Управленческий учет в 1С: есть ли альтернативы?
Из-за того, что сходные по функционалу западные решения (например, Axapta, SAP или Oracle) ушли из России, может показаться, что у 1С не осталось замены на российском рынке. Рассмотрим, так ли это и какая альтернатива доступна в нынешних условиях.
Безусловным лидером среди софта для задач, связанных с организацией управленческого учета, учетом денежных средств, автоматизацией торговли, производства, складскими задачами, казначейством, зарплатами, управлением персоналом на постсоветском пространстве является 1C.
Достоинства и недостатки системы 1С
Перед тем, как обсудить возможные альтернативы, поговорим о достоинствах и недостатках 1C.
Главное достоинство, делающее системы управленческого учета на основе 1С лидером на российском рынке — это то, что 1С в целом является достаточно сильным решением, которое может закрыть весь фронт задач в компании.
Дополнительное удобство возникает также, когда все задачи находятся в одной системе, ее обслуживают 1С-специалисты в штате, либо единый подрядчик, зачастую сотрудничающий с компанией годами и знающий детали своей работы.
Еще одно неоспоримое достоинство 1С в том, что 1C-продукты неплохо интегрируются между собой.
Из-за своей универсальности они и укоренились на рынке, но, тем не менее, это решение часто нельзя считать идеальным. К недостаткам 1С можно отнести недостаточную гибкость решений, низкую производительность и отсутствие двойной записи в большинстве конфигураций и использований. Разберем по пунктам.
Низкая производительность
1C не является высокопроизводительной системой: это факт, с которым пользователям чаще всего приходится мириться. Кроме того, программы этого семейства используют большое количество системных ресурсов, что также не лучшим образом сказывается на скорости работы.
Недостаточная гибкость 1C-решений
Большинство 1С-решений нуждается в дополнительной разработке при внедрении: это само по себе довольно дорого и долго.
Дополнительно, даже самое лучшее ТЗ на разработку верно лишь на 70-75%, а также в процессе работы отдельные детали задач зачастую меняются. В итоге регулярно выходит так, что программисты тратят три месяца, полгода или год на разработку, а заказчик в итоге получает результат,который его не устраивает.
До получения конечного результата часто проходит несколько лет.
Чтобы все работало, сначала нужно писать предварительное ТЗ, затем собирать рабочую группу, которая будет работать в прототипах, собирать замечания и отправлять разработчикам, в середине тестировать, заранее заложив несколько итераций, и закладывать бюджет с учетом того, что сделанное придется частично переделывать.
Многих заказчиков такой длительный и трудоемкий вариант попросту не устраивает.
Отсутствие двойной записи во многих решениях
В большинстве конфигураций данные для управленческого учета в системе 1С хранятся в регистрах, поэтому построенный в системе 1С отчет о прибылях и убытках не с чем сверять. Если в цифрах что-то меняется, требуется дополнительное время на построение отчетности, а потом и на ее проверку. Без встроенного в систему балансового отчета доверять отчету о прибылях и убытках очень сложно.
Чем можно заменить 1С-продукты для ведения управленческого учета
Microsoft Excel
Самый простой и доступный вариант замены 1С — это таблицы Microsoft Excel. Очень часто эти два продукта конкурируют между собой или дополняют друг друга — отчетность собирают в Excel, даже если вся первичка есть в 1C.
Онлайн-решения для малого бизнеса
На рынке программных решений для автоматизации бухгалтерского и управленческого учета существует немало онлайн-альтернатив. Самые известные из них — «Финолог», «Финансист», «ПланФакт».
BI-системы
BI-системы – это мощнейший инструмент для принятия решений на основе наглядного представления. Но перед тем как показать отчетность в BI-системе нужно собрать и стандартизировать данные из всех источников, сделать все необходимые управленческие корректировки, убедиться в достоверности отчета о прибылях и убытках и других отчетов.
Это все решает система автоматизации управленческого учета. И только после сбора и проверки данных можно уже реализовывать отображение в BI-системе.
ФинГрад как альтернатива 1C для организации управленческого учета
Одной из альтернатив 1С на российском рынке является система автоматизации управленческого учета ФинГрад.
Это отечественное программное решение существует с 2002 года и помогает собственникам и руководителям компаний контролировать состояние бизнеса, собирая финансовые данные из разных источников и создавая наглядные отчеты.
Основный минус ФинГрад – мы решаем только три задачи наших клиентов: управленческий учет, казначейство и бюджетирование. Мы не заменяем ЗУП, не являемся складской или производственной программой. Поговорим теперь об основных достоинствах ФинГрад.
Скорость и гибкость
ФинГрад — это low-code система, собирающая данные в единое хранилище и быстро строящая все необходимые отчеты.
Ее скорость (причем сразу в двух разрезах — и скорость получения результата, и производительность системы) является серьезным конкурентным преимуществом. В то же время, первичные данные могут по-прежнему лежать как в 1C, так и в других хранилищах.
ФинГрад — достаточно гибкая система: для ее настройки не обязательно быть программистом.
Систему настраивают финансисты, имеющие базовый технический бэкграунд (на уровне написания макросов или простых SQL-запросов) и понимающие саму задачу.
Сотрудники с экономическим или бухгалтерским образованием и компьютерными навыками на уровне продвинутого пользователя легко и с удовольствием работают с low-code и, если что-то в бизнесе меняется или в ходе проекта появляются новые вводные, самостоятельно донастраивают систему.
Такие специалисты заменяемы: если один финансист уволился, то его преемник смотрит отчетность, настройки и понимает, что и как работает и что и как исправить в случае необходимости.
Первые результаты вы получаете уже через 2-4 недели после начала проекта.
Такой быстрый результат достигается благодаря тому, что ФинГрад настраивают не программисты, а финансисты. Заказчик говорит на одном языке с консультантом, который внедряет систему, что позволяет прийти к именно такому результату, который требуется, в кратчайшее время.
Еще один важный момент — количество справочников и транзакций в базе.
В системе 1С клиентам зачастую не хватает 5-10-20 аналитик субконто. В системе ФинГрад клиенты создают до 1024-х аналитик субконто и сотни миллионов и даже миллиарды проводок.
Удобное распределение данных
В ФинГрад легко настраиваются разные типы распределений для различных статей доходов и расходов.
Клиенты также часто настраивают многоуровневые драйверы распределений и запускают их друг за другом: например, сначала распределение по регионам, потом по подразделениям. Сделать это довольно просто.
Формирование мастер-справочника
Если ни в какой системе нет мастер-данных (так часто бывает, например, в ресторанных системах, где есть 1C и складская система, но контрагент не синхронизирован), то ФинГрад их легко приводит к чистому справочнику. Как следствие, клиент получает единые на всю группу компаний мастер-справочники контрагентов, статей доходов и расходов или статей движения денежных средств, даже если их нет в первичных системах.
Учет внутригрупповых оборотов (ВГО)
Для корпораций и групп компаний учет внутригрупповых оборотов (ВГО) – важная и на редкость актуальная задача. ФинГрад автоматизирует корректировки ВГО в и вы видите отчетность в двух видах: до учета ВГО и после него. Принадлежность компании группе может меняться в зависимости от периода и ФинГрад это автоматически учитывает при расчете корректировок.
Достоверность
Вся финансовая информация в ФинГрад хранится в проводках в двойной записи.
Благодаря этому балансовый отчет всегда сходится и проверяет ваш отчет о прибылях и убытках, а в любую цифру любого отчета всегда можно сделать drill-down до ваших первичных данных.
Во многих системах большинство отчетов собирается формульным методом. Это означает, что если появляется новая информация, которая не была заложена в формулу, она может не отображаться или отображаться неверно в итоговой отчетности. Это может продолжаться несколько месяцев или лет и привести к неправильным управленческим решениям и в итоге к убыткам.
В ФинГраде, благодаря тому, что отчеты строятся на принципе двойной записи, вся информация будет отражена, а задача специалистов — уже после получения общих сумм правильно распределить их по конкретным статьям и аналитикам.
Дополнительные точки контроля
Часто одна и та же информация содержится в двух разных системах, но с различной аналитикой. Например, 1С:Бухгалтерия и 1С:УТ или iiko.
В таких случаях часто данных закачиваются из обоих источников и разница между данными из источников видна на транзитных счетах. Это дает инструмент контроля над перекачкой данных между сторонними системами.
Также ФинГрад полезен для контроля при переходе с одной первичной системы 1С на другую.
Как пример, одна торговая компания переходила с 1C:УТ на 1C:ERP. Меньше чем за неделю настроили так, чтобы в учетную систему ФинГрад попадали данные и из новой системы. А далее на основе тестовых данных проверили, что информация в новой системе вводится и отображается одинаково, то есть корректно.
Выводы
Итак, если вы выбираете систему для управленческой отчетности, бюджетирования и казначейства – ФинГрад, то это оптимальный выбор.
ФинГрад быстро настраивается, его легко интегрировать со всеми источниками в компании, удобно поддерживать ресурсами компании.
Да, в нем нельзя автоматизировать весь контур организации: производственный учет, работу отдела продаж или закупок, но система отлично решает те задачи, для которых была изначально создана.
Если вы чувствуете, что прозрачная и актуальная отчетность и контроль платежей приведут вас к правильным бизнес решениям – пишите нам:
Мы расскажем, какую пользу может получить ваш бизнес от автоматизации.
WhatsApp: +7 (921) 46–13–555