Информационные вирусы: как треш-контент захватывает наше внимание?

Обычный биологический вирус — это белок, передающийся от человека к человеку воздушно-капельным или половым путем.

Информационные вирусы: как треш-контент захватывает наше внимание?

Трансмиссия информационных вирусов в социальной среде происходит через алгоритмы ранжирования социальных сетей и пользовательские мессенджеры, когда носитель вируса делится ссылкой на сообщение.

Биологический вирус размножается везде, где может зацепиться. У него такая программа. Информационный вирус размножается, если цепляет эмоционально, и его передают по сети контактов.

Биологический вирус служит сам себе. Информационный вирус служит цели его создателя. В случае YouTube — это монетизация. Буквально формула: чье-то время на просмотр + лайки и комментарии —> деньги.

Тему подкинул YouTube, когда я искал иллюстрации алгоритмов рептильного мозга. Его система ранжирования начала транслировать истории «шершень против скорпиона». Видео не претендовало на научность или познавательность. За 5 минут было показано, как одно хищное насекомое поедает другое, подсаженное в банку.

Никто не удосужился описать повадки, среду обитания, характеристики особей и причины, по которым они могут драться. Насекомых просто бросали в банку «посмотреть, что будет». Это максимально дешевый в производстве контент для получения реакций. А чтобы не словить бан, делали оговорку, что это не жестокость, и мы вообще против жестокости, а живое кормление.

Через некоторое время я обнаружил в выдаче Shorts с одинаковым сюжетом, отличающимся только парами хищник-жертва:

  • Набережная: на кромке у воды стоит ротвейлер на веревке длиной 3-4 метра. Склон очень крутой и явно не предназначен для прогулок. Оператор снимает, как к собаке плывет крокодил, одновременно отвлекая жертву. В последний момент собака замечает его и пытается вскарабкаться вверх по склону, но срывается, и крокодил ее съедает.
  • Национальный парк 1: спящий тигр. С водительского места оператор показывает, как около машины бегает сеттер, явно домашний. Сеттера голосом гонят вперед, к тигру. Собака замечает полосатого и хочет убежать, но ее продолжают гнать дальше. Тигр от шума просыпается и съедает собаку.
  • Национальный парк 2: рядом с тропой лежит козленок среднего размера. На тропе появляется огромный комодский варан и бежит к козленку. У козленка начинается истерика, но с места сдвинуться он не может, вероятно, подрезаны сухожилия. Ящерица хватает козленка за голову, подбрасывает и заглатывает. Слышно, как козленок орет внутри.

Их объединяют миллионы лайков и десятки тысяч комментариев, которые можно разделить на группы:

  • «Ять, жуть»
  • «Жиза»
  • «Не повезло»
  • «Ахаха, так тупому и надо»
  • «Жалко»
  • «Это подстава»

Все группы активно вкладывались в продвижение просмотров, лайков и комментариев. Даже те, кому увиденное было омерзительно. Первые четыре, скорее всего, делились ссылкой со своими друзьями.

Как можно увеличить число просмотров?

Давать цепляющий контент. Чтобы контент цеплял, его нужно сделать максимально эмоциональным. Что вызывает самый эмоциональный отклик? Хроника чужой смерти. Какая смерть самая эмоциональная и одновременно безнаказанная? Смерть явно беззащитного животного и животного, социально близкого к человеку.

По таким же механикам происходит разгон финансового пузыря, только там фигурируют жадность и страх, а в качестве аттрактантов — порванные депозиты и внезапно свалившиеся миллионы из-за удачно купленной акции в начале бычьего цикла. Причем о разорившихся можно услышать крайне редко.

Ещё больше читай в моём Telegram-канале:

Начать дискуссию