Осталось за кадром. Съемка телерекламы глазами заказчика
Это не рекламный текст, а история про то, как автомобильный маркетплейс FRESH снимал первую в своей истории полноценную телевизионную рекламу. Представьте: компания входит в тройку главных игроков страны на рынке автомобилей с пробегом, а к самому охватному маркетинговому инструменты за 18 лет своей работы до того не прибегала. Так что процесс съемок стал для нас могучим источником познания жизни. И теперь можем понять, что значит фраза: «Звукер никак не мог найти бум, потому что гафер случайно унес его в лихтваген». У нас таких происшествий не было, но и без того работа на площадке заняла 18 часов. Ради 30-секуного ролика, ссылку на которой вы найдете в конце материала.
Съемку провели в конце апреля 2024 года на территории закрытого коттеджного поселка в Подмосковье. Первые люди появились на площадке в пять утра, сами съемки начались в 8.40. За камерой человек, которого называют камераменом. Главный оператор, точнее, оператор-постановщик, находится за ним, с рацией в руках.
Одну из главных ролей исполнил автомобиль, который на момент съемок продавался на нашем маркетплейсе. Chevrolet Cruze, 2012 год, 1.6 АТ, три владельца, без ДТП по «Автотеке», 860 000 рублей (актуальный каталог автомобилей в продаже в мобильном приложении FRESH Friends и на сайте компании). Человек в наушниках – звукорежиссер Егор. Справа от него Наталья, владелица собаки, восходящей звезды экрана.
Пес Амбер. Полтора года. Порода – новошотландский ретривер. Это первый в его жизни выход на площадку. Девочка Амелия семи лет специально приехала на съемки с семьей из Петербурга.
Марк, брат Амелии. 4,5 года. Как и сестра, натуральный блондин. «Пока блондин, – уточняет отец, – Старшая дочь Леа после 10 лет стала темнеть». Амелия и Марк снимаются с осени прошлого года: артисты с опытом.
В руках у девушки хлопушка. Устройство помогает быстрее сориентироваться на этапе монтажа в многочисленных дублях и сценах, а также синхронизировать видео и звуковую дорожку, которая, как правило, пишется отдельно.
На хлопушке, или нумераторе, указывается кто, что и когда снимает. Надписи делаются от руки белым маркером, стираются специальным ластиком. Хлопушка появилась до Второй мировой войны и с тех пор почти не изменилась. Разве что появились электронные хлопушки с секундомером (строкой тайм-кода). Если хлопушку забыли использовать в начале дубля, ее снимают в конце. Но уже в перевернутом виде.
Звукорежиссер Егор Гаврин отдельно записывает лай собаки. Для этого он использует бум – микрофон на антивибрационном подвесе, закрепленный на карбоновую удочку. Звукорежиссера могут для краткости назвать «звукарем» или «звукером». Правда, такие сокращения нравятся не всем представителям этой профессии. Обычное дело: журналисты тоже не в восторге, когда пиарщики именуют их «журами».
Человек с экраном – светик. Так на площадке неформально называют членов осветительной бригады, которую возглавляет гафер. В киношном языке забавно переплелись слова из разных языков. Светик – русское слово, гафер – английское, автомобиль, который доставляет на площадку осветительное оборудование, обозначается на немецкий манер лихтвагеном, «световой повозкой». Камерваген доставляет на площадку камеры и объективы. Обладая этими ценными знаниями вы без труда догадаетесь, для каких целей на площадке без удобств может дежурить какенваген.
Операторская тележка, она же долли (от англ. camera dolly). Обеспечивает плавное движение камеры, «на руках» так не снять. Весит тележка 130 кг. Отвечает за долли и катает ее по рельсам специальный человек, называемый, подобно участнику долевого строительства, дольщиком.
Страница съемочного плана режиссера Дэна Фримана. Главная часть документа – раскадровка. Текстом описывается происходящее в кадре: «Мама пытается припарковаться у дома, в это время сын, дочь и собака на заднем сиденье балуются, дерутся и громко кричат, собака скулит. Мама поправляет зеркало заднего вида. Зеркало отваливается, мама решает посмотреть назад, но в этот момент ей в голову прилетает рулон туалетной бумаги. Тут же мы слышим звук удара».
Описанный в сценарии момент прилета рулона в маму, роль которой исполнила актриса Ольга Салманова. Динамичную сцену сняли с нескольких дублей, каждый раз второй режиссер словами «туалетная бумага!» давал детям команду запускать рулон. Сцену снимались с разных ракурсов. Мама получила рулоном по голове не меньше 30 раз.
Цифровые технологии принципиально изменили процесс съемки. Сегодня оценить материал можно в режиме реального времени на нескольких мониторах. Оператор, режиссер, заказчик, если он присутствует на съемках рекламы, видят одну картинку. За сквозной контроль записей – техническую, а не художественную составляющую – отвечает человек, которого называют плейбекором. Однако на фото не плейбекер, а режиссер монтажа. Прямо на месте он сводит черновой вариант ролика.
В течение смены люди на площадке не должны думать о том, что поесть и что попить. На съемках рекламы FRESH группу обслуживал фудтрак. Все блюда готовили на месте. Плиты мощностью 25 кВт были подключены к 80-киловатному генератору лихтвагена, основное назначение которого – давать электричество для осветительных приборов, например, «ариков». ARRI – немецкий производитель профессионального светового оборудования.
Кот Симба, известный московский артист. Вы могли видеть его в сериале «Зонтик для подруг» и рекламе лекарственного геля. «Дочка научила Симбу командам «дай лапу» и «апорт», он с радостью приносит брошенную игрушечную мышь. Но и без заученных команд Симба прекрасно понимает человеческую речь. Снимали рекламу с Клавой Кокой. Режиссер не верил, что Симба в нужный момент потрогает лапой клавиатуру ноутбука, собирались «сделать этот момент на компьютере». Я попросила дать мне несколько минут – Симба потрогал», – рассказывает Елена, хозяйка кота. Симба – крупный представитель бенгальской породы. Возраст – семь лет, масса – 9,5 кг. Перед съемкой кот отдыхал под пледом.
Симба на площадке. Кот появляется почти в самом начале рекламного ролика, вслед за летящим на пол праздничным тортом. Обратите внимание на блеск фруктов. Каждое яблоко, апельсин и виноградина обработаны глицерином. А все артисты прошли через художника по гриму и стилиста. Кроме кота Симбы и пса Амбера. Они и так хороши. «Мальчика на празднике», так обозначена его роль в сценарии, зовут Виталий.
«Мама» в исполнении Инны Бардиной и «папа» в исполнении Сергея Войткевича. Далее по тексту режиссерского сценария: «Паникующий папа поворачивается с растерянностью в глазах к маме. Мама жестом показывает, что все под контролем». У нее есть простое решение проблемы с упавшим тортом.
Съемки закончились ближе к 11 вечера, когда на улице было темно. Иллюзию дневного освещения в комнате создали мощные лампы, бьющие в окно. Герой этой микроновеллы перед ответственным свиданием выясняет, что у него в гардеробе нет подходящих брюк. В финале ролика все три истории – про торт, брюки и машину, которую давно пора заменить – выстроятся в логическую цепочку. Первыми рекламу автомобильного маркетплейса FRESH увидят телезрители Воронежа и Тюмени. Остальные могут перейти по ссылке и оценить результат.