X планирует стать супераппом: разбираем четыре причины, почему идея может провалиться
В конце — делимся пошаговым планом, как сделать нормально
Привет! Это Heads and Hands.
Помогаем создавать сервисы, которые нравятся пользователям и приносят прибыль бизнесу.
👉🏻 В блоге анализируем UX/UI и рассказываем, как сделать круто.
👉🏻 В Telegram разбираем супераппы и их обновления.
Прошло чуть больше года, как Илон Маск купил Twitter и начал изменения. Он провел ребрендинг, переименовал приложение в X и запустил несколько новых сервисов:
Маск вдохновился китайской соцсетью WeChat, которая объединяет несколько услуг в одном приложении. И планирует добавить в X аналог YouTube, LinkedIn, денежные переводы, операции с ценными бумагами и знакомства.
Представьте систему, объединенную в одно приложение. В ней вы сможете делать все: от отправки сообщения другу до заказа гамбургера и оплаты аренды. Вместо 100 приложений у вас будет одно. И оно будет называться X.
В этой статье разберем, почему этот план может провалиться.
Проблема №1. Отсутствие позиционирования супераппа
Позиционирование — это обещание, которое суперапп дает клиентам. Оно создает ассоциацию с приложением и привычку в него возвращаться.
Например, Uber позиционируется как суперапп городской мобильности и ассоциируется с быстрыми и недорогими поездками. А airasia продвигается как платформа для путешественников, которая помогает изучать мир.
На собрании акционеров Tesla Маск заявил, что ниша Х — стать «чем-то полезным для мира». На данный момент четкого позиционирования супераппа нет: из-за этого сервисы добавляются хаотично, а пользователи не понимают, какую пользу могут получить.
Проблема №2. Антимонопольное законодательство США
В США труднее создать универсальное приложение, чем в Китае. WeChat, на который ориентируется Илон Маск, поддерживается государством и держит монополию на рынке. А США, напротив, ограничивает монополию с помощью законов о недобросовестной конкуренции.
Суперапп, который объединяет сервисы из нескольких отраслей, может стать угрозой для свободной конкуренции на рынке. Например, осенью 2023 года Федеральная торговая комиссия подала в суд на Amazon, обвиняя компанию в монополизации рынка онлайн-торговли.
Проблема №3. Недовольство аудитории
За последний год число загрузок приложения X упало на 38% по всему миру и на 57% — в США.
Падение метрик эксперты связывают с ребрендингом Twitter X и движением в сторону супераппа.
Пользователи США вряд ли решатся дать доступ одному приложению ко всем сферам жизни. Можем ли мы себе представить, что будем планировать свидание, записываться к врачу, играть в видеоигры и переводить деньги в едином интерфейсе?
Лишь небольшое число пользователей тестируют новые сервисы X. Так, платную подписку к середине 2023 года оформили только 0,1% аудитории.
Проблема №4. Снижение доходов X
Приложение получает 90% дохода за счет рекламы. Но после того, как X перестал модерировать контент, 200 брендов отказались от размещения рекламы на платформе.
Из-за того, что IBM, Airbnb, Coca-Cola, Microsoft, Netflix и другие крупные компании расторгли контракты с X, компания может потерять $75 млн по итогам 2023 года. Эту недополученную прибыль компания могла бы реинвестировать в развитие супераппа.
Вывод
Эволюция приложения в суперапп — это многоступенчатая задача: нужно продумать позиционирование и детальную концепцию сервисов, изучить лучшие практики и провалы, а еще — учесть мнение пользователей.
В процессе может потребоваться помощь тех, кто уже не раз проходил этот путь.
Какие шаги нужно обязательно пройти бизнесу, чтобы выстроить экосистему и упаковать ее в суперапп — рассказал Кирилл Голубев, Team Lead студии разработки цифровых экосистем Heads and Hands.
Спасибо за внимание!