Как мы снизили стоимость разработки приложения в два раза
Рассказываю о новом подходе к разработке MVP для стартапов — как не тратить кучу денег на создании и внедрении дизайна, а быстро собрать интерфейс на Bootstrap. Подход полезен тем, кому нужен простой понятный интерфейс и запуск проекта с космической скоростью.
Статья по большей части для тех, кто давно хотел запустить своё приложение, но его пугал большой ценник.
Мы затронем тему о том, как:
сэкономить на разработке мобильных приложений;
выстроить разработку, сэкономив на неважных для клиента процессах
Как обычно происходит
Итак, рассмотрим для начала тривиальную схему. Стандартная разработка для большинства разработчиков выглядит примерно так:
- Этап прототипирования.
- Этап дизайна – (сюда входит отрисовка всех макетов, согласование с клиентом, внедрение правок).
- Этап верстки / фронтенда
- Этап сборки – один из основных этапов (включает в себя серверную часть, программирование приложений на базе HTML-вёрстки, создание архитектуры БД и разработка админки).
- Этап тестирования и исправления багов.
После прохождения всех этих этапов и окончательного согласования мы получаем на выходе готовое мобильное приложение.
Раньше весь этот процесс у нас стоил 35 тыс за один экран, т.е. если у вас приложение на 10 экранов, вышло бы 350 тыс. Это, конечно, не огромная сумма, но для многих клиентов на MVP-версию ценник неподъемный. Отсюда родилась идея о том, что нужно изменить технологии так, чтобы это было выгодно и клиентам, и нам. Мы пришли к тому, что необходимо выбросить все ненужное для быстрого запуска стартапа.
Для человека, которому нужно проверить свою идею и очень быстро запустить свой проект, не обязателен сложный дизайн с анимацией, фейерверками и медведЯми. Он хочет не тратить несколько месяцев, ожидая свое приложение, а быстро запустить его, проверить идею и, в случае успеха, развивать и масштабировать.
То есть, этап прототипирования, дизайна и кастомной вёрстки - это не реальная потребность нашего клиента, а необходимые для производственного процесса издержки. Я долго думал над тем, как бы от них избавиться, но не дать программисту испортить интерфейс.
К чему я пришел
Теперь подходим к самому главному в этой статье: к какой альтернативе я пришел. Берём тот же процесс разработки, который я описывал ранее, и переворачиваем его в обратную сторону. Таким образом, процесс начинается именно со сборки.
То есть на страте есть некая структура, например, на 10 экранов, в которой прописано, что конкретно в каком экране должно быть (регистрация, авторизация, редактирование и т.д.). Получается такое микро-ТЗ. На этапе согласования с клиентом, ещё до получения денег,, мы погружаемся в идею и прописываем какие поля должны быть на каждом из экранов. По идее это не более 1-2 часов для адекватного сейлза.
Первый этап - разворачиваем сервер и БД
Первый этап – это разработка серверной части, формирование архитектуры базы данных и подключение админки. Когда эта часть готова, можно зайти в админку и посмотреть, какие есть поля у пользователей, посмотреть архитектуру заявок и как все это хранится на серверной части.
Второй этап - запуск каркасных приложений
Второй этап - это каркас мобильных приложений. Под каркасом я понимаю такие приложения, где программист сам составляет интерфейс на основе подготовленной структуры и готовых контролов Bootstrap. Если Вы знаете что такое Bootstrap, то следующий абзац можно не читать.
А если не знаете, то напишу по дилетантски и на пальцах. Суть этого Фреймворка в том, что программист не для каждого проекта берет и придумывает разные стили для кнопок, полей ввода, текста, заголовка, а берет заготовки примерно, как в конструкторе сайтов. Вам нужна, например, форма сбора email - вы перетянули ее, и поле для ввода email уже есть. Примерно так же и программист пишет в HTML разметку, а стиль и дизайн кнопок, полей ввода, заголовков и т.д. подтягиваются из фреймворка. Вот здесь можно посмотреть как будут выглядеть элементы экранов
В такой схеме мы исключаем этап дизайна и используем шаблоны дизайна конкретных элементов управления, которые программист расставляет уже индивидуально под каждый проект. То есть используется не шаблон всего экрана, а некие заготовки инструментов управления (отдельно шаблон кнопки, текста, заголовка, блока и т.д.). Из этого, ориентируясь на структуру, мы формируем каждый из экранов. Благодаря такому подходу этап верстки сокращается по нашим замерам в 8 раз. То есть время с восьми часов на один экран сокращается до одного часа.
Третий этап - натив и интеграции
Третий этап - это интеграция и реализация нативных функций. Ранее я уже писал, что мы специализируемся на гибридной, а точнее, webview-технологии разработки приложений. Это сделано, опять же, с точки зрения экономии стоимости и сроков запуска проекта.
Так вот, в третьем этапе к каркасу мобильных приложений мы дописываем нативные функции, которые обусловлены идеей приложения. Если клиенту нужен сканер QR-кода или распознавание VIN-номера автомобиля, то, конечно же, это делать нужно нативно.
То же самое и с интеграциями - подключение к 1С, Битрикс24, amo.crm, соцсетям делается на этом этапе.
Четвертый этап - багфикс и причесон
Четвертый этап – это формирование итоговых приложений. Со своей стороны мы производим тестирование и исправление ошибок, а клиент формирует список пожеланий по внешнему виду. Очевидно, что стандартный внешний вид бутстрапа многим захочется индивидуализировать под себя. Вот как раз на этом этапе клиент присылает нам список пожеланий, а мы его внедряем.
Таким способом этап верстки и дизайна мы сокращаем до минимума засчет Bootstrap. Мы выкидываем из производственного процесса все ненужное, что не принципиально для стартапа, тем самым экономим клиенту время и деньги более, чем в 2 раза.
Развитие стартапа
После появления идеи, я рекомендую своим клиентам придерживаться следующих этапов развития:
- Запуск MVP-версии
- Сбор обратной связи, тестирование идеи на живых пользователях
Принятие решение по дальнейшим изменениям
Если приложение не нравится пользователям или они хотят корректировки, то мы делаем вторую версию для вашего стартапа, например, составляя новый список экранов. И вперед, тестировать, пока вы не получите желаемый денежный результат.
И так мы оперативно приходим к тому, что это мобильное приложение в виде MVP-версии на шаблонном дизайне разрастается, превращается в что-то, где уже есть живые пользователи с обратной связью, определенные бизнес-процессы. Главное, что приложение актуальна для пользователей, и они готовы платить за него.
Пишите мне в личку или по контактам на сайте свои идеи для стартапа, а я помогу оценить их по вот такой схеме. Жду ваши мнения в комментариях.