«Убей мечту» — игра на выживание идей. Сервис помощи пожилым на дому «BaBulya»
«Убей мечту» — наша семейная игра. Увлекательнейшее времяпровождение: я или брат сочиняем идею для стартапа, а оппонент разносит ее в пух и прах. На двоих у нас с ним 50 лет опыта в развитии технологий, так что идей много и обсуждать их довольно весело. Мы решили, что это может быть интереснее, если вынести мысли на обсуждение.
Мы будем придумывать, публиковать идею – вы критиковать. Лучшему комментатору всех статей – приз, бутылка шардоне и почетное звание «главного разрушителя».
Итак, первая идея «на затравочку»
BaBulya – сервис помощи пожилым на дому: приезд за 10 минут, решение бытовых задач, помощь медсестры
Какую боль решаем?
Если у вас есть пожилые родители, или кто-то из родных, кто проживает один, я уверена, что вы сталкивались со страхом «а что если?». Это когда вы звоните по телефону, но никто не отвечает. Звоните раз, два, проходит уже полчаса, но ответа нет. И вот ваш мозг уже рисует картины, как ваш родной поскользнулся в ванной и упал, как на него упала полка, или вдруг стало плохо с сердцем. А вы – далеко, два часа по пробкам, что вы можете сделать? Судорожно вспоминаете у кого есть второй комплект ключей от двери. А если ни у кого нет ключей, а если соседей тоже нет? Кому звонить? В скорую? Полиции? Сердце бьется, в висках стучит, а вы в растерянности не понимаете, что можно сделать.
Наконец, на звонок отвечают. Счастье, облегчение. Однако эмоции, которые вы испытали ранее – это пережитая маленькая трагедия. А ведь можно ее избежать
Решение
Вы можете быть спокойны за вашего родного, если подключаетесь к программе «BaBulya» (напомню, что это не реклама, сервиса не существует, а название лишь для удобства примера). Есть три варианта:
Тариф "Минимум" стоит 1999 рублей в месяц и включает только максимально быстрый приезд сотрудника.
Тариф "Стандарт" (кажется, он должен быть наиболее популярным) включает кроме приезда сотрудника, еще покупку лекарства, продуктов, мытье полов, посещение медсестры. Стоит 9 999 рублей.
Тариф "Премиум" за 25 000 рублей в месяц включает расширенный комплекс: готовку, полноценную уборку раз в неделю, посещение терапевта и т.д.
По опыту распределение между тарифами обычно: 20%, 60%, 20%.
Как подключиться к сервису BaBulya:
1) Скачайте приложение BaBulya;
2) Установите «умный замок» на дверь своего близкого и подключите к приложению;
3) Дайте вашему родному «умный браслет» и так же синхронизируйте с приложением.
Технологии
Стартап базируется на технологиях «умного дома» и идеи гиперлокальности.
Берем район, очерчиваем радиус 2 км. Снимаем помещение, где 24/7 базируются два сотрудника компании. Они помогают пожилым людям, проживающих поблизости и подключенных к сервису.
Так решаем две задачи: 1) если что-то случится, то сотрудник BaBulya будет рядом уже через 15 минут. Он может оказать минимальную медицинскую помощь и будет с вашим близким пока не приедет скорая; 2) сотрудник может выполнять регулярные поручения и это дешевле, чем нанимать отдельную сиделку для пожилого человека. Раз в неделю помыть пол, принести продукты, сходить за лекарствами по рецепту.
Сервис включает в себя следующие системы:
1) Приложение Babulya, в котором вы можете видеть:
- график выполнения задач и их статус;
- история событий: когда убирались, когда посещали и т.д;
- состояние здоровья вашего родного;
- его месторасположение;
- оповещение, когда дверь была открыта и закрыта;
- оплата подписки.
2) «Умный замок» на дверь:
- его можно открыть из приложения;
- в случае вызова с экстренной кнопки, дверь откроется автоматически для сотрудника службы BaBulya.
3) «Умный браслет»
- отслеживает пульс, другие показатели здоровья;
- есть экстренная кнопка, при нажатии которой сотрудник Babulya прибудет через 15 минут.
Целевая аудитория: кто будет пользоваться решением?
Это люди, примерно от 35 до 55 лет, у которых пожилые родители проживают отдельно. В большинстве случаев старшее поколение в состоянии само о себе позаботиться, им нужна лишь небольшая помощь: сходить за продуктами, лекарствами, помыть пол. Таким людям не нужна постоянная сиделка, им нужно, чтобы кто-то «присмотрел». Чтобы кто-то приходил хоть раз в неделю просто узнать все ли в порядке.
Пользователи приложения, плательщики скорее всего будут сосредоточены в Москве и городах-миллионников, там, где есть работа. При этом пожилые родители и родные могут быть распределены в регионах
Рынок: тренды, оценка потенциала
Мир находится в самом разгаре демографических перемен: доля пожилых людей растет, а молодых – сокращается. Если еще в 1950 г. на людей старше 65 лет приходилось 7,7% населения планеты, уже в 2019 г. доля выросла до 19%, а в 2050 г. превысит 27% согласно исследованию Credit Suisse.
Россия от мировых тенденций не отстает – в 2020 г. на людей старше 65 лет будет приходиться четверть населения, а к 2060 г. их доля вырастет до 47%. Росстат прогнозирует структуру населения только до 2036 г. – по данным службы, к этому году доля пожилых людей составит 24,1%.
Так, что мы с вами точно еще увидим бум сервисов для пожилых.
Если взять для примера Москву: на сегодняшний день здесь проживает 3,2 млн пенсионеров, в Московской области – 2,1 млн.
Предположим, что всего 1% от них будут пользоваться сервисом Babulya. 20% подпиской минимум, 20% подпиской премиум и 60% подпиской стандарт. Сложим, перемножим, получаем оборот сервиса за год: 7,2 млрд. рублей. Точно стоит присмотреться к идее 😊
Конкуренты:
Для ухода за пожилыми есть два решения, которые сразу приходят на ум: дом престарелых (что сильно осуждается в российском обществе) и сиделка (которая стоит дорого).
Экономика этого стартапа в том, что по факту 10-20 пожилых людей делят затраты на одну сиделку.
Финансовые расчеты
Затраты на запуск: около 20 млн. рублей Это грубые расчеты, которые включают разработку приложения 10 млн. рублей, аренду помещений и зарплату 350 т.р., рекламу на запуск 10 млн. руб.
Юнит экономика:
Доход складывается из оплаты подписок. Предположим, что на радиус в 2 км мы найдем 20 клиентов. В месяц, если распределение будет верно 20-60-20, мы будем получать 227 тысяч рублей.
Операционные затраты на аренду помещения и зарплату сотрудников составят 145 000 рублей. Итого прибыль до вычета маркетинга, налогов и затрат на штат составит 82 тысячи рублей. Маржа более 30% - это прилично
Возражения
Мне нравилась эта идея, потому что она была мне близка. У меня богатое воображение и быстрый ум, поэтому я такие трагедии "почему он не отвечает" переживаю очень часто. Однако, брату идея сразу показалась слабой.
– Ну идея может быть и правильная, но непродуманная, – так он всегда начинает, когда хочет что-то разгромить. – Золотое правило волонтеров «не давать свой личный номер пожилым», потому что будут звонить без перебоя. И в этом сервисе они будут постоянно на кнопку жать, чтобы с кем-то просто пообщаться.
– Да, но это же не блокер, это задача, которую можно решить. Как-то снять потребность пожилых все время общаться. Предложить им другой вариант социализироваться. Как, например, создавать комьюнити, сообщество тех, кто подключен к сервису. Или через колонку Алиса проводить голосовые собрания, устраивать совместную зарядку на улице, ходить друг к другу в гости.
– Еще браслет этот. Кто его носить будет? – фыркнул мой брат.
– Да, может не будут. Можно, наверное, заменить браслет на более миниатюрное решение, как кулон, а можно заменить датчиками движения по квартире. Например, если положить датчики давления под плитку на полу, тогда будем знать где и как передвигается человек и, если вдруг датчики понимают, что человек упал (вес распределен на более широкую поверхность), то вызывать сотрудника BaBulya. А можно подключать к программе, например, и без браслета, а только для обслуживания.
– Ты главного не понимаешь. Тут бизнес, где ты зарабатываешь мало, а при этом несешь ответственность за человеческую жизнь. Ты посмотри на hh.ru, сколько они зарабатывают, сколько они стоят и при этом какую ответственность они несут. Ноль
– Где здесь ответственность за человеческую жизнь? – возразила я, – Мы помощь предлагаем. Вон у меня соседка упала, сломала ногу и три дня лежала, потому что не могла до телефона доползти. И потом мы еще полдня не могли открыть дверь, потому что МЧС без участкового не имеет права. И потом, не всем же делать платформы, которые не за что не отвечают – проворчала я обиженно. Идея конечно пошатнулась от его комментариев, но все еще не рухнула.
А вы, верите? или нет?