Обещания vs реальность: обзор ИИ устройства Rabbit R1
В январе 2024 года на выставке CES-2024 было анонсировано ИИ устройство, которое обещало нам революцию. Казалось, первые отзывы подтверждали заявленные возможности, что подогрело интерес и увеличило лист ожидания. Наконец устройство поступило в продажу, появились первые обзоры и отзывы. Разбираю, что не так, и в чем ошибки разработчиков девайса.
Подписывайтесь на мой канал: продуктовые штуки одной строкой
Обещания vs реальность
Как и в случае с конкурентом, все оказалось не так радужно. Обзор на устройство уже сделал известный техноблогер Marques Brownlee (у которого уже 7 млн просмотров), который ранее пригвоздил конкурента, AI Pin, своим обзором. Выглядит устройство более практично, чем конкурент AI Pin, да и стоило в разы дешевле ($200 против $700). Да, устройство работает: дает ответы, переводит речь, анализирует информацию (и делает это быстрее AI Pin).
Разбор других экспертов не менее критичен. Так, The Verge заключает: смотреть не на что.
Что не очень:
- Нам обещали Large Action Model (LAM) — большую модель действий. То есть, эта модель не только говорит, но и действует: открывает браузер, заказывает билеты или доставку, отправляет сообщения без необходимости открывать приложение. Это действительно прорывной функционал. Но пока этой функциональности просто нет, обещают позже.
- Интеграция с приложениями, которую LAM, очевидно, подразумевает. Разработчики заявляют, что умеют работать с 800 приложениями, но пока поддерживаются всего четыре: Spotify, Doordash, Uber и Midjourney. Но и этот минимум не всегда работает удовлетворительно. Так, пользователи жалуются, что не всегда включается нужная песня (можно представить, насколько будут недовольны пользователи, если Uber увезет не туда или приедет неправильный заказ в Doordash).
Наверняка эти 4 приложения, по мнению разработчиков, охватывают необходимый уровень базовых потребностей современного человека - представителя целевой аудитории девайса, но этого явно маловато. И хуже того, об этом не заявлялось даже мелким шрифтом в дисклеймерах.
- Режим обучения. В гаджете предполагается режим обучения, когда устройство будет смотреть на ваши действия и обучаться (и потом использовать это в общении с вами, выполняя какие-то действия за вас). Пока этого тоже нет.
- Отважный и многообещающий кролик НЕ может делать то же самое, что и обычный смартфон. В нем нет sim карты, поэтому его нельзя использовать как телефон. Мы уже привыкли к необходимому минимуму функционала гаджета, и хочется 2 в 1, носить устройства с ограниченным функционалом - сомнительное удовольствие, пока разработчики не убедили в этом.
- Отсутствуют многие базовые функции, которые ожидаются от ассистента (календарь, емейл, таймер и напоминалка, нельзя сделать фото или видео)
- Батарейка быстро разряжается, умирает за 4 (!) часа (ох, видимо, это общая беда таких устройств, у AI Pin та же проблема).
- Не очень продуманный интерфейс. Экран не сенсорный (к чему мы уже привыкли), нужно пользоваться колесиком. При выборе из длинного списка нет возможности быстро вернуться к его началу. Для регулировки яркости или уровня звука придется использовать две руки. Единственное, для чего работает тачскрин - набор вопроса на клавиатуре.
- Вы покупаете бюджетное устройство: без кабеля, инструкции, сим карты. Оно сделано из дешевого пластика, с простой камерой.
- И наконец, кролик, как любое ИИ устройство, галлюцинирует, и его нужно перепроверять.
Что не так в этой ситуации?
Трудно не согласиться с Маркусом, что нам предоставили сырой продукт. Это называется MVP! — скажете вы, и будете правы. Все так, и это - нормально. iPhone тоже не был таким, каким мы его знаем, с самого начала.
Во-первых, точно ненормально не сообщать о неготовности продукта своим пользователям (особенно ранним последователям, которые станут амбассадорами, распространителями девайса и его ходячей рекламой). Об этих ограничениях нигде не сообщалось ранним пользователям, когда предлагали встать в waiting list, зато громко рассказывали обо всех возможностях LAM. Честность важна для всех брендов, и особенно - для брендов, которые только выходят на рынок и завоевывает его.
Именно это (обман пользователей, а не недостаток функционала) может похоронить девайс.
Во-вторых, инновационный продукт должен быть на голову выше аналогов. Разработчики инновационных продуктов забывают законы поведения и психологии пользователей (которые никто не отменял). Чтобы у пользователей был стимул переходить на новые продукты, они должны быть в разы (есть мнение, что аж в 10 раз) лучше предшественников. Хотя бы потому, что переход на новый продукт требует усилий и вложений от пользователей.
Наконец, цена устройства при этом также не предусматривает дисконта за то, что это сырая версия заявленного продукта. И это тоже весьма серьезный барьер для пользователей, не учитывать который самоубийственно.
По сути, первые пользователи выступают тестировщиками и участникам исследования, предоставляя бесценные инсайты бренду. И потому они тем более имеют право рассчитывать на большую лояльность по части цены гаджета.
И этот плохой тренд — брать за сырой продукт цену как за полноценный —что отмечает и Маркус в своем обзоре. Считать это нормальным не стоит: есть масса примеров, когда компании сначала тестировали продукт, отдавая его бесплатно или почти за бесценок, и только убедившись, что он действительно приносит ценность клиентам, вводили плату. Пример такого подхода - компания Intercom.
В течение первого года работы Intercom мы не взяли ни цента. Все, что мы делали, это работали над продуктом. В конце того года мы были готовы задуматься о ценности, которую мы приносим, и о том, как за нее взимать плату.
И результат такого подхода на лицо: единственная в истории SaaS-компания, которая росла быстрее, чем Intercom, — это Slack.
Какой вывод?
Будущее ИИ ассистентов. Несмотря ни на что, идея ИИ ассистентов многообещающая. А значит, рано или поздно она будет реализована (не зря Билл Гейтс мечтает об ИИ ассистентах уже 30 лет!), и мы-таки насладимся достижениями прогресса. Другой вопрос, что, вероятно, этими устройствами не станут AI Pin или Rabbit в силу допущенных серьезных ошибок (и это не первый пример в истории, когда лидерами становятся совсем не те, кто первыми вышел на рынок).
Покупка новых устройств. Тут нельзя не согласиться с выводом Маркуса: стоит выбирать продукты на основе того, что они уже умеют, а не того, что обещают их создатели в будущем.