Япония глазами маркетолога: как страна восходящего солнца захватывает внимание
«Да дешевле слетать в Японию, чем долететь до Португалии» — этими словами я подвел итог поиска билетов до Лиссабона, в который так давно хотел попасть. Но в итоге я оказался в Японии…
Меня зовут Евгений Чуранов, я коммерческий директор digital-агентства WebCanape и автор канала «Сомелье маркетинга». Хочу поделиться с вами своими впечатлениями путешествия по Японии.
Мы были в период с 14 по 24 марта 2025 года.
Билеты и визы
Именно этот пункт для нас стал решающим. В Японию сейчас летают китайские авиалинии с довольно комфортными стыковками в Пекине или Шанхае. Если не попадать на цветение сакуры или сезон кленов, то перелет туда-обратно вполне реально купить за 24-50 тыс. руб.
Виза в Японию — бесплатная. Мы оформили её без каких-либо проблем.
Языковые отличия
Проблем с этим не возникло. Нашего знания английского языка и наличия Google-переводчика было вполне достаточно для путешествия. Отели, рестораны, транспорт — все на английском.
У меня были сложности только при покупке товаров в аптеке, но и то, удалось справиться. В некоторых случаях Google переводит иероглифы в формате "жареный клюв воробья", но язык жестов в итоге решает и эту проблему.
Расходы в Японии
С текущим курсом йены, цены в Японии более чем комфортные, и это приятно меня удивило. Минимум в 2 раза дешевле, если сравнивать с Европой. Еда и алкоголь — даже ниже, чем в Москве.
Много вариантов для проживания, от бюджетных до самых топовых. Например, номер на троих в хорошем районе Киото стоил 15 000 руб за 3 суток. Токио — уже дороже, особенно в сезон сакуры. Цены от 10 тыс. руб за сутки.
Из того, что стоит отдельно выделить, — транспортные расходы. На перемещение по Японии и по городам мы потратили порядка 40 тыс. руб на человека. Но это с учетом покупки дорогих билетов на высокоскоростные поезда до Киото и обратно. Если кататься на автобусах, то будет значительно дешевле.
Везде принимают наличку, проблем с оплатой чего-либо у нас не было. Но наличие работающей банковской карты точно не будет лишним.
Транспорт и логистика
Япония — страна, где опоздание поезда — большое событие. Очень разветвленная сеть метро, железнодорожного транспорта и автобусов позволяет путешествовать по всей стране. На каждой станции есть камеры хранения, что очень удобно.
Мы достаточно быстро разобрались в работе местного метро. Отлично помогают Google-карты. На крайний случай — всегда можно спросить, и японцы охотно помогут. Мы ни разу не опоздали и не заблудились (возможно, это уже опыт).
Отлично работает Uber, можно платить наличными. Но ценник на такси приличный. Минимальная сумма поездки — 500 йен (300 руб.).
Заранее нужно покупать билеты только на скоростные поезда, так как в сезон их быстро раскупают, и можно не успеть купить билет на подходящее время.
Будьте готовы много ходить и много ездить.
Маршрут и его планирование
Классическая схема первого путешествия по Японии: Токио, Киото и Осака. Мы это взяли за основу, а затем с гидом проработали детальный маршрут, чтобы посетить наиболее интересные места.
По итогу могу сказать, что маршрут получился довольно интенсивным. За день мы проходили по 15-25 тысяч шагов, что, конечно, не так просто.
Два раза брали экскурсии: одна в Токио, вторая — поездка на Фудзи.
Я все же советую хотя бы на один день взять гида в каждом городе, это поможет вам не потерять время и получить больше знаний.
Услуги толкового русскоязычного экскурсовода стоят от 400$ за день.
Достопримечательности
Если вы любитель восточных религий, то здесь вам точно будет интересно. Множество храмов, святых мест, обрядов и прочего.
По моему мнению, большинство храмов одинаковые, и смотреть их все подробно не имеет смысла. Лучше в это время погулять по прилегающим садам и паркам.
По музеям мы особо не ходили, просто так ходить смотреть — нужен либо гид, либо хорошее знание языка. В противном случае, поход в музей превращается в блуждание. В итоге мы посетили только TeamLabs (цифровой музей).
Ну и просто прогулки по городам — это не менее интересно. Увидеть, как живет самый большой город мира — это уже отдельное впечатление.
Во второй раз я точно больше внимания уделю природным и технологическим объектам.
Еда, продукты, питание
Я ехал в Японию с ожиданием гастрономических впечатлений. По итогу могу сказать, что да, я их получил, но не так, что остался в полном восторге.
Выбор баров и ресторанов тут огромный, и можно найти на любой вкус. Практически везде было вкусно. В магазинах полно готовой свежей еды. В туристических местах много всякого стритфуда.
Завтракали мы обычно едой из комбини (так называются местные магазины), а обед/ужин был в кафе и ресторанах.
Найти традиционный для европейца завтрак будет сложно. Любимая яичница или омлет с беконом — возможно, будет, если включены завтраки в отеле.
Что точно стоит попробовать из еды: суши (но только в нормальном ресторане), мясо вагю, сашими и рамен.
В популярных местах есть очереди, но они довольно быстро рассасываются.
Я получил кайф от двух совершенно разных заведений. Первое — забегаловка для местных, где подавали ну очень вкусную лапшу. Второе — мишленовский ресторан, где прямо при тебе готовят суши.
Примерно на 7-й день уже хотелось отбивную с пюрешкой, и мы стали выбирать европейскую/американскую кухни.
Приятный бонус — в Японии не принято давать чаевые.
Шоппинг
Здесь настоящий рай. Люди вывозят по три чемодана. Цены на все известные бренды минимум в два раза дешевле, чем в России. Начиная от одежды и заканчивая техникой. Много местных японских брендов, естественно, соответствующего качества.
Но нужно помнить, что действуют санкции, и далеко не всё можно увезти в РФ. На таможне довольно тщательно проверяют. Думаю, если не наглеть, то проблем не будет. Я вывез больше валюты, чем это можно по закону.
Погода и сезонность
В Японии два главных туристических сезона, когда здесь миллионы туристов. Весна — цветение сакуры (апрель), осень — сезон красных кленов. В эти периоды резко подскакивают цены на авиабилеты и гостиницы, а также везде будет очень-очень много людей.
Мы знали это и пожертвовали сакурой ради комфорта и экономии. В нашем случае ранняя сакура уже отцвела, а поздняя только начиналась. Но всё равно увидеть это чудо нам удалось.
Учитывая, что города Японии засажены сакурой, то во время цветения это выглядит просто вау. Но и народу становится тоже вау.
Что касается температуры, то мы в конце марта застали варианты от +6 до +25. Вполне комфортно для весны и подобного формата путешествия.
Пару раз был дождь, но наличие шеринга зонтов эту проблему быстро решает.
Чистота и мусор
Да, здесь очень чисто. Если сядешь на бордюр, то белое останется белым. Все машины блестят.
Полное отсутствие мусора и обязательность его сортировки — преувеличенный факт. Да, мусорок мало, но найти их не так сложно. Если вы выбросили пластиковую бутылку в контейнер для бумаги, вам слова не скажут. Возможно, это не касается местных жителей.
Везде есть бесплатные чистые туалеты, даже в круглосуточных магазинах.
Технологичность
Тут я ожидал большего. Есть ощущение, что технологическое лидерство Япония уже потеряла (точнее не смогла удержать). Это касается как офлайн-интерфейсов, так и онлайн-сервисов постоянного использования. Если вы житель Москвы, то вряд ли вас что-то удивит.
Безопасность
А вот это очень бросается в глаза. В первый раз я побывал в столице, где ты чувствуешь себя в полной безопасности. Я на одной станции оставил просто у камеры хранения пакет (забыл в ячейку положить), и с ним ничего не случилось.
Никаких нелегалов, мигрантов и маргиналов. Даже гид не смогла назвать нам район, где может быть опасно. Нет досмотра багажа, но правда — все в камерах видеонаблюдения.
Если идет ремонт или что-то случилось, то обязательно будет стоять кто-то в униформе и предупреждать об этом.
Я с ужасом вспоминаю, что происходило в Афинах, Барселоне, Лондоне или Берлине, когда я там выходил вечером на прогулку.
Автоматы и вендинговые аппараты
Для меня стало открытием пристрастие японцев к игровым автоматам. Три-четыре этажа всяких игр. Играют даже взрослые.
Отдельно бросается в глаза обилие вендинговых аппаратов. Они стоят на каждом углу. Купить в них можно практически всё — от воды и кофе до горячей еды и алкоголя. Довольно удобная история.
Во многих кафе нет касс, весь процесс заказа идет через специальный автомат, который принимает и наличные, и банковские карты, и даже транспортные карты (типа "Тройка").
Менталитет и другой мир
Качество сервиса — это, кажется, в крови у японцев. Тебе помогут во всем и ещё 10 раз извиняться. Максимальная вежливость и дружелюбность. Не знаю, что может вывести из себя японца. Когда водитель такси "эконом" одет с иголочки, открывает и закрывает за тебя дверь — ты понимаешь, что за это можно переплачивать.
Японцы не любят пенсию и работают до последнего. Очень много пожилых сотрудников, от работников метро и водителей такси до продавцов и почтальонов. Эти дедушки и бабушки продолжают идеально (но медленно) выполнять свою работу с широченной улыбкой на лице.
Тут посоветую посмотреть фильм "Идеальные дни", он очень хорошо передает эту особенность.
Я пытался привыкнуть к внешнему виду молодых японцев, но не смог. Смесь аниме, хип-хопа и мягких игрушек.
Очень много японцев носят маски, ощущение, что вернулся в ковидные времена. Даже в личных автомобилях они едут в маске. Но причина здесь — аллергии, которые особенно проявляются в сезон цветения чего-либо.
Нужно привыкать к левостороннему мышлению. Мы по привычке становились в метро на эскалаторе справа.
Итоги и 50 пунктов, что нужно сделать в Японии
То, что казалось чем-то далеким и недоступным, оказалось вполне рядом. Я остался доволен, что мы выбрали Японию, и появилось желание приехать сюда ещё раз (покататься на лыжах и погреться на океане). Если вы любите активный отдых, то я очень советую!
У себя в телеграм-канале я составил список из 50-ти пунктов, что нужно обязательно сделать при первом посещении Японии, забирайте по ссылке тут.
Всем аригато!
Было полезно и интересно?
Подписывайся на мой авторский Telegram-канал «Сомелье маркетинга» и узнай все особенности японского маркетинга!