Штрафные санкции: реальная мера поддержки каршеринга и автопарков
По понятным причинам, текущий кризис особенным образом сказывается на бизнесе, связанном с арендой и обслуживанием машин. Предлагаю одну относительно простую меру поддержки, которая не будет лишней и является попросту довольно логичной.
Так уже получилось, что Гражданский кодекс -- или уж какой там кодекс регулирует назначение штрафов за нарушение дорожных правил, -- устроен довольно забавно по отношению к владельцу машины.
И это работает относительно неплохо, если владелец машины сам является водителем этой же машины.
А что делать, когда это не так? Например, речь идет о том, что владельцем машины является юридическое лицо, или машина используется в коммерческих целях.
По всей видимости, сстроители коммунизма не продумали такой нехитрый механизм, потому что, видимо, исходили, во-первых, из того, что коммерческий транспорт не может существовать, это неприлично, во-вторых же, что понавешают столько камер, и решение об административном нарушении будет принимать не человек, а робот.
Кто мог подумать, что у одной машины может быть больше одного водителя?Короче, не учитывает текущая система назначения штрафов такой вот мелочи... Да и не выгодно менять ее никому.
Сами рассудите: если штраф повесить на организацию или ИП, владельца машины, шансы, что он его оплатит, гораздо выше, чем если отнести его на счет какого-то водителя.
Кто же от этого проигрывает? Поставьте себя на место коммерческого парка: каршеринга, арендной компании, транспортной компании или парка такси.
Имея даже небольшой флот машин (до сотни) каждую неделю от автоматических систем, которых все больше, вы будете получать сотни обезличенных штрафов, а это десятки и сотни тысяч рублей.
Государству и городу хорошо: они отдали штраф тому, кто его с наибольшей вероятностью оплатит. Предпринимателю же туго: хорошо, если получится удержать этот штраф с водителя.
А если нет? Плати из собственного кармана. Вот такой скрытый налог на ведение транспортного бизнеса.
Реформа
Давайте предложу идею реформы такой несправедливой системы. Кстати, ее конституционность вызывает у меня большие сомнения. Общался с умными людьми на эту тему, но ничего конкретного из этого не родилось.
Сейчас вот кризис, да? Нужны меры поддержки бизнеса, верно? Каршерингу уже отсыпают от щедрот, впрочем, это не ново. О мерах поддержки вспоминали и во времена лютого коронавируса.
Но, ребята, не надо денег. Давайте попробуем штрафы отнести на то лицо, которое его совершило.
Это не то чтоб из области фантастики. Похожие штуки уже кое-где реализованы. Например, если припарковать машину в Яндекс.Драйве с нарушением, и ее заберет эвакуатор, штраф за нарушение правил будет отнесен не на каршеринг, а на водителя -- автоматически.
Осталось сделать следующий логичный шаг. Когда машина находится в коммерческой эксплуатации, давайте сделаем что-то вроде личного кабинета плательщика штрафов.
В нем к каждому штрафу в ручном режим или через API можно подгрузить информацию о нарушителе (личные данные, договор аренды и прочее) с тем, чтобы штраф автоматически был отнесен на него. Пусть не сразу, но в течение недели бы переносился на виновника.
Конечно же, возразите вы, это порождает пространство для мошенничества. И да, придется немного доработать законы для этого. Но все-таки это совершенно бесплатная мера поддержки бизнеса, и довольно существенная -- на относительно крупном парке речь идет о миллионах рублей ежемесячно.
Что касается мошенничества, для этого уже есть другие механизмы защиты -- например, уголовное и судебное преследование. Это все тоже можно предусмотреть в законодательной базе и дополнительно.
Да и что мешает провести эксперимент и посмотреть на результаты? Точно ли станет хуже? Пишите свои соображения в комментариях.
Штрафы и так переносятся с владельца на водителя (просто придётся сделать пару действий).
Гораздо более плохая ситуация, когда владелец средства повышенной опасности отвечает перед третьими лицами после ДТП, особенно если водитель этого средства не виновен в ДТП.
Расскажите, как переносятся. Особенно без участия водителя. Особенно, если их 10 в неделю от 3-4 разных структур. А машин больше 100.