Скачал приложение, считай устроился?

Являются ли таксисты Gett, Uber, Яндекс — сотрудниками этих фирм? У агрегаторов нет таксопарка, нет водителей, но есть пассажиры и успешные перевозки. Освещаются правовые вопросы и мировая практика ответа на данный вопрос.

Сегодня для того, чтобы устроиться на работу в такси, нужно всего-навсего скачать приложение. Возможно, это кого-от удивит, но даже такое действие является вступлением в трудовые отношения, по оценке некоторых юристов.

Забастовка таксистов Убер в Лондоне, 2018 год copyright by <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2F127991958%40N06%2F&postId=125450" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Steve Eason</a>
Забастовка таксистов Убер в Лондоне, 2018 год copyright by Steve Eason

Конечно, агрегаторы такси придерживаются иного мнения. С их точки зрения, они владеют бизнесом по модели Asset Free. Машина — не их, рабочее место агрегатор не предоставляет, не несёт издержек на содержание автомобиля, лицензирование перевозки и простой между заказами. Агрегатор считает себя лишь информационный агентом договора перевозки. Как агент, агрегатор только предоставляет информацию пассажиру о водителе, а перевозчику о пассажире. Очень удобно и даёт коллоссальные конкурентные преимущества над традиционными автопарками с автомастерскими, пунктами медосмотра и лицензиями.

Иноформационный агент не обязан соблюдать требования трудового законодательства по ответственности за работника на рабочем месте и минимальному уровню социальных гарантий. Можно устанавливать любые условия перевозки - не наравится, не принимай условия, найдется другой. Поэтому, работа в агрегаторах снижает уровень социальной защиты. Вопрос настолько глобальный во всем мире, что обсуждается на уровне Международной организации труда.

В 2015 году прошла волна протестов против Uber в Европе, одного из агрегаторов такси. В некотрых странах, ряд ранее занятых в отрасли перевозок остались без работы. Различные контролёры, диспетчеры, проверяющие остались не у дел. Упростился найм водителей без местных разрешений и лицензий на перевозку. Такие революционные изменения на рынке перевозок привели к демпинговым ценам на такси. Демпинг в свою очередь, привел сначала к протестам таксистов, а потом и пользователей. И те, и другие требовали обеспечить достойную минимальную зарплату. таксистам.

Другой прецдент был возник в 2016 году. Суд Великобритании по групповой жалобе таксистов, работавшим по 80-90 часов в неделю и спавшим в машинах, при этом не получавшим даже минимальную заработную плату, принял положительное решение и признал её обоснованной. Работа по приложению на агрегатора такси была признана работу по найму в транспортной комрании. Апелляция UBER на решению суда, была отклонена.

Уже в 2018 году Высший суд Европейского союза принял решение, которым постановил, что агрегатор, хотя и работает через приложение для смартфонов, является высокоорганизованной профессиональной деятельностью, и должен рассматриваться как транспортная служба, а не информационный агент.

Трудовой, а не агентский характер отношений подтверждает и само по себе действие забастовки: водители протестуют не против таксопарков, а против действий агрегаторов. Трудно даже представить себе забастовку Росгосстраха против страховых агентов. А о забастовках водителей против агрегатора такси легко узнать из поиска по новостям.

Впрочем, представители агрегаторов неизменно отрицают в своих релизах влияение забастовок на свою деятельность. Несмотря на отсутвие заметности забастовок в официальных релизах российских компаний, описаны случаи противодействия забастовкам агрегатором, в виде рассылки СМС с угрозами блокировки водителям, воплощенными позднее в жизнь. Разве «просто информационный агент» превратился из объекта забаствки в активную сторону?

В аналитическом ценре при Правительстве РФ считают, что излишнее регулирование агрегаторов заторомозит развитие отрасли агрегаторов. Аналитики забывают, что в настоящий момент классические таксопарки подвержены регулированию, в том числе трудовых отношений, в отличии от агрегаторов.

Такой нерыночный подход к освобождению перевозчиков одного типа, при давлении на классических игроков рынка такси другого типа, является одним из факторов бурным ростом агрегаторов и монополизации отрасли пассажирских перевозок.

Ссылки

1. КИСЛЯК З.С. «ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ» КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ //COLLOQUIUM-JOURNAL Номер: 10-10 (34) Год: 2019 Страницы: 17-20

3. Крылов А.А., Сундиев И.Ю. влияние информационных технологий НА теневую экономику И терроризм//Микроэкономика. 2018. № 6. С. 119-123.

6. Сапрунова А. С. влияние цифровизации НА российский бизнес//россия, европа, АЗИЯ: цифровизация глобального пространства, сборник. С.148-151.

5
20 комментариев