Keyrent.ru — сервис для аренды квартир без личных встреч
Мы сделали вызов рынку недвижимости.
С чего всё началось
Мы с партнёром уже пять лет занимаемся гостиничным бизнесом и квартирами в шести городах (Москва, Афины, Дубай, Милан, Кипр, Бангкок). Рынок посуточной аренды нам достаточно понятен и оцифрован.
Делаешь красивый ремонт, привлекаешь клиентов через Booking.com и Airbnb, заказываешь клининг, внедряешь систему управления бронированиями (в нашем случае мы разработали свою), а дальше уже оптимизируешь показатели.
Примерно год назад мы решили глубоко проанализировать рынок долгосрочной аренды квартир в России, Америке и Европе. Выводы повергли нас в шок. Одна из самых больших отраслей с минимальным проникновением технологий оказалась недвижимость (property tech).
Мы оценивали компании конкурентов по темпам роста и объёму инвестиций. Увидели для себя возможность в сегменте компании, находящейся на стыке ИТ-платформы и офлайн-составляющей. Решили создать современный сервис который облегчит жизнь арендаторам и собственникам квартир.
Старт проекта: октябрь 2018 года. Проект развиваем на собственные средства основателей.
Основная идея
Рынок аренды квартир должен поменяться ровно так же, как поменялся рынок аренды авто. Пять лет назад все боялись и не верили в каршеринг. А теперь каршеринг стал такой же понятной и доступной услугой, как Uber или «Яндекс.Такси».
У нас появилось жгучее желание перевернуть или хотя бы немного сдвинуть рынок аренды в сторону диджитализации. С чётким пониманием того, что рано или поздно рынок аренды будет оцифрован, но будет лучше, если это сделаем мы.
Основная идея продукта
Решить проблемы людей и создать удобный сервис тем:
- кто снимает квартиры на длительный срок;
- кто сдаёт квартиры на длительный срок.
Проблемы арендаторов
- Риелтор или собственник не берут трубку по объявлению.
- Нельзя посмотреть квартиру в удобное время.
- Фотографии в объявлении плохого качества или вообще от другой квартиры.
В квартире грязно и много ненужных вещей, которые собственник не готов вывозить.
Нет возможности проверить добропорядочность собственника или риэлтора, риск мошенничества, можно потерять депозит.
Собственник выдвигает не адекватные требования к арендатору (пол, национальность, и тому подобное).
- Нет возможности заселиться сразу после просмотра.
- Сложности с оплатой коммунальных платежей.
Проблемы собственников
- Арендатор может съехать через три месяца.
- Арендатор может перестать платить или мешать соседям.
- Нет возможности и желания делать профессиональные фотографии.
- Нет возможности проверить арендатора по базам правонарушений и банковских задолженностей.
- Нужно встречаться с риэлтором или присутствовать на показах.
- Нужно собирать квартплату и оплачивать коммунальные платежи.
- Риелтор может оказаться мошенником.
- Квартира простаивает при смене арендатора, я теряю деньги.
Продукт
Как выглядит продукт для собственника:
- Собственника привлекаем через контекстную рекламу и соцсети.
- Отправляем ему электронный договор или курьером.
- Делаем профессиональную фотосессию.
Рекламируем квартиру на досках объявлений, по своей базе и на своём сайте.
Проверяем арендатора на отсутствие правонарушений и задолженностей и отправляем данные на согласование собственнику.
- Подписываем электронный или физический договор с арендатором.
- Мы самостоятельно собираем оплату, оплачиваем коммунальные платежи и отправляем деньги собственнику ежемесячно.
Мы страхуем квартиру и обеспечиваем поиск нового арендатора в будущем с минимальным простоем квартиры.
- Мы также решаем все бытовые вопросы по эксплуатации квартиры (интернет, трубы и прочее).
Как выглядит продукт для арендатора:
- Арендатор находит одно из наших объявлений на ЦИАН, Avito, «Яндексе», на нашем сайте.
- Назначает встречу в удобное ему время.
- Отправляет нам свои данные на проверку.
- Самостоятельно или с нашим агентом смотрит квартиру.
- Подписывает электронный или физический договор и может сразу остаться в квартире.
- Мы обеспечиваем помощь в вывозе лишней мебели или доставку новой.
- Мы обеспечиваем помощь в решении бытовых вопросов по эксплуатации квартиры.
- Мы собираем аренду и оплачиваем коммунальные платежи.
Целевая аудитория
Мы ориентируемся на самую прогрессивную часть арендаторов и собственников в первые годы развития компании. Мы называем их новаторами. Они составляют 1–2% от всей аудитории.
Наши арендаторы привыкли пользоваться сервисами «Яндекс.Такси», Uber, каршерингом, заказывать уборку в Qlean, заказывать еду в Delivery Club.
Мы хотим дать им возможность пользоваться современным сервисом при аренде квартиры.
Ожидания и реальность
Ожидания заключались в том, чтобы быть максимально цифровыми во всём. Начиная от маркетинга, заканчивая всеми процессами внутри компании и при внешних коммуникациях с собственниками и с арендаторами.
Мы искренне верили и обеспечили реализацию всех процессов автоматически. Например разработали электронные договоры, чтобы лично не встречаться; разработали удалённые показы квартир, даём возможность собственникам не участвовать в процессе; максимально оцифровали нашу воронку привлечения клиентов и сконцентрировались на digital-каналах.
Реальностьбыстро дала нам обратную связь. Мы столкнулись с тем, что рынок аренды (в виде собственников квартир и арендаторов) не готов к настолько быстрым изменениям. Обе стороны проявляют интерес к цифровой услуге, но хотят, чтобы текущий процесс сдачи в аренду менялся постепенно.
Например, часть собственников готова подписывать электронный договор, но хочет увидеть арендатора или нашего менеджера физически. Кто-то приезжает в офис.
Выводы: Сегментировать клиентов на ранних стадиях. К каждому сегменту применять свой процесс. Развивать офлайн-каналы в дополнение к онлайну.
Команда и инвестиции
Я, Кравцов Алексей, совместно с партнёром занимаюсь развитием проекта и продукта. Над проектом также работает команда наших маркетологов, разработчиков и менеджеров.
С момента идеи мы с партёром инвестировали собственные средства и время в проект Keyrent.ru.
После появления первых сделок и подтверждения бизнес-модели мы начали общаться с венчурными фондами на предмет сотрудничества или инвестиций. Благодаря встречам с фондами и аналитиками нам удалось максимально детально разработать план развития на ближайшие годы, сформировать KPI, на которые нам необходимо выйти для получения инвестиций от крупных фондов.
В результате трёх месяцев работы с фондами и акселераторами мы получили инвестиции от отраслевого бизнес-ангела. Сейчас понимаем, что это оптимальное решение на нашей стадии развития.
Совет для тех, кто ищет инвестиции: как можно раньше начинайте общаться с потенциальными инвесторами и фондами, обязательно идите в акселерацию. Так вы максимально быстро приблизите свои идеи к реальности.
Маркетинг
Стратегия: Мы прогнозировали 100% digital-привлечение клиентов. Клиентом для нас является собственник квартиры.
Что сработало из digital:
- Контекстная реклама «Яндекса» и Google.
- Таргетинг в соцсетях.
Что сработало из офлайна:
- Реферальная программа (даём 10 тысяч рублей за рекомендацию нашего сервиса собственнику квартиры).
- Партнёрская программа с агентствами недвижимости.
- Партнёрская программа с частными риэлторами.
- Рекомендации от текущих клиентов.
Какие выводы: Даже если разрабатываете цифровой продукт, не стоит забывать о классических каналах привлечения клиентов.
Монетизация
Мы берём ежемесячную комиссию в размере 10% от аренды. При этом по всем текущим сделкам собственник не теряет в доходе, так как наш процесс позволяет сдать квартиру на 5–10% дороже рынка, то есть на размер нашей комиссии.
Метрики в динамике
Сейчас мы получаем от пяти до 15 заявок от клиентов в день. С момента запуска из всех подключенных квартир отвал (burn rate) произошёл только по одному объекту, что подтверждает наши ожидания по LTV клиентам. Исходя из нашего пятилетнего опыта в гостиницах, мы прогнозируем LTV одной квартиры от двух до трёх лет.
Самый важный показатель в текущей фазе проекта для нас — время принятия решения собственника. Время с момента получения от него заявки и до фактической передачи квартиры в показы арендаторам. Мы начинали с пяти недель, а теперь сократили этот показатель до трёх-четырёх недель. Обычно это связано с ремонтом в квартире или наличием текущих арендаторов или родственников в квартире.
С момента публикации квартиры на площадках до заселения арендатора нам удаётся достигать очень хороших показателей. На сдачу квартиры в среднем сейчас уходит от двух до семи дней.
Планы
В планах — подключить до тысячи квартир в Москве.
К этому времени запустить мобильные приложения для арендатора и для собственника. Где можно будет смотреть расходы и доходы, продлять договор, отбирать арендаторов, выбирать наши квартиры для аренды, назначать просмотры.
Обеспечивать эти показатели будем за счёт расширения партнёрской и реферальной программы в сочетании с digital-каналами привлечения.
После Москвы запускаем MVP в Европе и США.
Ваша критика и поддержка очень важны нам. Вместе мы сможем сделать рынок долгосрочной аренды удобным и современным.