Репатриация искусства и борьба с Британским музеем
Если в советском мультфильме мамонтенку было достаточно простого обращения к маме с помощью чарующей песни "пусть мама услышит, пусть мама придет", чтобы она пришла и забрала малыша домой, то с произведениями искусства, находящимися в музеях за пределами их родной земли, такая магия, к сожалению, не сработает.
Истории известны такие случаи, когда работы были украдены с территорий при военных захватах с нарушениями правопорядка, выкуплены при смерти создателя или переданы в знак дружбы наций, а затем выставлены в музеях и оценены как значимые экспонаты культурного пространства . Вследствие колониальной экспансии одной страны их коллекция могла разрастаться и пополняться произведениями из разных стран и даже частей света, что подтверждает пример и опыт Великобритании. Приобретенные статуи и артефакты в музее находятся под вниманием общественности и интересующихся искусством, историей, поэтому можно сказать, что они действительно сохраняются в хорошем состоянии и радуют глаз желающих увидеть их.
Однако этическая сторона этого вопроса остается спорной и продолжает вызывать горячие дебаты. Должны ли такие произведения вернуться на родину, откуда они были изъяты, или они должны оставаться там, где оказались спустя многие десятилетия? Эта дилемма вызывает множественные мнения и обсуждения среди историков, музейных работников и представителей культурных сообществ, поднимая важные вопросы о справедливости, идентичности и сохранении культурного наследия для будущих поколений.
Здесь же становится важен термин “репатриация искусства” — это процесс возвращения культурных и художественных произведений на их историческую родину, откуда они были незаконно изъяты или вывезены. Этот термин охватывает как правовые аспекты, так и моральные обязательства, связанные с восстановлением справедливости в отношении культурного наследия. В последние десятилетия репатриация становится все более актуальной темой, вызванной ростом осознания важности сохранения культурной идентичности и истории народов среди молодых сообществ и общественных деятелей, желающих вернуть свои артефакты и наследие домой. Множество стран и культурных организаций призывают к возвращению произведений искусства, которые были вывезены в результате колониальной экспансии, грабежей или военных конфликтов. Репатриация борется не только за восстановление исторической справедливости, но и способствует культурному диалогу и пониманию между народами. Как события развиваются в настоящее время и насколько хорошо принят институт репатриации - это предстоит узнать в статье!
История собирания коллекций искусства в Великобритании интересна и полна противоречий. Первые значительные их приобретения пришлись на 19 век, когда британские колониальные амбиции начали активно развиваться. В частности, в этот период происходили экспедиции в Африку и Грецию, которые принесли множество произведений искусства.
Одним из знаковых событий можно назвать экспедицию в Грецию, когда в 1801-1805 годах лорд Эльгин вывез ряд величественных скульптур с Партенона, ставшие известными как "Эльгинские мраморы". Эти произведения были отправлены в Лондон и выставлены в Британском музее, где они до сих пор находятся, несмотря на постоянные призывы греков вернуть их на родину. Сторонники возвращения скульптур утверждают, что они являются неотъемлемой частью греческой культуры и исторической идентичности, и их присутствие в Лондоне воспринимается как символ колониального гнёта.
Что касается Африки, то здесь история тоже полна драматических моментов. На протяжении 19 века многие западные страны, в том числе Великобритания, активно исследовали и "осваивали" Африку, забирая предметы искусства и артефакты с изначальных мест. Громкие примеры включают статуи и ритуальные маски из различных народов, которые были вывезены из континента под предлогом "прославления" искусства и культуры, но на деле это была форма захвата и колониального влияния.
Опыт Великобритании в собирательстве произведений искусства из других культур наглядно иллюстрирует сложности и противоречия, стоящие на пересечении искусства и колониализма. В настоящее время многие люди осознают важность восстановления исторической справедливости и обсуждают, как можно примирить интересы музеев и прав людей, чьи культурные достижения были не по своей воле перемещены за океан, учитывая как необходимость сохранения возможности трансляции культурного наследия, так и право народов на свою историю.
Репатриация гарантирует сохранение культурного наследия в его аутентичном контексте, позволяя будущим поколениям понять свои корни и историю. Более того, она открывает новые возможности для культурного диалога и обмена, обогащая как возвращающие, так и принимающие сообщества. Тогда как свою позицию подкрепляют те, кто считают верным вариантом оставить произведения в Британском музее?
“Музей стоит на своем и аргументирует позицию важностью сохранения коллекции, чтобы посетители могли ознакомиться с мировой историей в едином контексте”, пишет источник The Guardian. Сотрудники и администрация музея также основывают свою позицию на законе о Британском музее 1963 года, который якобы запрещает возвращать экспонаты из коллекции, несмотря на то, что на самом деле есть пункт, позволяющий вернуть “непригодный для хранения в коллекциях”. Однако их позиция остается такой же твердой и неизменной уже долгие годы.
В то время как некоторые защищают право музея на хранение коллекции, большинство выражают глубокое возмущение, считая позицию музея морально неоправданной и колониалистической. Активные кампании за репатриацию, поддержанные широкими слоями общества, особенно в странах происхождения артефактов, набирают обороты, оказывая давление на музей и британское правительство. В публичном пространстве преобладают обвинения в культурном грабеже и призывах к возвращению исторического наследия, что подчеркивает растущее осознание несправедливости и необходимость переосмысления роли музеев в глобальном контексте. Дискуссия вышла за рамки чисто академической и приобретает все более политический характер, влияя на международные отношения и общественное мнение о Великобритании.
Тем не менее, дискуссия является незакрытым вопросом для мира искусства, поэтому активные дебаты сводятся к разным итогам, одни из которых - поиск эффективного решения и консенсуса. Оптимальным вариантом представляется диалог и сотрудничество между Британским музеем, правительствами стран происхождения артефактов и международными организациями. Необходимо разработать прозрачную и справедливую процедуру репатриации, учитывающую исторический контекст, культурную значимость предметов и интересы всех сторон. Это может включать в себя временные выставки, совместные исследовательские проекты и создание новых музеев в странах происхождения, способствующих сохранению и представлению культурного наследия на месте. Принудительные меры, хотя и возможны, могут усугубить ситуацию и навредить будущему сотрудничеству. Фокус должен быть направлен на достижение консенсуса, основанного на взаимном уважении и признании исторической несправедливости.
Видимые просветы в улучшении пока лишь остаются в мечтах борцов за справедливость, потому что стороны не сильно продвигаются в общем решении проблемы. Вся надежда лежит на продуктивных действиях будущих специалистов и профессионалов в областях древнего искусства и истории определенных местностей, которые могут вступать в переговоры с постоянным консерватором - Британским музеем!