Рельсы в домике: прошлое и будущее старейшего действующего трамвайного депо Москвы
Привет! Это директор «МосТрансПроекта» Владимир Титов. 10 апреля после реконструкции открылось трамвайное депо имени Апакова, расположенное недалеко от центра Москвы. Уникальный объект имеет удивительную историю длиной более 115 лет. В своей колонке расскажу о том, что происходило с депо за эти годы и как преобразилось здание сегодня.
От конки до современности
Рельсовый транспорт в Москве бурно развивался на рубеже XIX–XX веков. Сначала это была конка, затем – трамвай. Трамвайное движение в Москве открылось в 1899 году, в 1909 году был построен Замоскворецкий трамвайный парк. На то время это было действительно очень современное сооружение. Кроме вагонного сарая, рассчитанного на 200 двухосных вагонов, парк имел собственную котельную, мастерскую, кузницу, столовую и жилой дом для сотрудников, выходивший на Мытную улицу.
Автор проекта – инженер и архитектор Михаил Николаевич Глейнинг, специализировавшийся в начале ХХ века на строительстве в Москве различных транспортных объектов. В Замоскворецком трамвайном парке были применены самые передовые решения, такие как паровоздушное отопление с котлами ланкширской системы и оригинальное утепление кровли с помощью пробковой плитки.
Также интересным решением того времени стали специальные световые фонари в конструкции крыши производственного корпуса, благодаря которым в помещение попадал дневной свет.
Все здания депо представляют собой прекрасные образцы промышленной архитектуры начала ХХ века.
Владение парка занимало около 2,25 гектара и выходило на две улицы: Шаболовку и Мытную. На улицу Шаболовку выходили дом администрации, проходная и контора-сторожка. На территории также располагалась центральная котельная парка, служившая для отопления вагонного сарая и других сооружений парка.
В 1923 году Замоскворецкому парку присвоили имя вагоновожатого парка Петра Лукича Апакова, одного из организаторов отрядов Красной Гвардии Замоскворецкого района. В 1932 году все трамвайные парки Москвы были переименованы в депо. С этого времени предприятие получило название «Трамвайное депо им. П.Л. Апакова», под которым существует и сегодня.
В тяжёлые годы гражданской войны и Великой Отечественной предприятие ни на день не останавливало свою работу. А в послевоенные годы депо им. Апакова стало основным испытательным полигоном трамвайной техники в масштабах всего Советского Союза. В 1950-1952 гг. была проведена реконструкция депо –переделаны ворота и система стрелок.
На базе депо действовало фабрично-заводское училище, где юные мастера в течение трех лет изучали слесарное и токарное дело. Большинство выпускников оставались работать в депо, где обслуживали подвижной состав. Успешно работая над совершенствованием транспортного процесса, коллектив уделял большое внимание распространению передового опыта в области эксплуатации и ремонта подвижного состава трамвая. Ежегодно депо посещало большое количество делегаций трамвайщиков и троллейбусников, с которыми «апаковцы» делились опытом работы.
На 1960-е годы в здании провели капитальный ремонт. Появились электроаппаратная мастерская, новые зоны для ремонта и испытательные станции. В 1966 году депо было полностью укомплектовано чехословацкими вагонами «Татра» Т2» и «Татра» Т3». В 1975 году коллектив депо – единственного предприятия городского электротранспорта бывшего Советского Союза – было занесено на доску почета Выставки достижений народного хозяйства СССР. В 1990-е годы в депо испытывались новые модели трамваев.
Вернули на рельсы
В последующие годы здание, к сожалению, медленно приходило в упадок в силу разных причин и обстоятельств. В 2004 году было принято решение о сносе депо и строительстве на его месте жилого комплекса, но проект заморозили. И только в 2011 году мэр Сергей Собянин и градостроительно-земельная комиссия отменили проект застройки, приняв решение о сохранении и реконструкции здания, находившемся на тот момент в аварийном состоянии.
Задачу по реконструкции поручили нашему Институту. В 2020 году проект получил положительное заключение экспертизы. Помимо выполнения строительно-монтажных работ планировалось приспособить здание для обслуживания современных трамваев «Витязь-Москва». Был проведен конкурс на строительно-монтажные работы, который выиграла компания «Техноконцепт», она и занялась реализацией проекта, а МосТрансПроект вел авторский надзор. На время реконструкции сотрудники депо (около 250 человек), подвижной состав и оборудование временно разместились в расположенном недалеко трамвайно-ремонтном заводе, обеспечивая работу четырех трамвайных маршрутов.
В ходе реконструкции в производственной части появилась новая сетка колонн, новые трамвайные пути, обновленная контактная сеть – как внутри здания, так и снаружи.
Особенно бережная реставрация проводится в административном корпусе ул. Шаболовка 9, стр. 3 (является объектом культурного наследия). Исторический облик здания полностью сохранился. В дальнейшем здесь разместится столовая, медицинский кабинет, комната отдыха и пункт диспетчера. Проектированием и строительством административно-бытовых зданий депо занимается Мостэнергострой.
Внутри производственного корпуса проезд стал сквозным на ряде путей, а движение по территории депо круговым. Возможность совершить разворот в производственной части здания исключит лишние маневры для трамвая и сократит нагрузку на улицу Шаболовку. Процесс обслуживания теперь будет быстрее: пользуясь сквозным проездом, трамвай может заехать на мойку, пройти ремонт и встать на стоянку без необходимости выезжать за ворота депо, как это было до реконструкции.
Спроектировать контактную сеть по новой круговой схеме движения оказалось непросто из-за относительно небольшой территории депо (всего 2,9 га) и большого количества стрелочных переводов. Для решения этой задачи на территории депо было смонтировано 5,5 км контактного провода и расстановлено 66 опор контактной сети. Старые кабельные линии в депо были проложены в 60-е годах и уже давно выработали свой ресурс. Наша команда предусмотрела замену старых кабелей на новые, включая резервную систему электропитания.
Для обслуживания и ремонта трамваев в депо предусмотрены смотровые канавы, отделение проточки колес, участки ремонта тележек и ремонта токоприёмников, а также автоматизированная мойка, оснащенная системой очистки и повторного использования воды, что сокращает ее излишнее потребление.
Из чего состоит трамвайное хозяйство Москвы
В 2025 году 35 маршрутов трамвай сети столицы обслуживают шесть депо, с учётом открытия после реконструкции депо имени П.Л. Апакова:
Краснопресненское трамвайное депо (2002)
Трамвайное депо им. Баумана (1933)
Трамвайное депо им. Русакова (1912)
Лефортовское депо (трамвайно-ремонтный завод, 1909)
Октябрьское трамвайное депо (1927)
Трамвайное депо им. Апакова (1909).
Планируется, что до 2030 года все депо Москвы будут реконструированы. Подвижной состав столичного трамвая самый молодой среди мировых мегаполисов. С 2017 года в Москве курсируют современные низкопольные трамваи «Витязь-Москва» и «Львенок-Москва»: сегодня они составляют 97% от всех поездов, работающих на столичных маршрутах. В 2024 году был поставлен рекордный суточный пассажиропоток в количестве более 750 тыс. пассажиров.
После открытия депо имени П.Л. Апакова стало самым современным в городе и будет обслуживать более 140 тыс. пассажиров ежедневно на шести маршрутах в центре, на юге и юго-западе города. Объект несет не только культурную и историческую ценность, но и является символом возрождения трамвайного движения в Москве.
За более чем столетнюю историю в депо проработало и выросло не одно поколение заслуженных профессионалов своего дела. Мы очень надеемся, что обновленное здание позволит возродить дружескую атмосферу и воспитать еще не одно поколение экспертов трамвайной отрасли.
Больше интересного про транспорт — в моем Телеграм-канале «Урбанизм в галстуке».