В мессенджерах мы обсуждаем все подряд: условия сделок, личности коллег и руководителей, ситуацию в стране и мире, рекламируем свои услуги и ищем новых клиентов. Но иногда забываем, что переписка в чате уже принимается судами как доказательство. И попасть на деньги — не так уж и сложно. Достаточно заверить скриншоты у нотариуса и они становятся официальным документом.К чему приводят необдуманные сообщения — расскажем в настоящей статье.Заповедь 1. Обсуждать условия сделок в чате — чревато серьезными последствиямиВнимательно стоит относиться не только к словам, но и к смайликам 😱.Так, в Краснодаре два предпринимателя заключили договор купли-продажи мобильного киоска в виде ретро-фургона. Покупатель внес задаток, но товар не получил.После истечения всех сроков продавец пояснил, что сторонами не был согласован цвет фургона, поэтому товар он поставить не может.Покупатель обратился в суд за взысканием уплаченного задатка.Истец (покупатель) считал, что цвет киоска был согласован заранее, в переписке в WhatsApp. В материалы дела были представлены скриншоты сообщений.Продавец написал: «Хорошо желтая полоска (1003) на белом фоне» и получил в ответ изображение: 👍.Однако, ответчик возражал, считая, что эмодзи допускают слишком большой спектр интерпретаций, и в законодательстве нашей страны не наделены юридической силой.Позиция судов:Данный знак 👍 в обычно принятом и распространенном понимании при общении посредством электронной переписки означает «хорошо». Ответчик, указывая на возможность различных интерпретаций данного изображения, иного разумного понимаемого значения данного изображение не предложил. В последующей переписке значение данного ответа не уточнил, из чего следует, что продавец воспринял данный ответ как согласие, не требующее дополнительного объяснения. Также из переписки не следует, что ответчику требовалась какая-то иная информация для исполнения обязательств по договору.Поскольку в установленный срок товар не поставлен истец был вправе потребовать возврата денежных средств. Соответствующие требование истца удовлетворено судом в полном объеме (дело № А32-36944/2022).Заповедь 2. В чаты лучше не вступать, а вступив — молчатьОскорбления, совершенные путем направления СМС-сообщений либо личных сообщений, в том числе голосовых, в мессенджерах или социальных сетях, подлежат квалификации по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ (п. 48 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021).Чаще всего люди не могут сдержать эмоций в чатах многоквартирных домов и СНТ.Яркий пример, как одно слово (какое – узнаете в определении Второго кассационного суда общей юрисдикции от 18.11.2021 по делу N 88-23728/2021) может стоить немалых денег.Так, житель Тулы, высказавший оскорбление, был не только привлечен к штрафу в размере 3000 руб., но и выплатил компенсацию морального вреда, оплатил психолого-лингвистическое исследование, услуги нотариуса и юриста. Всего на 49 460 руб. за одно слово.Заповедь 3. С рассылкой в мессенджеры тоже надо быть аккуратнейДля направления рассылки необходимо получить согласие адресата. Если вы печете блинчики и решили отрекламировать через смс-сообщения свой новый бизнес — сначала получите от них разрешение.К примеру, Арбитражным судом Кемеровской области Теле2 привлечен к штрафу 100 тыс.руб. за рекламную смс в адрес абонента без его согласия (дело № А27-12060/2021).В рассылках много правовых нюансов, начиная от маркировки заканчивая самой формулировкой сообщения.Про рассылку мы писали подробно в этой статье docs.google.com1) Статья на VC. Когда рассылка не является рекламойПомочь с маркировкой и правовыми аспектами рекламы могут юристы Академии правовых и финансовых советников. По промокоду «Рассылка» — 10% на первую услугу.