Интервью с поэтом и художником про творчество через глубинный ужас
Всем привет! Друзья, сегодня хочу познакомить вас с человеком творчества, художником и поэтом — Ваней Касатка, в рамках нашего 14 выпуска рубрики #нашистуденты. Ваня родом с Кубани — кубаноид, в хорошем смысле этого слова, родился на черноморском побережье. Жил в разных городах России, последним из них был Санкт-Петербург. Сейчас Ваня живет в Гюмри, Армения.
Читаю также шумовой хип-хоп и пишу всякий мрачняк, что в текстовом, что в музыкальном смысле в рамках проекта kasatka tonet.
Секретный канал для галерей, художников и арт-менеджеров:
Оглавление:
Расскажи о себе и своём творческом пути?
Буду говорить слегка обтекаемо просто по факту того, что в новой стране я буквально вырвал ряд страниц из жизни и начал дёрганный процесс пересборки себя как человека — склеиванию личности в ментальном и творческом плане, оттого и использование псевдонима.
По жизни занимался разным, от организации фестивалей и рейвов до написания текстов на тему хоррора в кино и литературе, от чтения лекций до общественной работы, но всегда жил маргинальной богемной жизнью, да и сейчас живу подобной, разве что чаще отшельником.
Мой переезд был вынужденным, до последнего отказывался уезжать из России, пока обстоятельства не сложились таким образом, что опасность за себя и на тот момент близкого человека не перевесила всё остальное.
Сейчас часто общаюсь с людьми, которые сделали также, отметил для себя, что резкая смена обстановки часто руинят отношения, люди ментально к этому могут быть не готовы, оттуда общий паттерн запоев, падения в бытовые конфликты и обострения психических расстройств — к этому переезду не готов был и я.
Как ты пришёл к contemporary?
Меня всю жизнь окружали люди искусства, это и хоррор-писатели, и музыканты совершенно разных стилей, и поэты с художниками, и философы, в их восприятии мира я находил себя — они часто зеркалили и дополняли взгляды на жизнь, служили мне очагами огня развития, надеюсь так работало и в обратную сторону.
Поэзию и прозу я пишу лет с пятнадцати, сейчас мне — тридцатка. Некоторые стихи, написанные в прошлом, лучше, чем те, что сейчас, музыка, которую я писал ещё в момент учёбы в музыкальном колледже, послужила пинком для того, чтобы заняться ею вновь. Я ещё в Санкт-Петербурге думал об этом, были робкие попытки.
Что стало поворотным моментом в твоём творчестве?
Чтобы оттолкнуться от дна, в котором я оказался где-то два с лишнем года назад, нужна была какая-то терапия и рефлексия на ужас внутренний и внешний. Когда переворачиваешь страницу жизни и хочешь начать с чистого листа, то пытаешься понять, а что же на самом деле было важным для тебя всю жизнь — что могло подарить кайф без веществ или выпивки, без любви или погони за изматывающим заработком.
Оглядываясь назад, я понял, этим «чем-то» было искусство в самом широком его понимании, в котором я выражаюсь искренне и посредством которого могу говорить с людьми начистоту и о себе, и о мире.
Так была написана первая серия работ чернилами «Каракатицы тревог и насилия», а также первый альбом «XV» шумовой музыки на тему миграции, одиночества, внутренних вызов, с которыми сталкиваешься.
Я отказался от очень хорошей высокооплачиваемой работы в Ереване на позиции редактора, осознав, что другого пути у меня просто нет — я либо буду медленно умирать без крупиц экстаза, либо буду умирать, но хотя бы осмысленно и частично в кайф, таким образом экранируя своё восприятие вовне, находя единомышленников.
О чем твое искусство?
Я концентрируюсь на эмоции страха, в более широком понимании — на глубинном ужасе.
Это момент:
- когда на тебя набрасывается паническая атака от приближающейся полицейской машины,
- долгое мгновение тихого крика от осознания того, что сотворил вчера в невменяемом состоянии,
- это и разрыв отношений со всем миром и спуск по ступеням вниз в омут острого одиночества,
- это и зависимости и борьба с ними,
- это и психические заболевания,
- а также визионерский разговор с личными демонами и злом всецело, которым покрыта сегодня вся планета.
Несмотря на закрытость, сам по себе я эмпатичен — меня пробирают темы геноцида и войн, трагических смертей сверстников и актов насилия. С детства любил всякие ужасы, может оттуда растёт последовательный интерес, а первыми книжками, которые для себя считаю знаковыми, были поэма Байрона «Каин», «Фауст» от Гёте и стихи проклятых поэтов, первыми картинами — «Красный дракон», Уильяма Блейка и «этюд по портрету папы Иннокентия X» Веласкеса, но память может подводить.
Почему именно такие темы?
Меня кошмарит своя чужеродность на протяжении всей жизни, а также страх, который вечно идёт по пятам, хватает за горло и шепчет что-то тревожное. Мне важно проработать его и через это укрепить себя, провести параллель и закрыть гештальт, понять, что все мы уязвимы и все мы в разной степени ищем спасения и света, способного вытащить нас из пучины.
Однако, на дороге часто находил родственные души, которые в целом чувствуют подобное, обычно они до жути одиноки, обычно — заканчивают с билетом в один конец, либо умирают, не умирая.
Своими работами я хотел бы передать, что страх в отношении себя и мира часто неисцелим изменением спектра восприятия, этим мы только теряем себя, после чего грядёт неизбежный и непрогнозируемый срыв.
«Глубинный ужас» в таком случае может служить (я надеюсь на это) объединению разбитых, потерпевших поражение, зависимых и «слабых» с точки зрения общественных норм и морали, «правильности» мыслей.
Что помогает вдохновляться и не опускать руки?
Когда понимаешь, что ты сам по себе и рядом те, кого любишь — дороже любого вдохновения. Искусство, творчество — это терапия и ноша, смирившись с этим, ты можешь всё, абсолютно всё.
Самыми крутыми вдохновителями по итогу являются близкие люди, те, кто вдохновляется от тебя и дарят это в обратку. Никакая изоляция от общества не сделает тебя счастливым, ибо ты будешь тешить свою паранойю и нарциссизм, пока не найдёшь хоть одного человека, способного понять и полюбить тебя, неважно в каком понимании, главное, чтобы было хотя бы одно, так ты не опустишь руки, не захочешь потеряться в мире без остатка, не захочешь бросить самое важное для себя дело.
Какую роль играет программа в твоей жизни?
Для меня программа — это тот пробел в знаниях, которого тотально не хватало.
Она сильно структурирует мои шаги на пути, продиктованные волей, но не скажу, что они даются без труда — ты будто осваиваешь новую для себя профессию, стараешься взглянуть на своё искусство под другим углом, при этом не теряя свою суть, а, как бы сказать, примерив на себя пальто менеджера и дисциплины.
Рождается понимание, что никто, кроме тебя самого, тебе не поможет уйти от забвения. Это та сознательность подхода, в которой я всегда был слаб.
Ко всему прочему — сообщество, сложившееся вокруг курса, сильно мотивирует работать над собой дальше, искренне рад за сокурсников и их достижения.
Как продавать работы по 20 тысяч евро, даже если вы начинающий художник
Узнайте больше о том как художнику создавать востребованное современное искусство, продавать свои работы и выставляться в галереях на нашем бесплатном мини-курсе «Как продавать работы по 20 тысяч евро. 5 шагов к карьере мечты в арт-среде».
На бесплатном мини-курсе вы:
🟣Узнаете преимущества карьеры в современном искусстве.
🟣 Разберëте «правила игры» и устройство арт-среды.
🟣 Откроете формулу успеха художника: личность+ хорошее искусство+ хорошее искусство+ стратегия продвижения
🟣 Поймете, как формируются цены на работы.
🟣 Разберёте основные документы, необходимые для работы с галереями.
🟣 Изучите какие основные шаги может сделать художник, чтобы продавать свои работы за 20 000 евро.
Присоединяйтесь к бесплатному мини-курсу и начните строить свою карьеру художника уже сегодня!