубежного софта и с вашими лайками🧦👨🏻🏫
В сообщениях нет непрочитанных, тексты и контрольные проверены, а вебинары собраны в аккуратном календаре. Это не ОКР. Это правильная система дистанционного обучения. Рассказываем, как мы сделали платформу для учебы и попутно немного ругаем ту, которую делали до нас.
На фото — ребус от Восточно-Европейского института психоанализа. Мы не знаем, как его решить, ведь информация об ответе строго конфиденциальна, а решение находили единицы. Может, это получится у вас? Читайте статью и пишите свои догадки в комментариях🤫
В статье ранее мы рассказали, как общаемся с заказчиками, а сегодня поделимся личным опытом проектирования образовательной дистант-платформы.
Начало замеса
К нам обратились специалисты из Восточно-Европейского института психоанализа (ВЕИП), с запросом разработки масштабируемой и надежной системы дистанционного обучения в университете. У них уже была СДО Moodle, но она не подходила под задачи и не выполняла многие требования.
И вот ситуация: наш партнер взял бесплатную СДО, перенес туда людей, наполнил контентом, запустил… и в процессе использования столкнулся с тем, что она тормозит, нет нужных функций, а рутинные задачи (особенно для методистов и сотрудников деканата) остались в распечатках, таблицах и головах. Допилить — дорого и долго (если вообще возможно) , а переходить на новое — менять шило на мыло. Ребята же хотели получить какую-то кастомную и масштабируемую штуку под свои задачи.
Одна из основных задач — конкурировать с классическим офлайн-обучением и мотивировать людей выбирать дистанционный ВЕИП. Некоторые преимущества онлайн-формата очевидны: учиться можно в трениках и домашних тапочках, но даже в них пользоваться неудобной платформой никто не станет. У ВЕИП сильный преподавательский состав, классные программы, нам же оставалось обернуть это в юзабельную систему.
От коллег мы получили такие инструкции:
- упростить работу специалистов, сопровождающих обучение;
- улучшить опыт использования системы студентами и преподавателями;
- сделать дизайн, который бы соответствовал современным стандартам.
Разработка СДО — это не просто "сверстать дневник” и запустить туда учителей и студентов за оценками и знаниями. Потому задачи для себя ставили с расчетом на то, что сложности сейчас воздадутся в будущем:
- досконально изучить нишу: протестировать существующие системы, проинтервьюировать пользователей таких систем, определить слабые места и неудачные решения СДО;
- создать полноценную и максимально гибкую инфраструктуру онлайн-университета;
- разработать и объединить в рамках одной инфраструктуры систему поступления на полноценные и краткосрочные программы, а также электронные деканат и образовательную среду;
- развить систему смешанного обучения: дневного и вечернего;
- сделать понятную и простую ролевую иерархию внутри системы.
Много критики и аналитики
«Когда меня критикуют, я могу себя защитить, но против похвал я бессилен.»
Ясное дело, что покритиковать чужое решение любят все, особенно аналитики. Я убеждена, что благодаря этому мы не погрязаем в болотце готовых решений, а непременно что-то улучшаем.
Начнем с погружения. Чтобы не терять время на лишнюю работу в будущем, всегда стоит начинать с детальной предпроектной аналитики. Мы смотрели, как работает система и пытались это сопоставить с тем, какие задачи ставил ВЕИП (кстати, вы тоже можете посмотреть видеоинструкции рабаты старой системы по ссылке). Это нужно, чтобы на старте понимать контекст бизнеса и его задач. Какие артефакты в итоге получили:
1. Анализ конкурентов
Собрали в Miro дашборд с сильными и слабыми сторонами конкурентов.
Выбрали 23 крупных игрока рынка и посмотрели на их площадки, а 7 конкурентов отобрали для более глубокого анализа и сравнения с Moodle: Skillspase, Teachbase, Ispring, Glokurs, Эквио, Антитренинги, Stepik. Смотрели на то, как реализованы роли и какой функционал они предполагают, как работает чат, как выполнен дизайн, есть ли автоматизация.
2. Аудит платформы
Параллельно с анализом конкурентов мы делали аудит платформы и выделили следующие проблемы:
Дизайн.
Устаревший и неудобный дизайн интерфейса:
- нет четкой структуры страниц,
- низкая контрастность элементов,
- слабая типографика.
Низкая плотность информации:
- несоразмерность элементов сайта,
- слишком крупные обложки курсов,
- проблемы с мобильным отображением.
Плохая верстка:
- элементы интерфейса могут накладываться друг на друга, слипаются или задваиваются,
- огромные пустые пространства.
Нет акцентов внимания:
- важные элементы сайта никак не выделены или их трудно заметить,
- дизайн вводит в заблуждение (кнопки, ссылки, заголовки).
Структура и логика.
Дублирование контента:
- пункты меню повторяются, некоторые разделы бесполезны,
- домашняя страница и личный кабинет частично дублируют контент.
Большая вложенность и низкая доступность:
- чтобы попасть к нужным функциям, приходится делать много лишних действий,
- нет возможности быстрого перехода к часто используемым разделам.
Функционал.
Низкая функциональность:
- нельзя создавать вебинары для разных групп,
- в сообщениях нельзя прикладывать пользовательский контент (скриншот, видео, документы pdf, doc),
- нет возможности выгружать ведомость по студентам,
- нет полноценной возможности переключения между ролями “студент/методист/преподаватель”.
Неиспользуемый функционал:
- много настроек, которые никогда не используются.
Низкая производительность:
- очень долго загружаются разделы и формируются отчеты.
3. Глубинные интервью
Проинтервьюировали все группы пользователей текущей платформы (про интервью подробно рассказали ниже).
4. Карта сервиса (mind map)
Сделали интеллект-карту текущей и будущей системы, чтобы сравнить их и наглядно показать партнеру, что изменится в будущей системе.
5. Фич-лист
Составили приоритезированный и верифицированный функциональный лист.
6. Базовые требования
Зафиксировали основные требования коллег, чтобы на данном этапе учесть и согласовать самый необходимый функционал.
7. План проекта
Распланировали график работ с помощью Диаграммы Ганта.
Про UX и нервные клетки
Обычно люди, которые нервничают по какому-то поводу, многое могут сказать про этот повод. Но прийти к ним и попросить просто высказаться — значит получить поток негодования, а надо получить развернутый комментарий о работе системы. Поэтому мы продумали вопросы для каждой группы пользователей (студенты, преподаватели, методисты) и провели глубинные интервью. Более того, мы записали их на диктофон и транскрибировали. Интервью оказались полезными: мы быстрее подошли к пониманию того, как можно улучшить процессы обучения в целом.
Как и ожидалось, у каждой из групп были свои задачи и, соответственно, свои претензии к нынешней платформе.
Студенты
- должны: изучать материалы, выполнять контрольные и тесты, сдавать зачеты, участвовать в вебинарах, отслеживать свою успеваемость в электронной зачетке и события в календаре;
- на деле: не пользуются системой, а зачастую просто скачивают лекции. Им сложно разобраться в интерфейсе;
- хотят: иметь возможность отслеживать свою успеваемость, видеть расписание занятий, переписываться с преподавателями.
Преподаватели
- должны: выдавать материалы для изучения, проверять контрольные и тесты, ставить оценки;
- на деле: кабинета преподавателя фактически нет, сложный интерфейс, много лишнего отображается на сайте, сложно найти выполненные контрольные работы по конкретной дисциплине, нет возможности нормально общаться со студентом;
- хотят: все это и чтоб работало.
Методисты
- должны: загружать и просматривать сводный табель по преподавателям, редактировать и добавлять материалы для обучения, события в календаре, объявления, курсы и вебинары, контролировать успеваемость студентов;
- на деле: сложно осваивать систему, невозможно восстановить пароль, много лишних кнопок, сложно отслеживать успеваемость, статистика отображается неудобно, не хватает функционала по выгрузке ведомостей;
- хотят: упростить и автоматизировать рутинные задачи, расширить возможности чата (например, управлять приватностью чатов преподавателей, чтобы те могли не получать тонны сообщений напрямую от студентов).
Кроме того, все группы часто сталкивались с техническими ошибками, медленной загрузкой страниц и потерей данных. Все это мы учли в плане проекта новой СДО для института.
Мейк СДО грэйт эгейн
После всего вышеперечисленного мы составили новую структуру системы, основываясь на исследованиях, пользовательских сценариях и собственных представлениях о прекрасном. И только затем приступили к варфреймам (прототипам) и дизайну системы.
Да, работа начинает кипеть еще до разработки фронта, бэка и верстки красивых иконок. Чтобы все в дальнейшем складывалось в красивую и юзабельную картинку, нужно плотно заняться предпроектной аналитикой, планированием, проводить интервью и делать аудит. Как только в наших руках появился этот кейс, мы точно знали: системы дистанционного обучения в России будут и грэйт, и эгейн, а мэйк ит — мы, несмотря на отсутствие зарубежного софта или чего-то там еще.
Но все же красивые иконки — не промт для нейросети (что тоже порой непростая работка) и занимают достаточно большое количество времени и сил. Потому мы попросту не можем не рассказать вам, как шло дело с UX и UI, но это уже другая, интересная и внушительная история.
P. S. Как там с ребусом: смогли разгадать? Пишите ответ в комментариях 🙋🏻♂