Письмо в редакцию: Особенности hardware-разработки в России
Пожилые программисты и паяльник вместо «макбука»
В редакцию vc.ru пришло письмо от Вадима Радзивилла, главы белорусско-литовской компании R-Nox, которая занимается производством радиационных мониторов. Он рассказал о различиях софтверной и хардверной разработки, дефицитных специалистах и нечестном краудфандинге.

Мобильные игры и социальные платформы — это слишком скучно для тех, кто с детства привык что-то делать собственными руками. Суровым мужчинам нужны суровые проекты — а где их взять, как не в «харде»? «Железные» разработчики могут свысока смотреть на тех, кто пьет смузи за ноутбуками и вывешивает обновления в App Store, ведь работа над хардверным проектом — это именно категория сложности «хард», уж извините за каламбур.
Всем известно, что западный рынок харда развит лучше, чем наш, поэтому и самих изобретателей, разработчиков железа там больше. У нас все ушли в софт — говорить, почему, думаю, нет смысла. А приборостроение как отрасль начало разваливаться еще в советское время. Кому, как не стартапам, его возрождать? Для молодых компаний это самое широкое и свободное от конкуренции поле деятельности. Надеюсь, этот текст позволит тем, кто хочет начать собственный проект в сфере hardware, избежать некоторых «граблей», с которыми они могут столкнуться.
Ожидайте долгого подъема на крутые склоны
Первое отличие, которое бросается в глаза, — это скорость разработки проекта. В «харде» нужно быть готовым к долгому подъему. Многие «железные» стартапы загибаются из-за того, что их команды и инвесторы привыкли к софту, где разработка ведется быстро, один билд за другим. Если в софте можно сделать десять приложений и одно из них выстрелит, то в «харде» позволить себе такого не получится: дорого и энергозатратно.
Конечно, скорость реализации проекта зависит не только от специфики, но и от масштабности и глобальности идеи. Если взять разработку сложных баз данных, то времени потребуется приблизительно столько же, сколько для реализации «железного» проекта. Но если сравнивать с софтом средней сложности, на разработку «железа» уйдет в разы больше времени. Хардверные проекты дольше реализуются за счет длинной цепочки изготовления продукта: разработка или заказ платы, доставка, монтаж и так далее.
Есть несложные способы сократить время разработки. Для этого нужно наладить процесс таким образом, чтобы на каждом этапе была повторяемость компонентов для изготовляемого вами устройства. Если же постоянно экспериментировать с внедрением нового чипа или процессора, то все рабочее время будет уходить на изучение спецификации обновленной детали, а не на разработку.
Ноутбука будет недостаточно
В разработке программного обеспечения можно ограничиться ноутбуком и лицензионным софтом. А чтобы запрограммировать процессор, понадобятся программатор, отладочная плата, паяльник и другие инструменты. Цена на них оставляет желать лучшего. Но затраты на многочисленные инструменты и материалы компенсируются тем, что в «харде» заработная плата сотрудников ниже, чем в софте. «Железячники» — по большей части альтруисты и, в отличие от «софтверников», могут какое-то время работать за идею.
В одиночку hardware-проект не сделаешь
Для создания какого-нибудь несложного софта нужно по меньшей мере три человека: программист, тестировщик, руководитель проекта. В случае с самыми бережливыми стартапами эти трое — один и тот же человек. А для реализации даже самого простого хардверного проекта могут понадобиться десятки людей, благо что дефицита в таких специалистах нет. Для «железного» стартапа нужны как минимум разработчик-схемотехник, конструктор, дизайнер и программисты (обойтись одним человеком будет очень трудно).
В такой команде много коммуникации между людьми за счет количества должностей — и больше шансов набраться опыта. Также в hardware принципиально важно, чтобы команда была слаженной и сработанной, а взаимодействие между людьми — непрерывным, иначе проект не сможет двигаться вперед. Поэтому распределенные команды — вообще не вариант, во всяком случае на этапе разработки. Нам потребовалось три года, чтобы собрать действительно слаженную команду. Зато сейчас она может решить любую задачу, связанную с продуктом.
Студенты бесполезны
В софте можно поручить написать код даже студенту старших курсов. Не всегда и не везде, но обычно этот код работает, пусть и не с первой попытки. В «харде», в принципе, так сделать тоже можно, но результат будет не самый радостный. Мы столкнулись с такой проблемой на ранних этапах разработки. Два молодых разработчика обещали запрограммировать наше устройство за месяц, а в итоге мы потратили полгода и кучу денег, получив тысячи строк нерабочего кода. Тогда мы решили отказаться от таких вариантов и взяли в штат человека, который в советское время программировал ракеты и разрабатывал первый ноутбук на заводе «Интеграл».
За качество его работы мы спокойны: он хоть и действует по старым методикам, но выполняет все в срок и с наилучшими результатами. Я более чем уверен, что в хардверном стартапе программированием «железа» должны заниматься люди опытные, знающие свое дело специалисты, сломавшие не один десяток программаторов. Только тогда вы получите нужный результа��.
Качество превыше скорости
Сейчас «хард» развивается так же быстро, как и программное обеспечение. Благодаря интернету вещей на «железном» рынке происходит революция. Практически каждый день выходит что-то новое: процессоры, энергосберегающие технологии, сенсоры и так далее. Конечно, желательно брать с рынка все самое свежее и разрабатывать устройство на базе современных решений. Также важно не затягивать разработку, иначе конкуренты в своих устройствах будут использовать более новые и быстрые технологии, что отразится на ваших показателях. Но в погоне за временем не стоит забывать о главной составляющей «железного» стартапа — качестве. В «харде» репутация компании и качество ее продукции — основа всех основ.
Ошибки обходятся дорого в любом бизнесе, но на рынке «железа» это особенно заметно. Достаточно посмотреть в интернете, сколько критики в отзывах о производителях электроники. Но корпорациям с мировым именем этого можно не бояться, а вот если прибор с дефектом выпустит молодая компания — покупатели никогда ей этого не простят.
Ошибка в «железном» проекте может стоить стартапу жизни, поэтому, прежде чем отправлять устройство на реализацию, нужно тысячу раз его перепроверить. Мы тестировали свой продукт в максимально жестких условиях: замораживали, топили, жгли, давали маленьким детям — все, чтобы убедиться, что он пригоден для работы при любых обстоятельствах и не несет опасности для окружающих. Ездили в Чернобыль, потому что именно там можно лучше всего посмотреть, как ведет себя монитор радиации.
Кроме испытаний на производительность, обязательно нужно тестировать программное обеспечение, чтобы быть уверенным, что приложение не «вылетает», что в нем нет критических багов. Если в софте разработчик может исправить практически любой косяк дистанционно, то в «железе» так не получится. Прибор может находиться в другой части света — если он выйдет из строя, то компания понесет расходы на возврат и замену устройства. Чтобы избежать таких проколов, нужно тщательно проверять и тестировать каждый экземпляр продукта.
Большая рыбка водится на глубине
Конкуренция в софте зависит от выбранного сегмента: в сложных нишах, таких как создание структурированных баз данных, конкуренция ниже, чем в разработке веб-приложений. Естественно, чем проще сегмент, тем выше в нем конкуренция. Эта же схема применима и для хардверной разработки. Есть мейнстрим — например, фитнес-трекеры, ниша, в которой работает большинство компаний, — а есть немассовые консервативные сегменты — средства измерений. Стартап должен определиться, какую занять нишу, еще до того, как создаст бизнес-план. В каждом сегменте есть плюсы и минусы, но могу сказать по своему опыту, что лучше выходить на растущий рынок, чем на сформированный.
На Западе конкурентов давно перестали считать врагами. Обратиться к конкуренту за советом — вполне нормально�� явление, при желании можно стать даже партнерами. В «харде» есть такое понятие, как перепаковка, или White Label. Прибор разрабатывается одной компанией, а продается под брендом другой, более крупной. Так происходит на любом рынке электроники: одна компания производит технику для десятка других.
Краудфандинг нельзя запускать без готового устройства
Хард-разработка начала набирать популярность после успеха некоторых проектов на краудфандинговых площадках. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Большинство из таких команд не могут выполнить и половины своих обещаний. Примерно 9 из 10 компаний не могут вовремя выслать свои девайсы пользователям, вложившимся в их проект. Поэтому к краудфандингу нужно приходить тогда, когда продукт уже на финальной стадии разработки, то есть упакован и лежит на складе. Также много проектов, которые собирают большие суммы благодаря новаторским идеям, но на самом деле они технически нереализуемы. А действительно интересные и реалистичные проекты без завышенных ожиданий остаются без такого внимания.
Важно понимать, для чего стартап приходит на краудфандинговую площадку: собрать деньги и сбежать или привлечь спонсоров и продвинуть свой проект? На этот вопрос нужно ответить себе максимально честно и лучше до начала кампании по сбору средств.
В краудфандинге очень большая конкуренция — чтобы там выжить, нужно приложить много усилий. Некоторые проекты разрабатываются конкретно под аудиторию краудфандинговых платформ, а не для пользователей, но нельзя себя обманывать: ни к чему хорошему это не приведет. Если люди разочаруются, то факап неминуем.
Недавно с Kickstarter сняли проект по созданию лазерной бритвы. Дело в том, что у команды не было даже прототипа: ребята пообещали, что сделают бритву, которая будет брить лазером, но не продумали, как это реализовать технически. Создание суперновинок из будущего не происходит так быстро, как думают некоторые изобретатели.
Я рекомендую регулярно отслеживать несколько проектов по своей тематике на краудфандинговых площадках. Следить за тем, сколько они собирают средств, на каких этапах это происходит и так далее. Если стартап соберет достойную сумму на краудфандинге — инвесторы придут к нему сами.
Без ментора никак
Ментор — это наставник и самый нужный в стартапе человек. Его помощь позволит контролировать разработку и направлять ее в правильное русло. Ментор помогает предотвратить ошибки, которые могут появиться в ходе разработки. Если в софте можно обучиться всем методикам программирования самому, а потом применять их на практике, то в хардверной разработке можно на каждом шагу «наступать на мины», если не заручиться поддержкой специалиста.
Как найти ментора? Больше общаться с людьми, задавать вопросы, не отказываться от советов, которых будет много. Может оказаться, что ваш сосед — крутой разработчик и готов помочь вам с программированием, а бывший коллега — профессор в области экономических наук. Не нужно бояться делиться идеей с окружающими. Сегодня в самой идее нет ничего ценного — важна ее реализация.
Впрочем, все эти отличия заканчиваются, когда заканчивается работа с паяльником. Не секрет, что «железо» без софта — абсолютно бесполезная вещь. В «харде» программирования не меньше, чем в самом софте. Чтобы устройство работало исправно и при тестировании показывало нужные результаты, нужно пройти тернистый путь с программированием аппарата и калибровкой. Это, можно сказать, самая сложная составляющая хардверного стартапа.
Скажу о своем опыте: мы собрали первый рабочий прототип примерно за два месяца, а дальше начались круги ада — программирование оборудования. На это ушел год, и мы все еще находимся на стадии разработки. Но об этом как-нибудь в следующий раз.
Компания R-Nox разработала монитор радиации Zive, который прошел европейскую сертификацию и сейчас успешно продается через Amazon. Прибор относится к поколению «интернета вещей»: собранные им данные используются для создания глобальной радиационной карты, а также для вычисления общей дозы облучения, полученной человеком за время мониторинга. Сегодня компания работает над вторым своим продуктом, брелком для мониторинга состояния воздуха.