Почему каршеринг обречен?
CЕО TURO Андре Хаддад недавно написал своё мнение о каршеринговых сервисах управляющими парками автомобилей, публикуем вольный перевод и ситуацию о российском рынке каршеринга.
Андре пишет, что каршеринги, управляющие парками автомобилей, испытывают потрясение в результате экзистенциального кризиса. Самым недавним пострадавшим от последствий является Car2Go, который недавно объявил, что к концу года они покинут несколько рынков, сославшись на «изменчивый и меняющийся транспортный рынок».
История Car2Go - только последняя из серии, в которой компании, управляющие парками каршеринга, пытаются сохранить свою экономическую основу. «Нам пришлось столкнуться с суровой реальностью и несмотря на наши усилия, мы недооценили инвестиции и ресурсы, которые действительно необходимы для успеха наших услуг на этих сложных транспортных рынках в условиях быстро меняющейся среды мобильности», - сказал представитель Car2Go.
Ссылаясь на падение Zipcar, когда они были приобретены менее чем за половину их пиковой рыночной капитализации в 2013 году, бизнес-модель показала недостатки. Следуя этому примеру, Enterprise Car Share, ReachNow и LimePod либо прекратили работу в большинстве городов или полностью из-за конкурентной среды
Ситуация на российском рынке:
"Каршерингом в России занимаются 25 компаний в 20 городах. При этом в данной области задействовано 25 тыс. автомобилей. Однако еще ни одна каршеринговая компания в России не вышла на самоокупаемость. Об этом сообщила в августе 2019 года главный редактор портала Carsharik.ru Анна Смирнова на VI Международном евразийском форуме такси.
Как заявила Анна Смирнова, девять из 24 каршеринговых компаний в России работают в Москве, восемь - в Петербурге.
Из 25 тыс. автомобилей, задействованных в каршеринге, 21 тыс. используется в Москве, 3000 - в Петербурге.
Анна Смирнова также поделилась некоторой информацией о развитии каршеринга в Москве, сославшись на данные ПАО "Сбербанк". Так, по ее словам, в 2017 г. каршеринговый парк в Москве составлял менее 2000 автомобилей, в 2018 г. он составлял 4,5 тыс., в 2019 г. - 16,5 тыс. (на самом деле 20 тыс)
Количество пользователей каршеринговых автомобилей по всей стране, по словам Анны Смирновой, в 2017 г. составило менее 10 тыс., в 2018 г. - 51,6 тыс., в 2019 г. - 228,8 тыс. Объём расходов пользователей на каршеринг в 2017 г. составил менее 50 млн руб. в месяц, в 2019 г. - 295,3 млн руб. в месяц, в 2019 г. - 951,6 млн руб в месяц.
Проблемами рынка каршеринга в России, по мнению Анны Смирновой, являются завышенные цены игроков рынка, сложности компаний со страхованием своих услуг, утечка личных данных пользователей и создание на их основе фальшивых аккаунтов, отсутствие ответственности у компаний и их водителей в силу отсутствия соответствующего нормативно-правового регулирования, а также грубое отношение со стороны пользователей к автомобилям каршеринговых компаний.
Что касается перспектив каршерингового рынка в России в 2019-2021 гг., то, по мнению Анны Смирновой, к 2020 г. размер автопарка каршеринговых компаний возрастет до 30 тыс. В партнерских пулах появятся частные лица. Помимо того, в 2019-2020 гг. произойдет продвижение зон работы каршеринга в Московскую область.
Данный сервис появится как минимум в 20 новых городах. Помимо того, в 2019-2021 гг. произойдет распространение технологий каршеринга в прокате и сближение рынков такси и каршеринга."
Расходы "традиционного" каршеринга
В конце концов, бизнес-модели каршеринговых компаний просто не имеют финансового смысла. Они не просто неэффективны с экономической точки зрения, что связано с растущими расходами на страхование, платой за парковку, эксплуатационными расходами и телематическими устройствами, но и приводят к плохому обслуживанию клиентов. И в сегодняшнем быстро развивающемся мире мобильности они просто не могут качественно конкурировать с шерингом велосипедов или микромобильностью (скутеры, велосипеды и т. д.) и совместным доступом к машинам peer-to-peer
Такие платформы, как Туро, занимающиеся peer-to-peer шерингом автомобилей, избегают накладных расходов, связанных с эксплуатацией предприятий, обслуживающих автопарки (аренда парковочных мест, покупка автомобилей оптом и т. д.),
Просто соединяя одних людей, которым нужны автомобили, с людьми, у которых есть автомобили, которыми они не пользуются в данный момент.
Для владельцев автомобилей парковка и обслуживание это, по сути, неоплаченные расходы, которые они в любом случае будут платить, поэтому их доход в платформе шеринга является чистой прибылью.Самой платформе не нужно нести эти расходы, чтобы работать.
Кроме того, автомобили, на одноранговых платформах, будут, естественно, более разнообразными и доступными в большем количестве мест - в отличие от общего автопарка, который предлагает более ограниченное разнообразие транспортных средств в меньшем количестве мест, что препятствует их способности масштабироваться.
Peer-to-peer шеринг не только экономически более выгоден, но и дает лучший опыт. Потребители наслаждаются более богатым выбором транспортных средств, который зачастую чище и лучше обслуживается, чем автомобили каршерингах - управляемых парках.
И, что важно, совместное использование автомобилей открывает новый мир экономических возможностей для недостаточно обслуживаемого сегмента клиентской базы - людей с неиспользованными активами, которые могут компенсировать стоимость владения за счет более эффективного их использования.
Многогранное мобильное будущее
Мы наблюдаем сильный поворот к микромобильности, шерингу и даже общественному транспорту. Автомобили попрежнему актуальны в длительных поездках - в выходные дни, на прогулках в пригороды, в длительных отпусках.
Помимо базовых вариантов использования в путешествиях, разнообразие автомобилей, доступных на Turo, позволяет потенциальным покупателям автомобилей пройти более длительные тест-драйвы с конкретной моделью, прежде чем окунуться и купить ее, и позволяет энтузиастам водить автомобили своей мечты, не покупая их.
Так как некоторые игроки каршеринга, управляя автомобильными парками, смотрят на свои финансовые балансы с волнением и экзистенциальной неопределенностью, peer-to-peer шеринг автомобилей прекрасно вписывается в будущее мобильности.
В городах удобство имеет первостепенное значение - для коротких поездок, скажем, 1-3 мили, люди гуляют или берут велосипед или скутер, а для более длительных местных поездок (3–15 миль) люди пользуются общественным транспортом или ездят на такси или каршеринге - на базе автопарка. Peer-to-peer шеринг доставляет больше хлопот, чем он стоит для этих поездок среднего размера.
Но потребители все еще жаждут свободы, которую создают автомобили. Для длительных поездок или отдыха в новом месте людям нужно водить машину, и именно здесь обмен автомобилями имеет смысл. В то время как флот, купленный оптом или управляемый, оказывается непосильным делом прошлого, совместный флот частных владельцев жив, здоров и процветает
Андре - генеральный директор Turo и настоящий автолюбитель. После многих лет работы в интернете он каждый день объединяет свою страсть к автомобилям, технологиям и окружающей среде, работая над тем, чтобы максимально использовать миллиард автомобилей в мире.