PR стартапа: как прописать стратегию продвижения
PR — это технологии по грамотному выстраиванию коммуникации с аудиторией и управление потоками информации в медиаполе.
Как использовать пиар и как разработать стратегию продвижения для вашего стартапа, чтобы повысить его узнаваемость, привлечь целевую аудиторию и создать положительный имидж на рынке, рассказала Анастасия Макарова, соучредитель лаборатории маркетинга «What Else», преподаватель СИУ РАНХиГС и НГУАДИ.
PR — это инструмент работы с идеей. Он многофункционален и может закрывать как внутренние так и внешние направления развития вашего стартапа.
Внешние: формирование социального алиби проекта, поиск и привлечение инвестора, повышение узнаваемости команды или проекта, создание определенного имиджа и т.д.
Внутренние: повысить лояльность и мотивацию команды проекта, сформировать привлекательность бренда как работодателя, оптимизировать время на привлечение более квалифицированных кадров и т.д.
Сегодня среди обилия информации и рассеянного внимания, перед вами стоит только одна задача – вызвать интерес. Упаковка проекта и команды, харизма лидера, коммуникация с аудиторией и информационное поле вокруг стартапа – это то, что усилит ваш продукт перед конкурентами. Вы можете стать заметнее, используя различные инструменты от маркетинга до PR.
Любая работа над PR начинается с анализа. Сперва проанализируйте свой проект и рынок, в котором вы присутствуете или только собираетесь в нем быть. Составьте путь вашего потенциального или действующего клиента до вашего стартапа и сформируйте приоритетные точки контакта с аудиторией.
Проверьте корректность информации, которую можете найти сами. Сформулируйте собственные информационные ресурсы и грамотно подойти к упаковке каналов информации для вашей аудитории.
Определите ключевую проблему, которую вы решаете или можете решить в будущем. На основе этого сформируйте свою миссию и идею, которую собираетесь транслировать в массы.
Вот несколько шагов по работе с PR-стратегией:
1 шаг. Определите, какая цель у вашей PR-стратегии.
Опишите, каких целей вы хотите достичь с помощью PR: какие у вас приоритеты и что необходимо для жизни, кто конкретно может помочь вам в достижении ваших целей, кто должен о вас знать и кому вы доверите о вас говорить.
Отделите себя от своих страхов. Убедитесь, что вы поставили конкретные, выполнимые и измеримые цели, которые можно достичь за определенный срок.
2 шаг. Определите целевую аудиторию.
Перед тем, как вы начнете продавать свой продукт, вы должны провзаимодействовать с большим количество людей. Поймите, кто эти люди, сформулируйте для себя ключевые сегменты. Если вы хотите взаимодействовать со СМИ, то с какими? Если вам нужны партнеры, то какие именно? Анализируйте и прописывайте конкретных людей и конкретные компании, которые помогут вашему проекту.
Идите дальше и выявляйте мотивацию выбранной вами аудитории. Ответьте себе на вопросы, почему именно вы важны аудитории и почему ваш продукт или вашу услугу должны купить.
3 шаг. Опишите проблематику и подготовьте ключевые сообщения.
Правильная постановка проблемы гарантирует 50% успеха в ее решении. Изучите болевые точки вашего рынка, найдите реальные потребности вашей аудитории.
Сформулируйте 2–3 ключевых сообщения, которые вы хотите донести до своей целевой аудитории. Эти сообщения должны попасть в боли аудитории, подчеркивать вашу ценность, осознанность и необходимость этому миру.
4 шаг. Отберите PR-каналы и инструменты.
Для распространения ключевых сообщений и достижения целей PR-стратегии можно использовать следующие каналы и инструменты:
Взаимодействие со СМИ поможет сформировать медиаполе вашего проекта и добавит «веса» при принятии решения в вашу пользу в глазах потенциальных партнеров и инвесторов.
Активность в социальных сетях — необходимая задача для стартапа. Это один из способов донесения сложной информации простым языком. Социальные сети — это приоритетный инструмент управления информацией на благо проекта.
Участие в конференциях, выставках, форумах, нетворкингах позволит нарастить базу полезных контактов, презентовать преимущества вашего проекта перед целевой аудиторией и собрать адекватную обратную связь о вашем продукте.
Ведение блога — хороший способ донесения объемной и структурированной информации о вашем стартапе. Также рабочий инструмент для привлечения кадров и авторов вашей ниши.
При выборе каналов и инструментов PR важно учитывать специфику вашего стартапа, конъюнктуру рынка и особенности целевой аудитории, влияющей на ваш проект.
5 шаг. Создайте PR-план.
Составьте план PR-активностей на ближайшие 3-6 месяцев, а лучше год. Пропишите, какие задачи и действия будут предприняты для продвижения и кто их будет выполнять.
Определите основные этапы PR-стратегии и ключевые показатели эффективности (KPI), по которым вы будете оценивать результаты, например, количество публикаций, охват аудитории или рост числа подписчиков.
6 шаг. Определите бюджет PR-стратегии.
Рассчитайте приблизительный бюджет для реализации PR-задач. Учтите расходы на специалистов, которые помогут вам реализовывать стратегию, на оплату сервисов, генерацию контента и прочие расходы. Также укажите, как вы оптимизируете затраты и получите максимальную отдачу от инвестиций.
Рекомендации
Не пытайтесь сделать все и сразу. Продумайте, как вы можете интегрировать PR-задачи в уже привычные вам рабочие процессы.
Помните, что PR-стратегия начинается с аналитики, где проблематика играет одну из ключевых ролей. Отслеживайте результат своей работы с самой первой задачи, фиксируйте победы и успехи, формируя тем самым своё портфолио и бэкграунд.
Управляйте всеми своими контактами, храните их, сегментируйте, и вовремя актуализируйте данную базу.
Работайте над своим медиа портретом с самого первого дня вашей деятельности. Задавайте себе вопрос: «Что еще вы можете сделать на благо своего проекта?».