Какие показатели в автопарке важно отслеживать и как ими управлять

Цифровизация в применении к корпоративному автопарку позволяют уменьшить холостой пробег, простой и увеличить полезную выработку транспорта.

Но будем реалистами: современные технологии сами по себе — не панацея, которая волшебным образом решит все проблемы. В любом случае, во многих процессах участвуют люди: сидят за рулем, заказывают автомобили для поездок, а иногда саботируют любые нововведения.

Благодаря цифровизации можно понять, сколько реально транспорт находится в движении. Вся статистика аккумулируется в единой системе, что помогает оценить эффективность работы, выявить закономерности и аномалии.

На основе полученных данных можно принимать взвешенные управленческие решения. Например, уменьшать или увеличивать количество техники, проводить дополнительный инструктаж по правилам использования корпоративных автомобилей, премировать или штрафовать водителей.

Какие показатели в автопарке важно отслеживать и как ими управлять

Например, для пользователей системы «ТМ: Корпоративные поездки» разработан специальный дашборд, где вся статистика отображаются в режиме реального времени или за определенный промежуток.
В одном окне представлена информация о среднем времени поиска и ожидания автомобиля, длительности и времени поездки. А также — графики загрузки транспортных средств и рейтинга водителей.

 Аналитические данные на дашборде «ТМ: Корпоративные поездки» 
 Аналитические данные на дашборде «ТМ: Корпоративные поездки» 

Далее разберем, на какие показатели автопарка стоит ориентироваться и как интерпретировать статистические значения.

О чем говорит доля выполненных маршрутов

Для автопарка ключевой параметр работы — процент выполненных заказов на поездки. Он рассчитывается, исходя из количества выполненных и созданных заявок.

В среднем, по данным пользователей системы «ТМ: Корпоративные поездки», оптимальный процент выполненных заявок — 80%. Показатель ниже эталонного значения говорит о возможных проблемах и точках роста.

Какие показатели в автопарке важно отслеживать и как ими управлять

Чтобы понять, почему автопарк не справляется со всем объемом заказов, нужно углубиться в статистику и проанализировать:

  • степень почасовой загрузки автомобилей в течение суток;
  • динамику заказов на поездки;
  • количество автомобилей на линии в разное время дня.

Как загрузка транспорта влияет на выполнение заказов

Чем выше загрузка автомобилей, тем меньше новых заявок на поездки будет выполнено — это логично. Для понимания полной картины, необходимо знать почасовую нагрузку и количество доступного транспорта. Это позволяет в моменте и на дистанции оценить, хватает ли автомобилей на линии в часы пиковой нагрузки.

Пример почасового отчета по загрузке транспортных средств на дашборде «ТМ: Корпоративные поездки»
Пример почасового отчета по загрузке транспортных средств на дашборде «ТМ: Корпоративные поездки»

Если техники стабильно не хватает, то это может быть основанием пересмотреть расписание водителей. И, например, ввести ступенчатый график работы: когда водители выходят на смену и перерывы в разное время.

При этом важно отслеживать почасовую динамику заказов. Это помогает не только прогнозировать будущий спрос на поездки, но и выявлять аномалии.

Показатели автопарка: динамика выполненных и невыполненных заявок на поездки 
Показатели автопарка: динамика выполненных и невыполненных заявок на поездки 

Например, каждый час на линии имеется достаточное количество экипажей, но заявки продолжают «висеть». Возможная причина — несоблюдение новых правил.

Часто цифровизация предполагает изменение бизнес-процессов: когда вместо закрепленных автомобилей, вся техника переводится в единый пул для общего пользования. Но пассажиры привыкли к определенной культуре использования корпоративного транспорта, поэтому в уговаривают водителей нарушить установленный регламент.

Например, в час пик не отпускают автомобиль. В результате водитель ждет сотрудника, порой больше 30 минут. За это время он мог бы принять и выполнить еще один заказ.

Что рейтинг водителей говорит об эффективности работы автопарка

Цифровая платформа для автопарков фиксирует практически каждый этап выполнения маршрута. На основе собранных данных можно рассчитать рейтинг каждого водителя, чтобы оценить качество работы и выявить возможные проблемы в автопарке.

Рейтинг может складываться из следующих параметров:

  • количество выполненных заказов
  • оценка пассажиров;
  • опоздания на смену;
  • отказ от заказов.

Эти данные позволяют понять ситуацию по каждому водителю, и при необходимости принять необходимые меры, если фиксируется много нарушений.

Например, у всех водителей высокий показатель отказов от заказов. Одна из возможных причин — некорректно настроенная раздача маршрутов. Новая заявка приходит в приложение, но водитель не успевает «взять» ее. Решение здесь простое: увеличить время, которое дается водителю для подтверждения заказа.

Также, дело может быть в саботаже нововведений. Водители вступают в сговор с пассажирами и ждут заказа от конкретного сотрудника, игнорируя другие заявки, который приходят в мобильное приложение. Это повод провести внеочередной инструктаж.

Также можно внедрить дополнительный контроль: в случаях игнорирования заявки, голосовой робот звонит водителю и просит подтвердить заявку на телефоне.

Пример отчета, показывающий, кто из водителей чаще всего отказывается от заказов
Пример отчета, показывающий, кто из водителей чаще всего отказывается от заказов

О чем расскажет «качество вывоза»

Задача корпоративного автопарка — обеспечить сотрудников транспортом для решения рабочих задач. Цифровизация же нацелена на то, чтобы сократить цепочку согласования заявки на поездку до минимума и предоставить автомобиль пассажиру в кратчайшие сроки.

Чтобы оценить качество вывоза, необходима статистика по следующим параметрам:

  • время поиска свободного экипажа;
  • время ожидания автомобиля пассажиров;
  • длительность поездки.

Если время поиска транспорта выросло, это может говорить, что на линии недостаточно автомобилей. А рост среднего времени в пути — об использовании экипажей в личных целях.

Каждый автопарк сам устанавливает приемлемые параметры вывоза. Здесь нет эталонных значений, к котором необходимо стремиться.

Однако хорошим результатом цифровизации можно считать подачу автомобиля через 7-10 минут, после того как сотрудник оформил заявку на поездку.

Для чего оценивать маршруты передвижения

Зная данные о наиболее частых маршрутах, можно оптимизировать поездки. Например, запустить автобусы для популярных направлений или внедрить систему совместных поездок, когда в одном легковом автомобиле едут несколько сотрудников, которым по пути.

Дашборд в программном комплексе «ТМ: Корпоративные поездки» помогает провести частотный анализ, в зависимости от расстояния и длительности поездок. Все данные для наглядности отображаются на карте местности.

Частотный анализ показателей автопарка: по длительности и расстоянию маршрутов
Частотный анализ показателей автопарка: по длительности и расстоянию маршрутов

Есть ли у цифровизации экономический эффект

Ключевая цель цифровизации — экономия ресурсов предприятия. Процессы распределения и подбора транспорта оптимизируются, поэтому для выполнения одного и того же количества маршрутов нужно меньшее количество экипажей.

Система «ТМ: Корпоративные поездки» рассчитывает, сколько ежедневно автопарк экономит благодаря внедрению. Показатель рассчитывается на основе эффектов от повышения производительности транспортных средств, снижению затрат на нецелевые поездки и такси.

Благодаря дашборду руководителю транспортного отдела видит, насколько автопарк сокращает ежедневные издержки.

Отчет об экономических эффектах цифровизации
Отчет об экономических эффектах цифровизации

Своевременный доступ к данным позволяет менеджерам измерять ключевые показатели эффективности и быстро реагировать на критические ситуации.
А дашборд с основной сводкой по работе автопарка упрощает аналитику, так как больше не нужно тратить много времени на изучение десятков отчетов.
Вся информация разделена по категориям, есть наглядные графики и готовые модели для оценки эффективности работы. К расчетам не нужно привлекать аналитиков и технических администраторов.
Подробнее обо всех преимуществах дашборда для корпоративного автопарка >>

Начать дискуссию