Boeing возвращается: вынужденный шаг или новая стратегия?
В феврале 2025 года появились первые сообщения о том, что американская корпорация Boeing рассматривает возможность возобновления сотрудничества с российскими авиакомпаниями. Это решение может стать одним из самых громких геополитических и экономических шагов последнего времени, учитывая, что в 2022 году Boeing полностью приостановил деятельность в России. Но насколько вероятно возвращение компании? И какие последствия это повлечет за собой для авиационной отрасли?
До 2022 года: что связывало Boeing с Россией?
Boeing долгие годы был не только крупнейшим поставщиком самолетов для российских авиакомпаний, но и активно закупал стратегически важные материалы у российских производителей.
- Поставки самолетов: Большинство крупнейших российских перевозчиков, включая «Аэрофлот», S7 Airlines и «Россия», эксплуатировали самолеты Boeing – в частности модели 737, 747 и 777.
- Закупка титана: До трети потребностей Boeing в титане обеспечивала российская корпорация ВСМПО-Ависма, крупнейший в мире производитель этого металла. Титан критически важен для производства современных авиалайнеров.
В марте 2022 года Boeing объявил об уходе с российского рынка:
- 2 марта 2022 года: прекращена техническая поддержка российских авиакомпаний, закрыты офисы в Москве.
- 9 марта 2022 года: приостановлены закупки российского титана, закрыт инженерный центр в России.
Этот шаг не прошел бесследно. Уже к концу 2022 года Boeing отчитался о резком увеличении убытков. Если в 2021 году компания потеряла $59 млн за три квартала, то в аналогичный период 2022 года убытки составили $4,3 млрд – рост в 78 раз. Выручка снизилась на 1,8%.
Финансовые последствия и сравнение с Airbus:
Разница в финансовых показателях Boeing и Airbus обусловлена несколькими ключевыми факторами:
- Кризис доверия к Boeing
После катастроф 737 MAX (2018–2019) самолеты этой модели почти два года находились под запретом, что привело к многомиллиардным убыткам. В 2024 году новый инцидент с 737 MAX 9 Alaska Airlines вынудил FAA ужесточить контроль за Boeing, добавив проблем компании. - Производственные сбои
В 2023–2024 годах Boeing столкнулся с дефицитом рабочих кадров и перебоями в цепочках поставок. В 2024 году из-за дефектов выпуск 777X и 737 MAX был отложен, что привело к сокращению поставок на 35% (с 528 до 348 самолетов). Airbus, в отличие от Boeing, сохранил стабильные темпы производства. - Отказ от российского титана
Boeing ранее закупал до 35% титана у ВСМПО-Ависма. После разрыва контрактов в 2022 году компания не смогла оперативно найти альтернативных поставщиков, что увеличило себестоимость самолетов. Airbus продолжает сотрудничество с российскими поставщиками, что дает ему преимущество в стоимости производства. - Разный уровень госзаказов
Airbus получает больше заказов от европейских военных и государственных структур, что поддерживает его стабильность. Boeing, напротив, столкнулся с убытками по контрактам с Минобороны США из-за роста затрат и штрафов за срыв сроков. - Финансовая дисциплина
Долговая нагрузка Boeing в 2023 году достигла $52 млрд, тогда как у Airbus она в разы ниже – около $10 млрд. Более гибкая стратегия Airbus позволяет компании оставаться прибыльной.
Вывод: почему Boeing теряет, а Airbus растет?
- Boeing переживает кризис доверия, производственные сбои и санкционные ограничения.
- Airbus стабилен, избегает крупных скандалов и поддерживает надежные цепочки поставок.
- Финансовая политика Airbus эффективнее, в то время как Boeing покрывает убытки из-за штрафов и проблем с производством.
Если Boeing решит производственные вопросы и восстановит репутацию, он может вернуться к прибыльности в 2025–2026 годах. Однако на данный момент Airbus лидирует по поставкам и финансовым показателям.
Возвращение Boeing: слухи или реальность?
20 февраля 2025 года Telegram-канал Shot сообщил, что Boeing рассматривает возможность поэтапного возобновления работы в России:
- На первом этапе российским авиакомпаниям могут разрешить покупать подержанные самолеты и комплектующие.
- На втором этапе могут начаться прямые поставки новых самолетов.
21 февраля 2025 года на III Форуме будущих технологий первый вице-премьер России Денис Мантуров подтвердил готовность возобновить поставки титана для Boeing, если компания проявит интерес.
Что это значит для рынка? Если Boeing действительно вернется в Россию, это приведет к серьезным изменениям:
- Финансовое восстановление Boeing: Ожидается, что прибыль на акцию (EPS) компании впервые с 2018 года выйдет в положительную зону.
- Снижение издержек: Возобновление поставок титана позволит Boeing удешевить производство и решить проблемы с цепочками поставок.
- Рост конкуренции с Airbus: Возвращение Boeing усилит борьбу за рынок гражданской авиации.
Что в итоге?
Пока Boeing не делал официальных заявлений о своем возвращении, но если это произойдет, компания сможет восстановить утраченные позиции, а российский авиационный сектор – получить доступ к новым самолетам и комплектующим. Однако многое зависит от геополитической ситуации и новых соглашений между сторонами.