Тёмная сторона аромата: что скрывается за гениальностью «Парфюмера»?
Фильм «Парфюмер: история одного убийцы», снятый Томом Тыквером, является выдающейся экранизацией философского романа немецкого писателя Патрика Зюскинда, который принес ему мировую известность.
Главный герой, Жан-Батист Гренуй, обладает уникальным и сверхчувствительным обонянием, но при этом совершенно лишен собственного запаха. Это создает интересный контраст и подчеркивает его изоляцию от окружающего мира.
Многие критики отмечают, что «Парфюмер» по своей глубине и философским размышлениям может соперничать с романом Федора Достоевского «Преступление и наказание». Но если Достоевский исследует внутренние терзания своего героя, задающегося вопросом о праве на жизнь и моральных дилеммах, то Гренуй, напротив, действует как экспериментатор. Он стремится создать аромат, который вызовет экстаз любви, используя для этого экстракцию запахов из тел девственниц.
Гренуй появляется на свет в мрачных условиях: он родился в парижской клоаке, среди остатков рыбы, что стало для него первым шоком. Это ужасное начало жизни формирует его отношение к окружающему миру и заставляет его стремиться к созданию идеального аромата, который, по его мнению, даст ему власть над людьми.
Эмоциональный мир Жана-Батиста Гренуя
Психология Жана-Батиста Гренуя представляет собой сложный и многогранный портрет. Он – нелюдимый аутсайдер, который уходит в свой внутренний мир, пытаясь разобраться в собственных проблемах. Гренуй демонстративно отторгается от общества и всегда недоволен окружающим миром и людьми. В фильме звучит фраза: «Гренуй понял, что не имеет своего запаха. Что с рождения был для окружающих никем. …Он докажет всем не только, что существует, но и то, что он – личность исключительная». Эта мысль ярко отражает его ощущение отверженности и стремление к самоутверждению.
С самого начала жизни Гренуй сталкивается с абсолютной депривацией: он лишен любви, заботы и ласки. Это приводит к формированию шизоидно-параноидной акцентуации, которая со временем перерастает в глубокие психические отклонения. Его коммуникативные навыки нарушены, и, к сожалению, это становится причиной трагических событий, таких как убийства проституток, которые могли бы быть предотвращены, если бы он умел четко выражать свои мысли.
Тем не менее, у Гренуя есть талант, который помогает ему выжить: его чувствительность направлена на обоняние, единственный канал восприятия, который не заблокирован. Вся его сила сосредоточена на этом уникальном даре, что делает его образ еще более трагичным и многослойным.
Талант как способ выживания
Детская психика, сталкиваясь с подавляющим уровнем депривации, часто развивает один или два таланта, которые помогают выжить. В условиях постоянной смертельной опасности Гренуй меняет свое восприятие реальности, адаптируется, чтобы выжить, но такие механизмы защиты могут стать затяжными. Если травматические ситуации повторяются, то выработанный способ реакции укрепляется на всю жизнь, что делает его трудным для изменения без должной помощи, например, от психотерапевта.
Исследования показывают, что травма в детстве может значительно повлиять на личность человека. Такие переживания могут сформировать искаженную самооценку и затруднить установление здоровых отношений с окружающими. В результате люди, подобные Греную, могут оказаться в замкнутом круге самозащиты и саморазрушения. Без понимания и поддержки им сложно найти альтернативные способы справляться с болью.
Таким образом, то, что в детстве было креативным способом выживания, в подростковом возрасте может превратиться в жесткую конструкцию, препятствующую адаптации к обществу. Гренуй, подавив свою эмоциональную чувствительность, не смог избавиться от своего уникального дара – обоняния. Как и любой ребенок, которому требуется любовь для нормального роста и развития, он направляет все свои усилия на поиск этой любви, используя свои исключительные способности.
Его талант становится для него как рейкой, которая позволяет ему выживать, но одновременно и изолирует от мира, превращая его в объект обожания и страха. Таким образом, Гренуй оказывается в ловушке, где его дар, вместо того чтобы стать связующим звеном с другими людьми, становится причиной его одиночества и страданий.
Каждый из нас может обнаружить, что то, что в нём признали и не подавили, становится инструментом для поиска любви. Кто-то становится художником, кто-то идеальным родителем или бизнесменом, и все силы направляются в этот канал. Некоторые ищут любовь всеми доступными способами, выбирая фигуры, подходящие на роль родителя или авторитетной личности.
Во всем виновата любовь
Трагедия Парфюмера заключается в том, что он не встретил в своей жизни достаточно доброго учителя, который мог бы научить его любить. Любовь – это чувство, которое можно постичь только через взаимодействие с любящими людьми.
Единственное, что он мог сделать, – это заставить окружающих ощутить ту любовь, в которой он так остро нуждался. Его способ выражения этой потребности заключался в создании уникальных ароматов, которые пробуждали в других людях ощущение любви. Этот процесс был разрушительным: его жажда любви становилась всепоглощающей силой, которая не только поглощала его самого, но и разрушала жизни других.
Многие из нас стремятся развивать свои таланты или то, что мы считаем таковыми, в надежде получить любовь. Голод по любви ведет нас по жизни, и у каждого этот путь уникален.
Для одних людей этот процесс становится возможностью раскрыть новые грани своей личности, принять в себе те аспекты, которые не были одобрены родителями. Другие же, имея лишь ограниченные способы самовыражения, сталкиваются с внутренним кризисом. Их потребность в любви остается неудовлетворенной, поскольку они не имеют опыта настоящей любви и принятия. Когда кто-то пытается их поддержать, они не могут поверить в это, так как их прошлый опыт был иным. В итоге, они могут начать агрессивно реагировать на тех, кто проявляет к ним доброту, пытаясь заполнить свою пустоту жадностью и отчаянием.
Таким образом, Гренуй оказывается в ловушке, где его дар, вместо того чтобы стать связующим звеном с другими людьми, становится причиной его одиночества и страданий. Он является антигероем, погруженным в проявления собственного невроза. Его гениальное обоняние, которое могло бы стать источником радости, становится источником страданий. Гренуй воспринимает окружающий мир как враждебный и саморазрушительный, что сопровождается агрессивным настроем по отношению к другим.
Он нуждается лишь в минимуме пищи и одежды, а для своей души не требует ничего. Большинство физических ощущений ему не знакомы, за исключением обоняния. Его способность к абстрактному мышлению и эмоциям почти отсутствует; он живет, поглощенный своей навязчивой идеей, одержимый лишь своей уникальной способностью выживать. Такой образ жизни напоминает существование некоторых животных, которые сосредоточены на выживании, не отвлекаясь на лишние эмоции и мысли.
Став юношей, Гренуй разрывается от внутренних противоречий: люди вызывают у него отвращение, но он жаждет их признания и любви. Он решает создать «ангельский аромат», который околдует всех, кто его почувствует. Однако, чтобы достичь этой цели, он не гнушается убивать невинных девушек.
Получив признание, Гренуй осознает, что искал вовсе не его. Он хотел быть обычным человеком, желал любви и принятия, но его действия приводят к самоуничтожению.
Внешний вид Гренуя отражает не только его душевные страдания, но и отсутствие воспитания, социальной адаптации и заботы со стороны родителей. Его судьба – это результат сложных социально-политических обстоятельств и психических отклонений, которые сформировали его как личность.
Если вы часто испытываете тревогу даже там, где казалось бы все должно быть гладко, попробуйте медитации, техники дыхания и дневник настроения в приложении Triggero.
Сейчас для всех новых пользователей доступен бесплатный тестовый период – 7 дней! Скачайте приложение и начните путь к спокойной жизни.
Наши соцсети: