Сказано — сделано: как мы первыми запустили заказ пиццы голосом в Telegram и что из этого вышло

Сказано — сделано: как мы первыми запустили заказ пиццы голосом в Telegram и что из этого вышло

Теперь пиццу в Додо можно заказать голосом в Telegram. Рассказываем, как мы это придумали и кому ещё стоит использовать эту технологию.

Привет! Я Андрей Ежов, менеджер продукта в Додо. Мы с командой работаем над максимизацией ценности для каждого покупателя, создавая и проверяя интересные гипотезы. Недавно мы запустили Telegram-бота для заказ пиццы голосом. Сегодня я расскажу о том, как с его помощью мы ускорили процесс заказа на 77%, почему выбрали бота и какому бизнесу ещё подойдёт такой вариант.

Перед тем, как мы перейдём к статье, по примеру своих коллег оставлю в начале оглавление:

Как работает бот

Отправляешь голосовое, бот подбирает нужное блюдо, остаётся только проверить и оплатить. Для нового способа не нужно скачивать приложение, а покупка занимает меньше времени, чем переписка с другом.

Почему мы выбрали Telegram

Telegram становится экосистемой для покупок. Растёт тренд на внутренние мини-аппы, в которых можно и заказывать еду, и оплачивать покупки, и даже покупать недвижимость. В январе 2025 года в Telegram зарегистрировали 3150 мини-аппов, а годом раньше их было всего 340 — рост почти в 10 раз. Количество активных пользователей за месяц во всех приложениях — больше 600 миллионов.

Мы в Додо верим, что мини-приложения — это будущий тренд. Мессенджеры станут центром экосистемы и инструментом продаж для бизнеса, например, как WeChat в Китае, которым в сентябре 2024 года пользовались почти 1,4 миллиарда юзеров. Возможно, в России процесс будет медленнее набирать обороты: например, банкам не разрешено вести клиентские коммуникации внутри мессенджера. Но всё равно я верю, что они рано или поздно пойдут в Telegram, ведь там будет большая часть пользователей.

Бренды в китайском WeChat. Пользователи бронируют билеты в кино, заказывают еду и совершают покупки в мини-аппах, не выходя из мессенджера
Бренды в китайском WeChat. Пользователи бронируют билеты в кино, заказывают еду и совершают покупки в мини-аппах, не выходя из мессенджера

Мини-приложение быстро и удобно реализовать: разработка занимает 1-2 недели вместо 3-6 месяцев, стоит в разы дешевле, а сам процесс не сложнее создания сайта. Мы первыми среди бизнес-компаний решили опробовать тренд и начали с голосового заказа.

Иногда пользователям неудобно заказывать в приложении Додо, потому что не хватает памяти на устройстве. В некоторых регионах, например, в Средней Азии, популярны телефоны с небольшими объёмом памяти. Приложения от 300 МБ и выше занимают много места, поэтому их устанавливают только для заказа пиццы, а потом удаляют. Это неудобно для клиентов и компании: человек выберет другую еду, просто потому, что это быстрее и легче. А мы хотим, чтобы к Додо возвращались и делали повторные заказы.

С Telegram всё проще: мессенджер уже установлен у почти миллиарда пользователей по всему миру. Там люди активно общаются, следят за блогерами и читают новости. Поэтому мы решили попробовать зайти в мессенджер, чтобы не перегружать устройства лишними приложениями и дать возможность заказывать пиццу прямо в Telegram, ненадолго отвлекаясь от рабочих чатов или мемов.

Сказано — сделано: как мы первыми запустили заказ пиццы голосом в Telegram и что из этого вышло

Мы в Додо хотим, чтобы заказ пиццы таким же быстрым, как отправка сообщения другу:

  • диктуешь голосовое, например: «Хочу 3 пиццы и 2 колы»;
  • бот распознаёт, подбирает нужные блюда;
  • ты только подтверждаешь и оплачиваешь заказ.

Всё!

Заказать пиццу можно за 30 секунд. Как устроен бот?

Пользователь диктует заказ голосом, например, говорит: «Хочу острую пиццу и колу». Система распознавания речи превращает голос в текст, подбирает нужное блюдо из меню и показывает картинку для подтверждения заказа.

Бот Додо расшифровал голосовое сообщение и прислал заказ на проверку
Бот Додо расшифровал голосовое сообщение и прислал заказ на проверку

Пользователь может перезаписать заказ и добавить количество пицц или новое блюдо. Кнопка «Перейти в корзину» переводит пользователя в мини-приложение для оплаты. Затем он нажимает кнопку для оформления и оплачивает через СБП или картой.

Пользователь вводит адрес вручную и оплачивает заказ, не выходя из Telegram
Пользователь вводит адрес вручную и оплачивает заказ, не выходя из Telegram

Внутри бота целая система обработки данных. Сначала голосовое сообщение превращается в текст с помощью сервиса распознавания речи OpenAI Whisper. Затем нейросеть анализирует запрос по параметрам, например:

  • какое нужно блюдо — острое, веганское или мясное;
  • для какой компании — для 2-х человек или 10-ти.
Сказано — сделано: как мы первыми запустили заказ пиццы голосом в Telegram и что из этого вышло

Алгоритм подбирает нужные товары, основываясь на истории заказов. Данные хранятся в базе как «текст заказа» и «корзина товаров». То есть наша модель знает, что слову «острая» в голосовом соответствует пицца «Диабло», потому что раньше она подходила под предыдущие заказы.

Каждая пицца со всеми возможными начинками имеют в базе свой коэффициент остроты, сытности или веганства. Мы натренировали ML-модель так, чтобы для голосового заказа «Хочу сытно покушать на компанию из 3 человек», она подобрала из базы пиццы, которые соответствуют понятию «сытная», и предложила 3 лучших варианта.

Усман Аюпов, CVM TechLead/Everything technical in CVM

Придумали систему псевдонимов, чтобы избежать путаницы в сложных заказах. Например, пиццу «Бефстроганов» голосовой помощник часто распознавал как пиццу «Без строганов». Для таких случаев создали псевдонимы в базе. Псевдонимы — это слова, которые подсказывают нейромодели, что нужно выбрать конкретную пиццу. Например, «Без строганов», «Беф штроганов», «Бефстроганоф» — теперь бот понимает, что все эти варианты означают одну и ту же пиццу, и добавляет её в заказ.

Чем больше вариантов бот слышит, тем точнее он работает, потому что мы выбираем популярные фразы и добавляем новые псевдонимы для лучшего распознавания.

Иногда приходится обучать бота общаться на одном языке с клиентом или разбираться в мемах. В голосовых часто просят «макароны с котлеткой» или здороваются «Ас-саляму алейкум».

Неожиданно, но самое популярное слово в боте для заказа пиццы — не «пицца», а «брат». Обращение не влияет на сам заказ, зато помогает улучшить работу бота, объяснить ему разные варианты диалогов.

Андрей Ежов, Product Owner
Сказано — сделано: как мы первыми запустили заказ пиццы голосом в Telegram и что из этого вышло

Мы первыми внедрили голосовой заказ. Результаты того стоили?

Мы — первые в России, а, возможно, и в мире, кто внедрил голосовой заказ через Telegram. Раньше мессенджер не использовали для таких задач, а на других площадках мы не нашли аналога. У этого есть и сложности, про них расскажем ниже, но главный результат — время оформления заказа сократилось с 3-4 минут до 30-40 секунд. Покупку можно совершить и оплатить быстрее, чем раньше, потому что система сама находит блюдо, а для заказа даже не нужно скачивать приложение.

Сказано — сделано: как мы первыми запустили заказ пиццы голосом в Telegram и что из этого вышло

С какими проблемами столкнулись по пути

Один из сюрпризов после запуска голосового заказа — конверсия в боте значительно ниже, чем в мобильном приложении. В приложении Dodo Pizza конверсия около 70%, а в боте — всего 5%.

Telegram всегда был про общение, а не про покупки, поэтому пользователи ещё не привыкли заказывать еду через мессенджер. Думаю, что это вопрос времени. Как только пользователи привыкнут, конверсия вырастет, и это станет обычным способом заказа.

Андрей Ежов, Product Owner

Сложность с конверсией повлияла на рекламный бюджет. С отделом маркетинга ещё обсуждаем, как продвигать инновационные идеи: деньги не спешат выделять, если не видят значимых результатов. Но если не рекламировать бот, не вырастет доверие, не появится нужная обратная связь и не поднимется конверсия. Это замкнутый круг.

Сказано — сделано: как мы первыми запустили заказ пиццы голосом в Telegram и что из этого вышло

Вообще, в Додо распространена стартап-культура: мы верим в идею, находим команду единомышленников и создаём продукт. Если он оказывается рабочим, как бот, привлекаем инвестиции для продвижение, и выводим проект на новый уровень. Верим, что так получится и в этот раз.

Геолокация — ещё одна техническая сложность. Telegram может автоматически подтягивать местоположение, но многие пользователи не включают эту функцию, особенно если используют VPN. Чтобы не искажать данные, мы добавили ручной ввод адреса, и работаем над функцией, где пользователь может вручную подвинуть геометку на карте.

Бот в Telegram для заказа еды: кому стоит повторить наш опыт

Бот — хорошая идея для кафе, шаурмичных или пиццерий, в которых еда покупается по пути или в спешке:

  • клиент заказывает заранее и меньше ждёт;
  • бизнесу не нужен администратор, который будет принимать звонки;
  • а если заведение совсем небольшое и заказы принимает повар, то он не будет тратить время на разговоры по телефону и сосредоточится на приготовлении еды.

В небольших магазинах с низким чеком Telegram-бот также повысит эффективность работы. Хоть заказ в мессенджере для многих в новинку, для пользователя риски небольшие и ему будет интересно попробовать, например, купить футболку. Аппы и боты в Telegram разрабатываются в 2-3 раза быстрее и дешевле обычных приложений, поэтому их сможет себе позволить даже малый бизнес.

Крупным компаниям с дорогими товарами, например, автомагазинам или маркетплейсам, Telegram-бот может не сразу принести продажи — пользователи ещё не привыкли делать крупные покупки через мессенджеры.

Зато с помощью ботов можно автоматизировать другие процессы. Например, квартиру через бота не купят, а вот записаться на просмотр можно. Так вы снимите с себя часть рутины и покажете, что заботитесь об удобстве клиентов.

Что будем делать дальше?

В мечтах добавить новые способы оплаты в бот: криптовалюта и TON. Так клиенты смогут оплачивать заказы ещё быстрее.

Ещё хотим привлекать новых пользователей в бот и получать органический трафик. Увеличение конверсии в боте — одна из глобальных целей на год, чтобы доказать себе, что игра стоит свеч. Мы видим такой большой потенциал в голосовом заказе, что 60% проекта разрабатывали в свободное от работы время =)

Верим, что заказ пиццы должен быть простым и удобным, без загрузки приложений и ручного ввода данных. Если вы тоже — ждём ваш заказ в боте Додо в Телеграм!

Жду вас в чате с нашим Telegram-ботом! 
Жду вас в чате с нашим Telegram-ботом! 

Если вы уже пользовались нашим ботом, делитесь вашими впечатлениями в комментариях. Будем рады получить обратную связь.

Спасибо, что дочитали статью! Ставьте лайки, если материал показался вам интересным, делитесь им с друзьями и подписывайтесь на наши Telegram-каналы: на Додо Бизнес, чтобы быть в курсе последних новостей нашего бизнеса, и на Dodo Engineering, чтобы узнавать больше о жизни нашей IT-команды.

8
2 комментария