Чем грозит популярность TikTok
Клиповое мышление и перспективы.
C начала 2018 года TikTok стабильно находится в числе самых загружаемых приложений в мире.
Только в США сервисом коротких видео пользуется более 100 млн человек, в России за два года число пользователей увеличилось в семь раз. По прогнозам AppAnnie число пользователей приложения достигнет миллиарда пользователей к 2021 году.
Популярность TikTok не только принесла с собой кучу аналогов, но вновь открыла дискуссию о клиповом мышлении.
Что такое клиповое мышление?
«Клиповое мышление - это процесс отражения множества свойств объектов, без учета связей между ними, характеризуются фрагментарностью, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между клипами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира», — пишет кандидат психологических наук Т.В. Семеновских.
А если говорить проще, то это отрывочное восприятие информации: выделение отдельных фрагментов в ущерб целостному восприятию.
В одной из главных статей по клиповому мышлению американского журналиста Николас Карр сравнивает его со «стаккато», приводя в пример комментарий одного из своих респондентов: «Я больше не могу читать «Войну и мир». Я потерял способность делать это. Даже сообщение в блоге больше, чем в три или четыре абзаца - это слишком много для понимания. Я просматриваю это».
Само понятие появилось в середине 90-х годов и изначально обозначалось как «клиповая культура». Через этот термин философ и футуролог Элвин Тоффлер описал особенность восприятия информации обществом технологически развитых стран через короткие и яркие образы клипов эпохи MTV.
С развитием интернета, появлением новых технологий и средств коммуникации ежедневный объем создаваемой и транслируемой информации возрастает в геометрической прогрессии. По оценке Андреаса Вайгенда, специалиста по BIG DATA, объем социальных данных (то есть данных, созданных в некоммерческих целях — записи в блогах, посты, фотографии) удваивается каждые восемнадцать месяцев. Через пять лет объем социальных данных возрастет примерно десятикратно, или на порядок, а через десять лет он увеличится примерно в 100 раз». А сама информация становится товаром, утилитарным ресурсом, который можно добывать и перерабатывать в промышленных масштабах.
Ускорение темпов жизни, кратное возрастание объемов «перевариваемой» информации создают сложности для восприятия. Человеческий мозг не справляется с таким объемом, идет по пути наименьшего сопротивления: выбирает наиболее простые способы восприятия информации вместо целостного, последовательного восприятия.
Почему это плохо?
При клиповом мышлении человек не осознаёт контекст и исходную суть информации, а видит лишь отдельные фрагменты. Происходит упрощение усваиваемой информации, воспринимаются только поверхностные образы без осмысления взаимосвязи между ними. У человека замыливается способность строить линейные логические связи, так как фрагменты и образы не оседают в сознании, а с большой скоростью заменяются новыми.
Как итог — вместо просмотра постоянное переключение TV каналов, мелькание рекламных роликов, пролистывание бессодержательных постов и видеороликов в соцсетях. Вместо литературы – чтение заголовков, комментариев, кратких содержаний. Вместо восприятия смысла — эмоции.
Так ли всё плохо?
Ещё на старте зарождения клиповое мышление не пинал только ленивый — за рассеивание внимания и поверхностность восприятия. Время показало, что не все так однозначно.
- Многозадачность за счёт поверхностного внимания;
- Быстрое переключение внимания между разнородными информационными данными, ускорение реакции
- Больший охват информации за меньшее время;
- Возможность быстро выйти из текущего информационного погружения, без чувства незаконченности, и зайти вновь в любое время и с любого места.
«Как и любой адаптационный механизм клиповое мышление выполняет свои задачи. Оно является логичным ответом на современную цифровую среду и, если говорить о главной цели, то защищает мозг от перегрузок, но за это приходится платить свою цену», — председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.
Негативные стороны.
- Снижение способности к анализу полученной информации.
- Слабая способность к выявлению линейности причинно-следственных связей.
- Невозможность концентрации на любой задаче, требующей длительного внимания.
- Пониженная эффективность при обучении и снижение качества усвоенных знаний.
- Ослабление способности к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Люди в целом становятся равнодушными и бесчувственными.
- Резко возрастает восприимчивость к манипулированию и чужому влиянию.
При этом было бы неправильно говорить, что люди, воспитанные в среде являются интеллектуально бедными – как уже было сказано, часто они владеют куда более востребованными в цифровой среде навыками, например многозадачностью и умением быстро переключаться.
Однако есть информация о том, что представители западных элитных кругов для своих детей выбирают все же классическое образование с максимальным отказом от интернета и социальных сетей.
Они формируют у своих детей «понятийное», а не «клиповое мышление». И парадокс в том, что в большей степени ограничивают своих детей от интернета и «гаджетов» представители именно технологически продвинутые элиты, как, например, ученые «Силиконовой долины».
Как побороть.
Для этого, в первую очередь необходимо читать, но не короткие тексты. Обсуждать прочитанное, составлять свое мнение.
Дискутировать спорить, аргументировать свою позицию, ибо в споре не только рождается истина, но и нарабатываются навыки выявления логических связей для аргументации.
Искать ответы в первоисточниках - книгах, энциклопедиях и переводить иностранные тексты со словарем, вырабатывая навыки самостоятельного поиска.
Пытаться подвергать системному анализу наиболее яркие фрагменты информации (клипы) - короткие тексты и комментарии, фотографии и «демотиваторы», видеоролики и т.п., всё то, что вызывает наибольшие эмоции и мотивирует к каким-либо действиям. Например: Какие эмоции вызывает этот клип? Почему именно эти эмоции? Для чего автор это изготовил? Какими первоисточниками можно проверить информацию? Это достоверная информация? Если достоверная – то откладываем в память, если нет – отбрасываем и забываем.
Потом мозг научится автоматически сортировать информацию, так как алгоритмы создания манипуляционного контента одинаковые. И большая часть информации в потоках новостей, медиа, социальных сетей, не говоря уже о рекламе – не имеет ни ценности, ни смысла.
Заключение.
В оценке явления «клипового мышления» нет однозначности. Всё зависит от роли, которую играет каждый человек.
Если оценивать наличие такого мышления у исполнителей или управленцев начального уровня, то это преимущество. Например, на поле боя солдату или офицеру не нужно строить плана генерального сражения, а необходимо мгновенно охватывать всю оперативную обстановку, вычленять из нее наиболее важные фрагменты и быстро реагировать на происходящие изменения. То же касается и исполнителей в любой другой сфере деятельности, будь то менеджер, трейдер или инженер.
Для «генерала», занимающегося стратегическим планированием, клиповое мышление совершенно лишнее. Ему необходимо именно понятийное мышление, умение глубоко анализировать и выстраивать сложные логические связи, учитывая особенности взаимосвязей между видами и родами войск, техники и т.п. Так же, как и руководителю высшего звена, необходимо умение долгосрочного планирования с учётом огромного количества факторов и их взаимосвязей.
А что касается алармистов, беспокоящихся о судьбе нового поколения и влиянии технологий на мышление, то они были и будут всегда.
На заре зарождения книгопечатание и газетное дело также подвергалось критике, в том числе из-за влияния на молодежь. И даже французский философ Альбер Камю считал, что большой поток книжной информации привел к тому, что теперь «читают больше, чем размышляют». Однако книгопечатание стало главным топливом эпохи Просвещения.
«Вообще и до интернета люди стремились делать меньше или, говоря терминами, к оптимизации усилий. В этом нет ничего необычного или неправильного, более того — за этим желанием стоит весь прогресс. Но теперь, как и к другим продуктам прогресса, необходимо к этому адаптироваться. И нам, как первопроходцам, предстоить выстроить новую парадигму восприятия информация в цифровом мире — основанную на самоцензуре, критическом восприятии и здравом смысле», — председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.
Что придет на смену коротким видео из TikTok и как наше мышление переформатировал интернет нам (а скорее нашим потомкам) ещё предстоит осознать. Но уже сейчас ясно, что процесс этот неоднозначный и необратимый.