Почему беспилотные автомобили нельзя тестировать без водителя в России
«Эксперты» твердят, что беспилотное будущее уже практически наступило: вот-вот автомобили пятого уровня (без водителя, руля и педалей) выйдут на дороги и мир изменится навсегда. Однако радужная перспектива отложена на неопределенный срок, ведь международное законодательство запрещает автомобилям ездить без водителя.
Можно ли исправить ситуацию и когда же настоящие беспилотники станут реальностью на отечественных дорогах?
Убрать международный барьер готовится инициатор тестирования беспилотных машин в России — НТИ “Автонет”.
Суть проблемы
Начнем с того, что частью 1 статьи 8 Международной Конвенции о дорожном движении и частью 1 статьи 8 Конвенции о дорожном движении (ратифицирована Россией) прямо предусмотрено, что «каждое двигающееся отдельно транспортное средство или состав сцепленных транспортных средств должны иметь водителя».
Дальше еще интереснее: в указанных конвенциях также предусматривается, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством — то есть «программное обеспечение» или «искусственный интеллект» под определение «водитель» не подходят.
Однако это не помешало Рабочей группе «Автонет» и НП «глонасс» задуматься о способе вывода беспилотного транспорта на дороги общего пользования. Так, они вместе с НАМИ, МАДИ, компаниями «Яндекс», «КАМАЗ» и другими представителями беспилотной отрасли инициировали разработку и принятие постановления Правительства Российской Федерации, которое позволило начать правовой эксперимент по тестированию беспилотников.
Эксперимент
В сентябре 2018 года в рамках реализации пункта 1 Дорожной карты «Автонет» была принята резолюция Всемирного форума по безопасности дорожного движения ООН, которая расширяет толкование статьи 8 Конвенции и которая позволяет выпускать беспилотные автомобили на дороги общего пользования при условии, что человек постоянно контролирует ситуацию и готов в любой момент взять управление на себя.
Так беспилотный автомобиль (с инженером-тестировщиком за рулем) официально может выезжать на дороги общего пользования с 5 декабря 2018 года в Москве и Татарстане, а с 1 марта 2020 года к списку регионов добавился еще ряд регионов.
Включение новых регионов ждали многие — в частности, петербургские разработчики беспилотного автомобиля НПО «Старлайн» еще в ноябре запланировали тестировать свою машину на Литейном и Невском проспектах, как только добавят их регион.
А в Москве уже сегодня сто машин «Яндекса» регулярно катаются в районе Мичуринского проспекта, Хамовников и улицы Лобачевского. Кроме того, на днях и Московский автодорожный технический университет решил вывести на дороги столицы свою разработку.
Запланировано, что эксперимент продлится до 1 марта 2022 и закончится формулированием технических требований безопасности для беспилотных автомобилей и закреплением их в техническом регламенте таможенного союза.
При условии соблюдения этих требований компании-производители получат возможность получить разрешение на производство и продажу беспилотников, но возможность их эксплуатации в полностью автономном режиме (то есть без водителя) пока что ограничена международным регулированием.
Новый законопроект
27 февраля 2020 года власти Татарстана внесли в Госдуму свой законопроект. По их утверждениям, он позволит выпустить беспилотные автомобили на дороги общего пользования на всей территории России. Но на деле в нем будут представлены только понятийный аппарат по интеллектуальным видам транспорта и полномочия федерального органа, который будет координировать процесс.
Он лишь создаст дополнительное — и во многом дублирующее — правовое основание для продолжения тестирования беспилотных автомобилей с инженерами-тестировщиками за рулем.
Другими словами, революции не будет — пока что ни постановление правительства, ни законопроект Татарстана не способны убрать водителя из-за руля беспилотного автомобиля.
Когда высокоавтоматизированный беспилотник выедет на дороги без водителя?
Сегодня полностью автономный автомобиль без водителя можно встретить только на закрытых территориях (например, в «Сколково» и Иннополисе), но не на дорогах общего пользования.
До внесения корректировок в международное законодательство на дороги общего пользования имеют возможность выезжать только беспилотные автомобили с инженерами-тестировщиками внутри.
Однако для беспилотников в России не все потеряно - рабочая группа НТИ “Автонет” сейчас работает над возможными вариантами устранения административного барьера, созданного международным законодательством.
Автор: директор службы нормативного правового обеспечения НП "ГЛОНАСС" Дмитрий Лобанов