Эволюция деловых игр: как мы дошли от настолок, распечатанных на принтере, до симуляций на unity
Сейчас мы в Center-Game разрабатываем симуляции и проводим кастомные бизнес-игры для РЖД, Лукойла, Росатома и других корпораций. Так было не всегда: 11 лет назад мы начинали с игровых тренингов. Расскажу, как у нас получилось пройти этот путь.
2012—2014. Игры живого действия
В начале 2010-х на рынке корпобучения было полно тренингов, лекций и воркшопов. Участники слушали спикера, но, выходя с тренинга, не понимали, как применить эджайл или лин канвас в своей торговой сети ивановского трикотажа.
Мы предложили рынку формат игр живого действия: сотрудники изучают минимум теории, а дальше — «играют» в бизнес-процессы и в активной позиции узнают о принципах работы. В конце вместе с тренером рефлексируют над опытом: как переложить игру на реальность, что можно взять в работу и как изменить свой подход.
Одной из игр живого действия была «Море». Каждый участник оказывается жителем острова, на котором происходит производство продукции и торговля ею. В процессе люди строят свою экономику, учатся вести переговоры и находить партнёров, разбираются в логике ценообразования и базе предпринимательства.
Какую пользу мы давали
✅ Активное включение в процесс
✅ Возможность переложить опыт на рабочую практику во время рефлексии
2015—2019. Настольные деловые игры
Рынок корпобучения рос, компании начали двигаться в сторону человекоцентричности — прорабатывали процессы, которые западали конкретно у их сотрудников. Универсальные продукты уже не подходили.
Мы предложили делать кастомные деловые игры под конкретную компанию и задачу. Сначала исследовали проблему аудитории, а затем придумывали, как её упаковать в игровую модель, придумывали сюжет, прописывали правила и рефлексию, и печатали игру.
Например, для Росатома мы разработали игру-симулятор по строительству АЭС. Эксперты Росатома помогают другим странам запустить ядерную инфраструктуру с нуля и построить первые объекты. Это долгий и местами запутанный процесс, который может нервировать партнёров своим масштабом. Симуляция показывает основные вехи развития ядерной инфраструктуры, даёт «прожить» весь процесс и составить общее представление, какими могут быть сложности.
Какую пользу мы давали
✅ Возможность прожить проблемную ситуацию через модель реальности и посмотреть на неё «сверху»
✅ Каждый продукт включает ценности, культуру и задачи конкретной компании
2020—2021. Деловые игры в онлайне
В ковид началась массовая цифровизация всего, в том числе — корпоративного обучения. Чтобы быстро ответить на запрос рынка, мы переносили те же продукты в онлайн с помощью простых инструментов: собирали веб-версии на Тильде или буквально переносили настолку в Миро.
Например, у нас была настольная деловая игра «Золотой костыль», которую мы разработали совместно с SAP. Её задача — подготовить компанию к внедрению продуктов SAP, научить новой проектной методологии. Когда начался ковид, нужно было продолжать делать всё то же самое — но онлайн.
Мы собрали веб-версию на Тильде, а заодно упростили и автоматизировали часть механик. Методология и принципы остались теми же, только формат изменился.
Какую пользу мы давали
✅ Теперь можно было обучать не только удалёнщиков, но и людей из разных городов и стран, и проводить через обучение больше сотрудников за раз
✅ Снижение издержек на обучение: не нужно тратиться на сборы всех в одном месте, организовывать кейтеринг и т. д.
2022—сегодня. Браузерные симуляторы
За время ковида подход к корпобучению изменился: рынок понял, что диджитал-игры можно использовать как инструмент и вовлечения, и обучения, и маркетинга, и пиара, и HR. К нам стали обращаться за сложными проектами, для которых Тильда и Миро уже не подходили.
Например, для топ-менеджеров РЖД разработали бизнес-симуляцию про стратегическое планирование и управление эффективностью на игровом движке Unity:
- запрограммировали игру на 6 команд с технически неограниченным числом пользователей;
- разработали механики стратегического управления логистическим холдингом в космосе;
- без нейросетей отрисовали уникальные ассеты с космической тематикой по четырём игровым циклам;
- подготовили методические материалы и провели очное обучение для тренеров РЖД;
- интегрировали симуляцию в большую программу обучения топ-менеджеров.
Какую пользу мы давали
✅ Почти неограниченные возможности по функциям бизнес-симуляции, автоматизация и автономность
✅ Любое количество участников обучения и прохождений: можно отрабатывать навыки сколько угодно
Что всё это говорит про деловые игры на рынке корпобучения?
За 10 лет эволюиционировали не только продукты Center-Game, но и рынок корпобучения. Компании прошли путь от игр на тимбилдингах до технологичных игровых продуктов для отработки сложных бизнес-процессов и других задач. И это не может не радовать.
Сейчас мы с командой работаем над тем, чтобы выводить свои игровые проекты в другие сферы: PR, маркетинг, просветительские проекты, медиа.