Стартапы России 2025: проанализировал 5000 публикаций на vc.ru и узнал, какие темы в бизнесе актуальны
Мне нравится доверять цифрам при выборе темы для нового проекта, поэтому я собрал в Excel табличке публикации на vc.ru в разделе «Трибуна» за 5 лет, разметил их по тематикам и проанализировал тренды.
Я уже делал такую аналитику пару лет назад. Новые данные — это продолжение предыдущего исследования. В целом методика осталась та же, но в этот раз я исключил из цифр по тематикам рекламные публикации, чтобы цифры были более точными.
Снижение количества публикаций каждый год я ожидал. Стартапам все сложнее получить инвестиции. Это очень понятный тренд, когда можно положить деньги в банк под 20%. Из-за этого снижается привлекательность венчура в целом. Но в цифрах за 5 лет это падение меньше, чем я ожидал — всего 25%.
Я думаю, что предприниматели не всегда детально просчитывают риски, и если идея будоражит ум, то сложности ее реализации мало кого останавливают. А вы как думаете, почему количество проектов не упало сильнее? Давайте обсудим в комментариях.
По месяцам все более менее стабильно. Есть небольшая сезонность: летом запускают меньше, зимой больше. Ну и во второй половине 2024 явно динамика идет на спад. Оно и понятно, ставка рефинансирования повышалась не сразу, а постепенно.
Здесь тоже все ожидаемо и соответствует интуитивным ощущениям. B2B остается большой темой. ИИ занимает свою долю на волне хайпа. Под мессенджерами я конечно понимаю Телеграм и его экосистему, которая каждый год прирастает новыми волнами успешных проектов.
Довольно популярны здоровье и кадры. Обучение и финтех — мои любимые темы, но мало запускаются, так как для проектов в этих темах нужна большая ликвидность и финансовая устойчивость. А кто в наше время будет инвестировать в долгострой?
Здесь динамика еще сильнее перекошена на осень-весну (за исключением января). По опыту B2B SaaS, очень хорошо понимаю этот график. У нас тоже летом и в январе активность клиентов всегда была практически нулевая. Если знаете темы в B2B, которые наоборот оживают летом, напишите в комментариях.
Кстати, если вы пока не сталкивались, и вам интересно почитать реальную историю B2B стартапа, то вот несколько постов из моего TG канала, где я писал про то как строил стартап от первого лица.
Если у продукта больше всех фич, значит ли это, что он лучший на рынке?
Как я столкнулся с гостингом, 1 млн запчастей, прошли акселератор ФРИИ
Меня удивило, что их так мало. До того как увидел этот график, я думал, что сейчас примерно все стартапы запускаются в области ИИ. Как я могу для себя это объяснить?
а) Сложно фаундерам приобрести компетенции
б) Сложно найти толковых инженеров
в) Сложно построить устойчивую бизнес-модель
г) Сложно найти качественные данные для обучения моделей
А вы как думаете? Напишите в комментариях.
Кстати, собрать это исследование оказалось довольно трудоемкой задачей. В прошлый раз я размечал тематики самостоятельно, и это заняло несколько дней. В этот раз никак не мог подступиться: около 2х недель прокрастинировал, и в итоге не осилил, пришлось обратиться за помощью к фрилансеру. Если материал показался вам полезным, поддержите лайками. Ваша обратная связь мотивирует меня делать еще полезные материалы для вас.
Это большие цифры, но мне кажется, что это еще не все, одних только тапалок в этом году было несколько десятков. Думаю, про них не пишут на vc, в основном продвигаются другими способами.
Вот еще несколько интересных тематик, на этот раз на одном графике, чтобы можно было сравнить между собой. Мне всегда казалась интересной тематика кадров, здорово, что проекты в этой теме сейчас востребованы. Как вы думаете почему? Буду рад обсудить в комментариях.
Много цифр и трендов, некоторые стали для меня неожиданностью, некоторые я вполне ожидал. Какие выводы можно сделать? Я бы выделил несколько областей, которые сейчас актуальны для запуска проекта.
1) B2B. Продукты для бизнеса всегда будут актуальны. Главное научиться эти бизнесы понимать и построить продажи. А это совсем не просто. Но зато если получится, то можно обеспечить стабильный финансовый поток на годы.
3) Кадры. Благодатная тема со своими монополистами, но сильно меняется модель взаимоотношений работодателей и сотрудников. Верю, что можно запустить невероятно крутой продукт, если как следует прочувствовать изменения и немного предугадать их.
3) Телеграм. Большой продукт со своей живой аудиторией и новыми инструментами. Это напоминает мне время, когда только появлялись сторы приложений и открывали новые перспективы. Но многие мои знакомые не верят, что у Телеграм получится построить экосистему на базе мессенджера. А вы как думаете?