Сервис «Право требования»: выводы год спустя
21 января 2019 года мы запустили сервис гарантированного финансирования судебных процессов «Право требования». Два месяца спустя написали об этом на vc.ru, объяснив основную суть и механику работы. Честно рассказываю, какие выводы стартап сделал за год своей жизни. Это будет полезно нам, и, возможно, интересно вам.
В чем суть проекта
Если в двух словах – сервис основан на базе своего инвестфонда и оплачивает иски о нарушении прав потребителей тем, кто не имеет возможности дойти до суда. Например, у человека есть потенциальный иск, но нет денег на адвокатов. Или времени. Или деньги есть, но человеку не хочется их тратить – нужна подушка безопасности. Никто ведь не знает, надолго ли затянется судебный процесс – у большинства людей не получится бесконечно его оплачивать. Тогда человек обращается к нам – мы выплачиваем ему 10% от суммы иска вперед и полностью оплачиваем весь процесс, привлекая лучших адвокатов Москвы.
Отличия от других инвесторов и площадок
В России, кроме нас, есть и другие проекты, которые финансируют судебные процессы – это не секрет. Обычно это либо юрфирмы, либо площадки, которые заточены под привлечение сторонних инвесторов. Это когда истца сводят с инвестором, причем иск может быть любой тематики.
Вот что сделали мы:
- выбрали определенную нишу – мы финансируем только иски по защите прав потребителей
- ввели минимальный порог суммы требования – к нам может обратиться каждый, чьи права нарушили на сумму от 100 000 рублей и выше
- сами оплачиваем судебные расходы – нам не нужно привлекать деньги и тратить время, ведь у нас свой инвестфонд
- решили выплачивать каждому клиенту 10% от его суммы требования вперед – человеку так спокойней, ведь эти деньги останутся у него даже при проигрыше дела
Как продвигали проект
- Почти сразу поняли, что такие площадки, как VK, для нас – мертвая зона. Поэтому подключили таргетинг в Facebook и Instagram – он работает 24/7 и не отключается.
- Привлекли самых грамотных, на наш взгляд, специалистов – сайт нам сделали в агентстве Аудиографика, с социальными сетями до сих пор работает Резалтика. Всю работу курировала Виктория Вирта – одна из сильнейших интернет-маркетологов страны.
- Запустили PR-поддержку. Мы несколько раз выходили на радио (Эхо Москвы, Rock FM, Наше Радио, Радио Джаз, Комсомольская правда), публиковались в журналах и газетах, писали статьи для разных изданий и давали комментарии. Мы работали с «Ведомостями» и «Деловым миром», давали комментарии «Аргументам и Фактам» и «Комсомольской правде».
Что выяснили
1. Мы заложили очень маленький период времени на фактическое получение денег
Объясню. Например, у человека иск на 100 000 рублей. В случае победы в суде и фактического возмещения этих денег ответчиком мы получим 20 000 рублей – наш процент за риски и работу. Изначально мы закладывали 3-6 месяцев на судопроизводство и взыскание денег. Но не учли «особенностей», если так можно назвать, работы московских судов, особенно в канун нового года и летних каникул. В итоге практика показала, что по факту этот период в 2 раза больше – около года. Это значит, что нам придется пересчитывать всю финмодель, сохранив выгоду для клиента.
2. Защита прав потребителей – узкий сегмент
Ситуаций, которые подошли бы нам по сумме требования, немного. Это ДДУ, частное строительство, проблемы с ремонтом / мебелью, нарушения со стороны УК, заливы квартир, автомобили, техника и медицина (в редких случаях). Часто люди не понимают, что, например дело по выплате алиментов - это не защита прав потребителей, как и «выбивание» долга с физического лица. В скором времени мы, возможно, расширим профиль и будем брать трудовые или иные споры.
3. На наш сервис нельзя создать спрос
Услуга судебного финансирования – это не купить пакет молока. Чтобы человек обратился к нам, у него должна быть конкретная проблема. Желательно – подходящая под наши критерии. Человека нельзя замотивировать на обращение, если у него нет в этом необходимости. Поэтому вся наша работа – это игра в долгую. Важно оказаться рядом и быть у человека на виду, если он попадет в неприятную ситуацию.
Выводы
- Каждый должен заниматься своим делом. Наш проект – не тот случай, когда юристы и инвесторы на коленке пытаются запустить таргетинг одной кнопкой. Есть профессионалы, которые сделают это куда лучше нас. Которые, кстати, могут ничего не понимать в правовой сфере – для этого есть мы.
- Люди до сих пор относятся к судебному финансированию с недоверием. Мы даже сняли видео-отзыв с одним из наших клиентов. Человек не обязан знать, что такое договор цессии, почему он защищен на 100% и зачем нам все это. Поэтому каждый раз мы в подробностях рассказываем об этом.
- Ожидания потребителей по суммам компенсаций часто завышены. Если по факту сумма ущерба составляет 40 000 рублей, то человек мечтает получить не меньше 200 000 рублей. Он придумывает какие-то невероятные суммы материального ущерба, бешеные компенсации морального вреда… Когда объясняешь, что взыскать это – нереально, люди обижаются и говорят, что инвесторы «хотят легких дел». Это нормально – не все знают, как работает наша судебная система. Вместо того, чтобы как можно больше дать пострадавшему, суды нещадно режут суммы компенсаций.
На нас не создашь спрос, мы выбрали узкий сегмент и не заработаем в одночасье. Часто люди, которым мы отказали, называют нас очередными мошенниками, но мы знаем, что работаем честно и качественно и будем продолжать заниматься финансированием и защитой прав потребителей, не меняя условий и сохраняя выгоду для клиента.
Напоследок – лайфхак от «Право требования»: если вы планируете создать что-то новое или у вас уже есть бизнес, узнайте, не возникнет ли у клиента чувство недоверия.
Это касается не всех новых продуктов и услуг, а тех, что сложны. Когда в Россию завезли спиннеры, недоверия у людей это не вызвало – покупать бросились все. Но, если вы предлагаете сложный продукт или услугу – это автоматически увеличивает затраты на продвижение. Людям придется объяснять, почему и в каких случаях вы понадобитесь.