США могут повторить китайскую стратегию в области электромобилей
Привет! На связи Илья, автор крупнейшего Telegram-канала EV Forum про электромобили. Здесь и в канале рассказываю о новых и старинных марках электромобилей, делюсь новостями со всех континентов, и выкладываю аналитику.
Администрация президента Байдена предупредила, что китайские электромобили создают угрозу национальной безопасности для США, поскольку они могут собирать конфиденциальную информацию и отправлять ее за границу.
«Электромобили и беспилотные автомобили собирают огромное количество информации о водителе, местонахождении автомобиля и его окружении», — заявила Джина Раймондо, министр торговли США, на собрании Атлантического совета 31 января. «Хотим ли мы, чтобы все эти данные передавались в Пекин?»
Комментарии Раймондо прозвучали после того, как Белый дом заявил, что готовит исполнительный указ о предотвращении доступа иностранных конкурентов и противников к персональным данным.
Насколько на самом деле обоснованы такие опасения? Современные автомобили оснащены десятками датчиков, собирающих огромные объемы информации. Это может включать в себя видео, которое снял автомобиль, проезжая вблизи важных военных объектов, а также изображения сотрудников национальной безопасности.
Китайские технологии в электромобилях очень продвинуты в таких технологиях и во многих аспектах опережают США. Если администрация Байдена хочет стимулировать развитие национального сектора EV, ей необходимо будет воспользоваться этой компетенцией, не забывая при этом о проблемах безопасности. Пекин уже показал им, как это сделать.
Как Китай получал опыт у западных компаний
На протяжении последних двух десятилетий Китай предоставлял западным технологическим компаниям возможность закрепиться на местном рынке, не желая, однако, предоставлять беспрепятственный доступ. Целью китайского правительства было получение западных технологий — учиться у лучших в мире, копировать их, а затем применять эти навыки.
Совместные предприятия стали одной из наиболее эффективных схем — именно в таких альянсах местными компаниями приобретался колоссальный опыт. Первые сделки с участием Volkswagen AG и General Motors Co. показали, что эти передовые навыки этих компаний помогли заложить основы современной автомобильной промышленности Китая. Теперь у Вашингтона есть шанс воспользоваться этой стратегией Китая в своих интересах.
Ситуация с китайскими автомобилями в США
В статье «Почему в США нельзя купить дешевые китайские электромобили?» я писал о причинах, по которым купить китайское авто в Америке практически невозможно. Тем не менее, компания CATL, крупнейший производитель аккумуляторов для электромобилей в мире, поставляет их в больших объемах Tesla Inc. Сами американцы обеспечить этот сектор пока не в состоянии. Та же BYD недавно продала более 100 электрических грузовиков американской пивоваренной компании Anheuser-Busch InBev SA.
Электрический грузовик BYD несколько лет успешно продается в Европе
На данный момент США не сможет обойтись без Китая в производстве электромобилей. Но если китайские автопроизводители хотят продолжить рост в долгосрочной перспективе, им также необходимо выйти на второй по величине американский автомобильный рынок в мире.
США могут не оставаться зависимыми от Китая при покупке лития, никеля и кобальта, покупая их для переработки в других странах. Однако у Китая есть технологические ноу-хау. Именно поэтому администрации США следует договориться о взаимной помощи, а не возводить жесткие барьеры. Наладить процесс поставки китайских авто можно через ту же систему совместных предприятий или заключив договоров с местными партнерами.
Ford Motor Co. уже делает шаги в этой области — год назад автомобильный гигант объявил о сделке с CATL по лицензированию аккумуляторных технологий китайского партнера, но при этом их самостоятельном производстве для своих автомобилей.
Это казалось идеальным решением: создать рабочие места для местных, передать интеллектуальную собственность США и защитить национальную безопасность, ограничив китайскую собственность и доступ. Но напуганные июльским решением Пекина ограничить экспорт галлия и германия, ключевых минералов, используемых в чипах и электромобилях, американские законодатели призвали провести расследование этой договоренности. В сентябре прошлого года Ford заявил, что прекращает работы по строительству аккумуляторного проекта стоимостью $3,5 млн без объяснения причин.
Компания CATL — крупнейший поставщик аккумуляторов для электромобилей в мире
США не нужно бояться быть отрезанными от невосполнимых ресурсов, но у них есть возможность заставить Китай поделиться технологиями. Все, что ему нужно сделать, это скопировать сценарий Пекина, допустив китайских автогигантов на рынок по уже использованным ими же самим схемам.