По итогам 2023 года 53% рынка отхватил Pantum. Если раньше аппараты покупали с осторожностью, то сейчас отдают китайскому вендору предпочтение. Я уверен, что он останется на первом месте и в 2024 году. Следующая часть рынка останется пока за параллельным импортом, третью часть поделят между собой российские производители Катюша и Fplus, на 4 месте будут азиатские бренды – Avision и Sindoh. А дальше между российскими, китайскими и корейскими производителями развернется борьба за второе место с претензией на первое. За этим точно будет интересно наблюдать: кто пойдет навстречу пользователям, кто найдет лучшие решения, и кто услышит обратную связь. Потому что успех большинства западных лидеров был основан на хорошей связи со своими провайдерами и дистрибьютерами. Самой большой ошибкой буду считать, если вендоры займутся не только производством, но и прямым взаимодействием с конечным потребителем. Представьте, что ритейл начнет сам выращивать сахарный тростник. Каждый должен заниматься своим делом, в котором он профессионал. Если Fplus не чувствует своих возможностей по построению печатающей техники, то он будет заниматься покопийной печатью. А Катюша чувствует уверенность в завтрашнем дне, своей продуктовой линейке, возможностях еще больше локализовать производство, то соответственно будет организовывать продажи через дистрибьютеров и увеличивать долю рынка».