«Яндекс.Практикум»: как доучиться и не бросить на середине пути
Привет, vc.ru! Меня зовут Миша Янович, я работаю в «Яндекс.Практикуме». Мы делаем образовательный сервис, который помогает получить новую профессию. Первыми запустили курсы по фронтенду и аналитике данных.
Перед созданием сервиса мы провели около ста интервью со студентами разных онлайн-курсов. Условно мы разделили их на три сегмента.
- Искатели — любят познавать новое и учатся ради того, чтобы учиться. Чёткой цели в обучении у них нет.
- Смежники — уже работают маркетологами, дизайнерами или менеджерами продукта. Хотят прокачаться в аналитике и программировании, чтобы повысить свою профессиональную ценность и лучше понимать коллег.
- Будущие профессионалы — учатся, чтобы поменять работу, зарабатывать больше и самореализоваться.
Мы создавали «Яндекс.Практикум» для будущих профессионалов — тех, кому критично получить новую профессию. И во время интервью мы пытались прочувствовать, что в обучении давалось им особенно тяжело. В результате мы разделили сегмент на две группы.
С каждой историей мы всё больше убеждались, что пол, возраст, склад ума, прошлая профессия не могут быть барьерами для того, чтобы получить новые навыки. Мешают другие проблемы, и они связаны с образовательным процессом:
- учиться скучно;
- сложно, а иногда — внезапно сложно;
- нет уверенности, получится или нет;
- а если получится — понравится это или нет.
Эти проблемы мы пытаемся решить в «Яндекс.Практикуме». Я проведу по курсу и расскажу, как мы это делаем.
Увлекательный контент против скуки
Огромное количество онлайн-курсов и вебинаров обещают прекрасное будущее. Их лендинги открывают образовательный гештальт и дают человеку ощущение, что новая профессия совсем близко. Само по себе это здорово, и те, кто может влюбить в идею, — большие молодцы.
Между тем только 10–13% студентов доходят до конца открытых курсов. Все остальные не могут продраться через неудобный образовательный дизайн и не очень увлечённых преподавателей. Или не могут справиться со сложными заданиями, разочаровываются в себе и бросают.
Накладывают отпечаток и две образовательные травмы:
- приобретённая незаинтересованность;
- выученная беспомощность.
В разной степени с ними сталкиваются все, кто чему-то учились.
Приобретённая незаинтересованность возникает, когда мы работаем со сложным и скучным контентом, а выученная образовательная беспомощность — когда получаем травмирующую обратную связь. Вспомните ситуации, когда преподаватель не вникал в ход решения задачи и сразу ставил плохую оценку. Или когда начальник кричал, хотя сам не разобрался в вопросе и был неправ.
Так постепенно появлялась мысль, что учиться скучно. Да и, видимо, склад ума неправильный, раз не получается.
Наша цель в «Яндекс.Практикуме» не просто влюбить в профессию обещаниями на лендингах, а довести студента до конца и дать билет в профессию. Мы в ответе за образовательный гештальт, который открываем.
Проблему «скучно» мы решаем с помощью увлекательного контента.
Самую сложную теорию мы подаём на простых примерах. В этом мы вдохновлялись научно-популярными книгами и видео, где учёные на пальцах объясняют устройство Вселенной. Смотришь их и думаешь: «Надо же, почему я раньше этого не понимал». За пять минут становится ясно то, что не смогли объяснить все учебники по физике.
В «Яндекс.Практикуме» мы учимся вызывать такую же реакцию. Одно и то же явление можно объяснить по-разному.
У студента нет задачи распутывать сложные объяснения. Наоборот, контент должен помогать двигаться в обучении дальше.
Наш главный посыл такой: если студент прикладывает усилия для обучения и инвестирует достаточно времени, но не может дойти до конца и получить билет в профессию, это проблема нашего сервиса. Сейчас проходит бета-тестирование курса для фронтенд-разработчика и аналитика данных. Мы видим, где студенты спотыкаются, и тут же на лету работаем с контентом и делаем его понятнее.
Постепенно нарастающая нагрузка
Часто обучение новому выглядит так: ребёнку дают ведёрко, просят насыпать в него песка, перевернуть и постучать сверху — получается башенка. А потом говорят: «Иди и строй настоящую башню». В этот момент большинство людей фрустрирует, мозг даёт им сигнал: «Это слишком сложно и не для меня».
Вот эта шутка хорошо иллюстрирует образовательный процесс:
Чтобы процесс обучения не казался безнадёжно бесконечным, мы разделили каждую профессию на несколько спринтов. Например, фронтенд-разработчик проходит профессию за десять спринтов. Каждый спринт — отдельный образовательный процесс.
Студент начинает курс с простого задания в тренажёре. Он подставляет нужный код в нужные строчки, и через десять минут у него получается страница с поисковой строкой «Яндекса».
Дальше студент изучает теорию и прорабатывает её в заданиях. Постепенно они усложняются, но каждые 3–5 минут студент получает результат.
В тренажёре студент пишет свою первую страницу, пока простую. Это его первая победа, а лучшая терапия в образовательном процессе — победы.
Дальше он переходит на следующий уровень и начинает писать страницы с нуля.
Помощь в пустыне отчаяния
Студент может столкнуться со сложным заданием, не справиться, разочароваться в себе и бросить. Через такой этап проходят все, кто учится, это нормально.
Условно мы делим процесс обучения на четыре этапа: медовый месяц, скалу смятения, пустыню отчаяния, подъём благоговения. Терминологию мы подсмотрели в материале Viking Code School. Примерно это выглядит так:
Медовый месяц — работа в тренажёре, когда одна победа подкрепляет другую. Потом студент скатывается со скалы смятения: теперь всё нужно делать с чистого листа и самому писать код. А дальше — бесконечная пустыня отчаяния. Вокруг множество источников информации, но ни один из них не помогает решать сложные задачи.
Студент понимает, что он никогда не сможет выучить всё и стать полноценным программистом. В этот момент появляется наставник. Он нужен, чтобы студент не погиб в пустыне отчаяния.
Наставник не ждёт, пока студент разуверится в себе и поймёт, что эта профессия не для него. Он пропитывает мыслью, что для развития в карьере важно признавать, что чего-то не знаешь. Наставник учит обращаться за помощью и задавать правильные вопросы.
Наставники помогают развивать коммуникацию, коллаборацию, критическое мышление, креативность — навыки, без которых сложно будет в настоящей рабочей среде.
При общении со студентом наставник не даёт готовые советы и не становится отвечалкой на вопросы. Ему важно научить студента справляться с трудностями самому, ведь на работе не будет тренажёра и постоянной поддержки.
Студент столкнулся со сложной задачей. Наставник начинает с вопросов: «Расскажи, в чём твоя задача и проблема? Что ты уже делал, чтобы справиться с ней? У кого спрашивал? Что тебе сказали?».
Наставник не даёт конкретных ответов, но рассказывает, как сам действует в подобных ситуациях: «Когда я сталкиваюсь с таким, иду за ответом туда, разрезаю задачу на куски или делаю так. Как бы поступил ты?». Наставник даёт не решения, а инструменты. Он помогает отрефлексировать полученные знания и опыт.
Главная задача наставника — чтобы у студента появилось понимание, как выбраться из пустыни отчаяния.
Наставник учится давать развивающую обратную связь, без высокомерия и грубости направлять студентов, учить критическому мышлению. Цель наставника — самостоятельные выпускники, которые продолжают развиваться и изучать новое, но уже на работе.
Оценка своих сил
Чтобы человек мог оценить свои силы, мы разделили курс на две части: бесплатную и платную. Бесплатная — двадцать часов в тренажёре для изучения базовых навыков. Дальше — платная часть: практика и погружение в рабочую среду.
Работа с тренажёром отличается от реального рабочего процесса. В тренажёре человек чувствует себя героем, у него всё получается. На работе всё по-другому. Его ждут жёсткая обратная связь от старших коллег «Что за костыли ты тут придумал!» и реальные задачи, которых не было в тренажёре.
Во время курса мы постепенно уводим студента от тренажёра и погружаем в рабочую среду: написание кода в Visual Studio Code, обсуждение рабочих нюансов в Slack и двухнедельные спринты с выполнением проектов. Готовый проект проверяет код-ревьюер и оставляет отзыв с комментариями и замечаниями.
На старте мы честно сообщаем, что придётся тратить примерно десять часов в неделю и соблюдать дедлайны. Это наше негласное соглашение со студентами. Мы не ручаемся дать билет в профессию всем, кто зайдёт в бесплатный тренажёр. Но мы в ответе за тех студентов, которые готовы прикладывать усилия и справляться с трудностями.
Если студент ещё не закончил бесплатный курс и сразу хочет подписаться на платную версию, мы не возьмём деньги до окончания бесплатного курса. Нам важно, чтобы студент ощутил нагрузку и осознал, что для обучения придётся прикладывать немало усилий.
Конечно, мы не исключаем, что студент может расхотеть учиться в платной версии, бывают разные обстоятельства. В этом случае мы возвращаем деньги за непройденную часть курса.
Каждый познаёт свой «синдром самозванца»
В «Яндекс.Практикуме» мы хотим уйти от идеи, что студент должен изучить всё — и только тогда получит билет в профессию. Если говорить начистоту, мы все обречены на частичную некомпетентность. Кажется, пора принять это профессиональной нормой. Даже известные специалисты не знают всё и не могут решить всех задач. Как и все мы, они периодически ощущают на себе «синдром самозванца».
Девиз сервиса — «Каждый может стать». Мы создавали его с такой мыслью: чтобы стать программистом, не нужно специально устроенного мозга или образования в определённом университете. Достаточно прикладывать усилия и быть самостоятельным, чтобы находить решения задач.