Мойка самолётов: искусство чистоты и безопасности в авиаперевозках

Многие из нас, поднимаясь на борт белоснежного самолёта, едва ли задумывались о том, как выглядит процесс его мойки и какая работа стоит за поддержанием этого блестящего внешнего вида.

Мойка самолётов: искусство чистоты и безопасности в авиаперевозках

Мойка самолётов – это не просто вопрос чистоты. Это настоящая научно-техническая задача, которая требует внимательного подхода и глубоких знаний. Длина гигантских крылатых машин может превышать 70 метров, и процесс клининга может занимать от 3 до 7 часов! Это требует гораздо более тщательного и комплексного подхода к очистке, чем мойка авто. Разберемся в нюансах этого процесса, обычно остающегося «за кадром» перелетов.

Зачем нужно мыть самолеты

Когда речь заходит о клининге машины, большинство хорошо представляют себе этот процесс. Авто моют на автомойках с использованием роботизированных систем или вручную, применяя мыло, губки и специальные средства для нанесения воска. Процесс в среднем занимает от 30 минут до часа в зависимости от желаемого уровня чистоты. Для автомобиля мойка — вопрос эстетики, ведь грязное авто выглядит менее презентабельно.

Клининг самолёта имеет совершенно иное значение. Грязь на поверхности фюзеляжа сказывается на аэродинамике и производительности машины: пыль и остатки топлива увеличивают сопротивление воздуха, что сильно влияет на расход горючего и снижает эффективность полёта.

Сложности и нюансы очистки самолётов

Мойка самолётов: искусство чистоты и безопасности в авиаперевозках

Где и чем моют самолёты

Для авиатранспорта, как и для автомобилей, существуют специальные места для клининг-процедур — технические перроны. Никто не станет мыть авиалайнеры возле пассажирских терминалов, поэтому этот процесс остаётся скрытым от глаз путешественников.

График авиационной мойки

Авиакомпании разрабатывают свои регламенты, основываясь на таких факторах, как климат, маршрут и даже количество осуществляемых за день посадок.

Периодичность глубокой очистки авиалайнеров, известной как «генеральная уборка», каждая авиакомпания устанавливает сама. Например, Singapore Airlines производит масштабную очистку своих крылатых красавцев каждые 500 часов налёта. Тем не менее регулярную мойку самолётов проводят не реже одного – двух раз в месяц.

На процедуру крылатого клиента записывают заранее, особенно это важно в крупных аэропортах, где из желающих принять душ выстраиваются очереди. Как правило, на очистку отправляют лайнеры, находящиеся на двух-трёхдневном перерыве между полётами — чтобы было время обсохнуть.

Частота процедур зависит от нескольких факторов:

  • степень загрязнения — грязный самолёт пропустят на мойку без очереди;
  • условия эксплуатации — самолёты, работающие в жарких или пыльных регионах, нуждаются в более частой мойке.

Уход за авиалайнерами зимой

Мойка самолётов: искусство чистоты и безопасности в авиаперевозках

Важно учитывать, что мойка самолетов возможна только при температуре не ниже 5 градусов Цельсия. Поэтому зимой в России самолёты, как правило, моют в южных регионах страны, где погодные условия позволяют это сделать. В северных и центральных районах, где температура воздуха в холодное время года часто опускается ниже нуля, основной акцент делается на другую, не менее важную процедуру — противообледенительную обработку. Проводят её не специалисты по клинингу для поддержания чистоты, а инженерно-авиационные службы — для обеспечения безопасности полётов. Этот метод очистки корпуса защищает авиалайнер от опасного намерзания льда и снега.

Кто отвечает за мойку самолетов

Мойка самолётов: искусство чистоты и безопасности в авиаперевозках

Помыть легковую машину и зимой и летом сможет даже подросток. Здесь не требуется никакой специальной подготовки или знаний.

Мойка самолётов — это совершенно другой уровень. Специалисты, занимающиеся этой трудоёмкой работой и имеющие доступ к соответствующим зонам аэровокзалов, проходят очень серьёзное обучение, что связано с высокими стандартами безопасности в отрасли.

Персонал должен:

  • знать все тонкости безопасной работы с оборудованием и химическими средствами;
  • чётко понимать, как вести себя в случае возникновения непредвиденных ситуаций;
  • иметь отличную физическую форму — персоналу часто приходится по несколько часов находиться на специальных установках, которые позволяют им добраться до самых труднодоступных мест на фюзеляже.

Поэтому каждый год клининг-операторы проходят медицинские осмотры, чтобы удостовериться, что они подходят для этой физически сложной и крайне ответственной работы. Мойка самолётов — это серьёзный процесс, требующий профессионализма, ответственности и глубоких знаний о методах мойки крылатых.

Методы мойки самолётов

Существует несколько методов очистки, каждый из которых применяется в зависимости от условий, состояния воздушного судна и потребностей авиакомпании.

Глубокая мойка с полировкой

Её проводят два раза в год — весной и осенью. Для этого самолёт отгоняют на специальную стоянку, где имеется необходимое оборудование. Во время такой мойки используют большое количество воды и мощную аппаратуру для мойки – автостопы, струйные устройства и пенные насадки. Эта обработка позволяет не только удалить все виды загрязнений, но также закрыть микротрещины в лакокрасочном покрытии, тем самым продлевая срок службы фюзеляжа.

Мойка со смывом

Мойка самолёта с использованием неполирующих моющих средств занимает меньше времени. Важно, чтобы средства для клининга были сертифицированы, что гарантирует безопасность их применения для обработки алюминия, стали и других материалов, из которых состоит самолёт. Например, многие химические препараты, применяемые для мойки автомобильных кузовов, могут повреждать внешние покрытия и вызывать коррозию. Поэтому чистка самолётов – это целая наука, требующая особого подхода и тщательного выбора химических компонентов.

Основное преимущество данного метода — в том, что при мойке используют меньше воды, а эффективность достигается благодаря тщательной обработке и специально подобранным моющим средствам.

«Сухая» внешняя мойка

Мойка самолётов: искусство чистоты и безопасности в авиаперевозках

Это инновационная технология, которая становится все более популярной среди авиакомпаний. Суть этой методики в том, что для очистки самолёта не используется вода в большом объёме — вместо нее применяется пенный раствор, который легко наносится на фюзеляж и не сохнет в течение продолжительного времени. При этом используются мягкие тканевые салфетки, что исключает повреждение поверхности, особенно антенн и других чувствительных компонентов. Такую мойку можно проводить даже в ангарах, что делает её особенно удобной в условиях ограниченного пространства или плохих погодных условий.

Установки для мойки

Мойка самолётов: искусство чистоты и безопасности в авиаперевозках

Для мойки самолётов можно использовать как обычное оборудование, так и высокотехнологичные установки — стационарные авиамойки. Такие системы могут снизить необходимость ручного труда и ускорить процесс, однако они требуют значительных первоначальных инвестиций. Например, на первый в мире стационарный комплекс авиакомпания High Wings потратила 15 миллионов евро.

Независимо от метода мойки в процессе очистки корпуса самолёта особое внимание уделяют так называемым проблемным зонам. При этом размер или тип воздушного судна не имеет значения, поскольку слабые места у всех летательных аппаратов в существенной степени схожи.

Самые грязные места самолёта

Хвостовая часть и закрылки

Во время приземления на переднем шасси самолёта скапливается грязь, которая затем стекает по брюху и остается в хвостовой части и на закрылках. Особенно важно следить за состоянием последних, так как они отвечают за управление подъёмной силой, и их загрязнение может привести к сбоям в работе.

Шасси

Шасси, будучи основным контактным элементом с землёй, становится настоящим сборищем грязи и пыли, которая может накапливаться с каждым полётом и влиять на тормозные характеристики авиалайнера.

Откуда на самолёте грязь, если большую часть своей жизни он проводит в небе?

Насекомые

На поверхности самолёта любят оседать прилипшие мошки, которые, несмотря на свой скромный размер, могут создавать видимые потеки и ставить под угрозу безопасность. Например, налипшие насекомые могут заблокировать трубку пито, и показания индикатора воздушной скорости будут искажаться.

Технические жидкости

Засохшая смесь масла и пыли (образующаяся, например, на двигателях и других механизмах) становится ещё одной головной болью для технического персонала. Эта жёсткая и липкая субстанция требует тщательной обработки и специальных моющих средств, чтобы гарантировать, что все компоненты будут работать как часы.

Особенности мойки механических элементов

В процессе обслуживания самолёта важнейшую роль играет не только поддержание его внешней чистоты, но и строгое следование установленным процедурам, особенно когда речь идёт о механических и критически важных элементах.

Обслуживание таких частей, как шасси, двигатель и механическая часть крыла, требует высокой квалификации и специализированного доступа. Именно поэтому эта работа доверяется опытным специалистам, представляющим инженерный состав, который знает, как правильно подойти к каждому аспекту технического обслуживания. В этих зонах, где преобладают механизмы и электроника, допуск к работе осуществляется только после тщательной подготовки и прохождения множества проверок.

В процессе мойки самолёта меры предосторожности крайне важны. Поэтому перед тем, как начать очистку самолёта, на все уязвимые участки устанавливают защитные заглушки и специальные покрытия, которые надёжно предохраняют чувствительные узлы и компоненты от попадания влаги. Это очень ответственный момент: излишняя влага ведет к неисправностям, которые могут поставить под угрозу безопасность будущих полётов.

Сколько стоит помыть самолёт?

Мойка самолётов: искусство чистоты и безопасности в авиаперевозках

Процедура мойки самолёта — не только технически сложный процесс, но и весьма затратное мероприятие. Стоимость мойки может варьироваться в зависимости от региона и типа воздушного судна. Для таких моделей, как Airbus A320, Boeing 737 или Суперджет, цена начинается от 100 тысяч рублей за одну процедуру. Для широкофюзеляжных самолётов эта цифра значительно выше — от 200 тысяч рублей, при этом возможности помыть такие самолёты есть далеко не в каждом аэропорту.

В сумме каждая авиакомпания ежегодно тратит на мойку одного самолёта не менее 1 миллиона рублей. К примеру, авиакомпания «Аэрофлот», владеющая 171 самолётом, сталкивается со значительными затратами в этой области.

Но именно мойка самолётов позволяет авиакомпаниям экономить!

Грязный самолёт весит на 100-150 килограммов больше чистого, а значит, у него больше сопротивление и расход топлива.

Исследования, проведённые Boeing и Airbus, показывают, что регулярная мойка, проводимая каждые две недели, помогает сэкономить до 2% топлива, что составляет от 70 до 100 тысяч евро в год.

Таким образом, мойка самолётов — это не просто вопрос внешнего вида. Чистота в авиации играет важную роль не только в экономичности, но и в безопасности полётов и заботе о пассажирах. Поддерживая высокие стандарты чистоты, авиакомпании помогают пассажирам быть уверенными в надёжности и исправности самолётов.

Мойка самолётов: искусство чистоты и безопасности в авиаперевозках
3
2
1
1
1
13 комментариев