Часть 1. Flameplace — история про то, как мы взялись создать интерьерный «Гугл» и что из этого вышло

Несколько лет назад я поставил себе «скромную» цель оцифровать и автоматизировать мировой рынок интерьеров — как говорится, делов-то!

Эта статья – рассказ о том, как я, а потом и мы, взялись создать веб-сервис для глобального рынка интерьеров и о сложном пути от Я к МЫ. История поиска ответов на три главных вопроса: «Что?», «С кем?» и «Как?».

Часть 1. Flameplace — история про то, как мы взялись создать интерьерный «Гугл» и что из этого вышло

Как всё началось…

Зовут меня Иван Коджебаш, мне 42 года и я один из основателей веб-сервиса Flameplace - цифровой копии глобального рынка интерьеров.

В декабре 2017 я уже 9 лет жил в Италии и 4 года проработал коммерческим директором итальянской фабрики La Contessina, занимающейся производством премиальной мебели и текстиля. Параллельно в Москве у меня была своя небольшая компания по комплектации интерьерных проектов продукцией других производителей.

Жизнь шла своим чередом – у меня получалось совмещать вещи по сути несовместимые: представлять один бренд и без вреда для него торговать продукцией других производителей.

Я занимался сетью торговых партнёров La Contessina и проектами частных заказчиков. Время неслось с бешеной скоростью — за сотню перелётов в год, командировки, гостиницы, встречи…

Доход был сносный, но непостоянный. И самое главное – я понимал, что при такой напряженной работе просто невозможно было построить что-то значимое для себя.

Пора было делать следующий шаг на пути своего бизнес-развития, и к нему я подошёл с максимально холодным расчётом.

Империя и капитал.

Итак, цель — империя и капитал.

Интуитивно я понимал, что подошёл к пределу своих возможностей и нужно как-то его обойти для дальнейшего роста. Мне пришла идея создать под себя веб-сервис, который автоматизирует мои рабочие процессы и высвободит 80% моего рабочего времени, которое я и направлю на новые начинания.

Обдумывая то, каким должен быть этот инструмент я пришёл к пониманию того, что, если это нужно мне, то наверняка будет нужно и моим коллегам во всём мире, а именно коммерческим директорам и "продажникам" интерьерных фабрик и магазинов.

От идеи создать инструмент под себя я перешёл к идее создать глобальный веб-сервис, который стал бы автоматизированной цифровой копией всех процессов происходящих в отрасли, глобальной библиотекой всех предметов интерьера и единым рабочим инструментом, эдаким интерьерным гуглом.

За годы работы я приобрёл достаточно уникальный опыт, который сочетал в себе знание всех рабочих процессов условных Производителя и Поставщика, понимание потребностей Дизайнера и Заказчика и личное знакомство с большим числом участников рынка. Весь свой опыт и понимание рабочих процессов я решил оцифровать этом сервисе.

Эта идея захватила меня настолько, что я бросил все свои скромные силы на её реализацию и теперь только в этом видел своё будущее.

Понадобилось ещё пару месяцев, чтобы собрать воедино все мысли, продумать логику и на уровне черновика понять, что же я хочу предложить миру.

Идея! Без неё никак…

Ну и в чём же уникальность такого сервиса, спросите вы? Всё достаточно просто – я принял решение создать единый для всех участников рынка рабочий инструмент и единую библиотеку предметов интерьера – то, с чем этот инструмент должен был взаимодействовать. Это должно было сократить среднее время сделок с 30 дней до 1 и процентов на 80% снизить затраты участников проекта на его подготовку и поиск друг друга.

Сейчас все предметы интерьера уровня выше условной IKEA разбросаны по сайтам фабрик и различным локальным маркетплейсам. Единой коммерческой библиотеки нет, как и инструментов для её создания – заказчики, дизайнеры и поставщики ищут подходящий контент и производителей, а потом вручную формируют запросы по электронной почте. Для тех кто не в курсе – это дико нудно и неудобно…

Все полученные от фабрик каталоги хранятся на серверах или в облаке в виде .pdf файлов, но эти данные постоянно устаревают и при каждом запросе от заказчиков нужно уточнять их актуальность и обновлять.

В это же время, данные о предметах интерьера в наличии в шоу-румах и на складах производителей и поставщиков вообще нигде в едином доступе не представлены.

Я решил дать возможность производителям и поставщикам самим создавать свои корпоративные страницы и формировать на них интерактивный каталог своей продукции и библиотеку товаров в наличии со всеми ценами – так потребители этого контента всегда были бы уверенны в том, что работают напрямую со своими партнёрами и имеют доступ к проверенным и актуальным данным.

Все данные компаний стекаются в единую библиотеку контента, с которой и работают участники рынка используя наши бизнес-инструменты. За счёт этого мы автоматизируем 80% труда сотрудников компаний.

Для взаимодействия с этой библиотекой был разработан конфигуратор проектов – пользователь создаёт проект, его комнаты, наполняет их всем необходимым из общей библиотеки, а по окончании сервис автоматически генерирует всю необходимую коммерческую математику…

Над проектом совместно могут работать несколько участников – так черновик проекта может создать заказчик, расшарить его на дизайнера для правок и на поставщика для размещения заказа. Поставщик в свою очередь подключает к работе производителей, которые автоматически генерируют по его запросу необходимые инвойсы.

Сервис задумывался для того, чтобы освободить пользователей от необходимости искать производителей и поставщиков, слать им запросы на актуальные каталоги, данные о наличии и прайсы и ждать их; формировать по ним запросы и опять ждать, но теперь уже инвойсы, вносить правки и снова ждать.

Трудозатраты снижаются, сроки работы сокращаются, а фабрики не тратят время на создание инвойсов и деньги на верстку неудобных каталогов в pdf. Также было принципиально важно не менять общую логику работы рынка и его жёстко устоявшиеся правила.

Окупать сервис решено было с ежемесячной оплаты по подписке от поставщиков и дизайнеров и с продвижения продукции производителей.

В результате получался единый инструмент, который объединял в себе всё необходимое для работы и стоил по корпоративным меркам условную чашку кофе. Полный и всеобъемлющий профит!

Итак, я определился с вопросом «Что?» и пришло время разбираться с, как оказалось, намного более сложными вопросами: «Как?» и «С кем?».

Как начать разработку, если ты не в теме — гайд от нуба нубам)

Хоть я и был достаточно опытным пользователем интернета и, по сути, наблюдал за его развитием начиная с 1998 года, но это был опыт потребителя, а не созидателя и о внутренней кухне цифрового мира я имел довольно примитивное представление.

Понимая, что мне предстояло создать IT-продукт и компанию, я решил поискать людей с таким же опытом среди знакомых и родни. Мой двоюродный брат – супер айтишник со стажем и он был первый, к кому я обратился.

На тот момент он работал в IT-компании, но занимались они коммуникациями, а мне была нужна веб-разработка. Пообщавшись (идея ребятам понравилась), мы решили попробовать – потратили месяц на написание ТЗ, а когда всё оформили, ребята честно (за что им большое спасибо) признали, что не потянут сервис такой сложности. Пришлось начинать свой поиск с начала, но уже с черновым ТЗ и предварительным дизайном, которые, впрочем, меня не особо устраивали…

Логичным шагом стало позвонить в одну из full stack студий и доверить работу им. Со всей наивностью мира я обзвонил несколько известных компаний Москвы и получил несколько уникальных ценовых предложений от 100.000 до 300.000 долларов на первичную разработку.

Сказать, что я был ошарашен – это ничего не сказать! У меня были кое-какие сбережения, но к таким цифрам я точно не был готов, ни морально, ни финансово. Надо было что-то с этим делать и на тот момент я не придумал ничего лучшего, чем идти к фрилансерам…

Фриланс — суровый и беспощадный

Покопавшись в интернете и перечитав кучу информации по разработке веб-сервисов, я принял решение разрабатывать сервис на фреймворке Laravel – он показался мне наиболее оптимальным решением и я и сейчас уверен в правильности этого выбора.

Недолго думая, я зашёл на один из сайтов для IT-фрилансеров и написал человеку, который был на первом месте в топе категории «Веб разработка» с необходимым мне скилом ларавельщика…

С этого начался долгий и во многом поучительный период создания продукта и становления меня как основателя.

Началось наше общение довольно легко – обсудили задание, договорились о цене и сроках. Был июнь 2018 года и мы сошлись на том, что до конца года закончим всю работу. Я уже представлял себе во всех деталях успех проекта и его признание)

Оставалось дело за малым – дождаться, когда мне по ТЗ сделают сервис мечты, зарегистрировать компанию, открыть счёт, привязать эквайринг и думать, куда реинвестировать доходы.)))

Проблемы не заставили себя долго ждать – после нескольких предложений пользовательского интерфейса сервиса, я понял, что без меня это никогда не будет правильно сделано. Всё, что было предложено, походило на интернет-магазин…

Устав объяснять на пальцах, я взялся за графический редактор и начал рисовать наброски – благо мой разработчик предложил мне для облегчения задачи воспользоваться сервисом Moqups и это дало свои результаты. До конца августа, во время отпуска, я рисовал разделы сайта и продумывал логику взаимодействия с элементами.

Проделанная работа стала основой удобства и продуманности сервиса – это как раз тот случай, когда для того чтобы сделать хорошо, это надо было сделать самому и для себя…

В сентябре по моим эскизам подключили к работе дизайнера, и он набросал черновой дизайн.

Предложенный дизайн меня в принципе устроил и к концу сентября был отправлен в вёрстку. А дальше началась долгая и нудная история войны с бесконечными багами, правками, срывами сроков, уговорами и руганью, о которой мне писать особо и не хочется – ничего уникального в этом опыте, как я понимаю, нет…

В итоге разработку рабочего (а местами и не очень) прототипа мы вроде как закончили только лишь к весне 2020 года.

За время разработки параллельно прошла битва за логотип – за пять минут воткнули временный прототип, потратили пару месяцев на создание и выбор финального логотипа и под конец вернулись к временному. Он используется до сих пор…

Было много и моих ошибочных решений, которые я по счастливой случайности не реализовал…

На радостях оттого, что дело почти сделано, к концу 2018 я уж было собрался зарегистрировать компанию в Дубае (были знакомые, которые рекомендовали именно эту юрисдикцию и готовы были помочь), но пошли срывы сроков и мне хватило ума отложить эту идею. Потом к осени 2019 меня потянуло на Кипр (это уже была моя инициатива + Google очень советовал), но и эта идея благоразумно была отложена ввиду очередного переноса запуска сервиса.

Понемногу жизнь меня учила делать «бережливый» стартап и я стал тщательнее обдумывать капиталовложения. Единственное на что я потратил на той стадии ресурсы кроме разработки – это на создание презентационного ролика на русском, английском и итальянском языках. Не уверен, что это было очень уж необходимо, но что сделано, то сделано.

Стоил он, как мне казалось, недорого, (особенно после предложений московских студий) ввиду того, что был сделан фрилансером и в целом меня устраивал:

Промо ролик Flameplace на русском языке.

К весне 2020 года на руках у меня был плохо работающий прототип без админки, который я представил производителям в Италии.

Испорченное от издержек разработки настроение улучшила положительная реакция на сервис со стороны фабрик. За период с сентября 2019 по февраль 2020 к сервису для тестирования присоединились несколько производителей. Ими был загружен контент и тем самым сформирована тестовая библиотека предметов интерьера, а также начата проверка работоспособности прототипа, которая выявила его жуткую нестабильность и сырость, как в плане технической реализации, так и в удобстве использования.

А ещё мне пришлось узнать интересное слово «онбординг» и всю важность этого термина.

Надо было срочно что-то менять, иначе это грозило смертью проекту…

Пришлось поумнеть

К моменту окончания разработки прототипа я перечитал тонны книг по тематике, пересмотрел почти все лекции от Y Combinator и начал понимать, что одних моих знаний отрасли будет недостаточно для создания веб-сервиса такой сложности. Стало ясно, что пора сосредоточиться на вопросе «С кем?» и я решил привлечь в проект партнёра и по совместительству СТО. Именно в таком порядке – прежде всего партнёра и только лишь потом СТО.

Сейчас я максимально ясно осознаю, что успех любого начинания зависит от того, как быстро вы сможете найти правильные ответы на эти три простых и бесконечно сложных вопроса: "Что?", "С кем?" и "Как?"…

Пора сделать паузу…

Статья становится неприлично длинной и я хочу разделить её на несколько частей. Дальше (если первая будет кому-то интересна) обещаю рассказать, как я нашёл партнёра и друга и как мы с ним с нуля переписали весь сервис, создали компанию и привлекали инвестиции…

P. S. Сильно не пинайте - первый раз пишу статью такого плана, да и не претендую на роль эксперта. Это просто опыт, с которым не стыдно поделиться – несмотря на все сложности и неурядицы, это одна из самых увлекательных страниц моей жизни.

Буду рад комментариям и здравой критике со стороны местных экспертов – это может оказаться полезным тем, кто только встал на путь построения своей IT-компании и, читая этот текст, они смогут что-то полезное узнать, если не из моего опыта, то хотя бы из его обсуждения…

Кстати, забегая вперёд скажу, что сам сервис в конечном счёте мы всё-таки недавно запустили, хоть пока и в альфа-версии:

2020
24 комментария

Иван, интересно! Ждём продолжения!

5
Ответить

Спасибо, Владимир.
Обязательно расскажу сколько веселья мы поимели на этом пути)))

1
Ответить

Очень интересный путь, продолжайте))

4
Ответить

Спасибо)

Ответить

Вам обязательно нужно подключить к работе специалиста по ux/ui
Смотрите, в интерфейсах главное, чтобы все было понятно и привычно, пользователь не должен задумываться над тем, как управлять вашим каталогом (Вот производители рено в каждой модели развлекаются перемещением стандартных кнопок в новые места и кроме раздражения - это не приносит никакого профита).

У вас весь таких мест очень много. Почему в карточке информация слева, а заголовок справа? (информация об артикуле)
Зачем делить страничку на 2 блока с вертикальным скролом а не объединить в одну карточку, на небольших устройствах - это очень неудобно.
Почему на главное странице не дать сразу каталог, а долго объяснять, кто вы и как работаете? Если это сразу не понятно по продукту, то нужно менять его, а не объяснять это текстом.
Почему каталог называется контент?

2
Ответить

Да, Евгений, ux/ui - это действительно, то к чему нам предстоит вернуться. В планах к концу сентября допилить альфу, заняться ux/ui и рефакторингом и только после этого выйти в бету.
Проблему эту мы знаем и обязательно будем решать.
Спасибо за советы 🤝

Ответить

Ноут бук 13 дюймов, это окно не закрывается без изменений масштаба.

1
Ответить