Я сделал абсолютно бесполезный сервис, который стал продуктом дня на Product Hunt
На Product Hunt стало ужасно, смертельно скучно
Product Hunt запустился в конце 2013 года как небольшое нишевое сообщество людей, которые делают собственные проекты, зачастую в одиночку или маленькими командами, и показывают их друг другу. С тех пор PH вырос в один из самых крупных и известных англоязычных сайтов о стартапах, и запуск на нём по важности, кажется, приравнивается к публикации на TechCrunch.
Эта известность сайта и желание людей бесплатно выставить проект перед большой релевантной аудиторией вылилась в то, что главная PH каждый день завалена десятками абсолютно однотипных проектов, у каждого из них есть как минимум десять альтернатив.
Кажется, что изначальный замысел сайта «помогать интересным проектам получить аудиторию» несколько потерялся. Теперь на PH запускаются и крупные компании, используя всю силу своих маркетинговых бюджетов, что ещё больше усложняет запуск независимым авторам, работающим в одиночку в свободное время от другой коммерческой работы.
Зачем сокращать ссылки, если их можно удлинять
Идея сервиса родилась из ниоткуда в разговоре (на самом деле в подкасте, но он пока не опубликован) с моим товарищем Ником Макфлаем. Конечно, это была лишь шутка, крошечная порция абсурда посреди какого-то очень серьёзного разговора, но это одна из тех шуток, которые становятся тем смешнее, чем серьёзнее к ним относишься. Я подумал, что попробую запрограммировать этот сервис — как минимум это отличный способ освоить Node.js и основы бэкенд-разработки.
К сожалению, у меня получилось.
Запуск на PH
Конечно, я думал просто опубликовать ссылку (длинную) в Facebook и забыть об этом, но Ник предложил всерьёз рассказать о продукте на Product Hunt и посмотреть, что будет. Мне оставалось только согласиться.
Забегая вперёд: Ник очень сильно помог с запуском на PH, поэтому я пользуюсь возможностью и пишу публичное большое спасибо.
PH — такой же социальный сайт, как vc.ru, Reddit или Facebook, со своими правилами и канонами. Страница проекта состоит из названия, теглайна и маленького квадратного превью — они отображаются в общей ленте проектов на главной, — а ещё картинок (минимум две, можно видео) и текстового описания. По традиции, hunter — тот, кто публикует проект, необязательно его автор, — пишет какой-то пространный сопровождающий текст в первом комментарии.
Мы аккуратно подготовили все материалы, включая анимированную гифку в превью, на которой постепенно появляются огромная ссылка (эту анимацию мне пришлось программировать отдельно) и скринкаст работы сервиса. Я также записал видеоинструкцию «Как сделать ссылку длинной» в духе лучших YouTube-туториалов.
(Я не вставляю всё это в пост — он и так огромный. Смотрите на странице проекта на PH.)
Мы запустились, и я стал нервно смотреть в главный экран Google Analytics и поминутно обновлять главную.
#1 product of the day???
Что ж, это довольно смешно. По абсолютно непонятным мне причинам проект бросились плюсовать, и довольно быстро он оказался на первой строчке в списке проектов за этот день — и остался там до конца дня.
Люди развивали шутку, писали очень смешные комментарии и абсолютно всерьёз придумывали причины и способы использовать длинные ссылки. В ответ на вопросы очень серьёзных людей в комментариях вроде «эй, ребята, это же бесполезно, зачем это нужно» Ник написал пародийный скетч «11 причин удлинять ссылки».
Мой твит о проекте накрыло волной лайков и ретвитов. О проекте твитнули Райан Хувер (основатель PH), Анил Дэш (основатель Glitch, платформы на которой сервис был запрограммирован), официальный твиттер Product Hunt и ещё куча классных людей. В следующий понедельник (запуск был в пятницу) Product Hunt отправил свою регулярную email-рассылку, целиком посвящённую удлинителю ссылок.
Не скрою, было очень приятно, но одновременно с этим я не вполне понимал, что, чёрт возьми, происходит.
В какой-то момент мне стало ужасно грустно
Это медиаупражнение лишний раз показало, что абсолютно любая (неважно, насколько бесполезная) вещь может привлечь к себе внимание, если приложить достаточно усилий к её продвижению.
В один день со мной десятки людей запустили свои проекты, над которыми они работали неделями или месяцами. Полезные и, возможно, сложные и классные проекты, но аудитории PH в этот день было куда интереснее ставить плюсики бесполезному шуточному удлинителю ссылок.
И, конечно, я не сделал первый в мире сервис, удлиняющий ссылки. Когда у меня была готова рабочая версия, меня осенило, и я погуглил удлинители ссылок: их существовало как минимум два. Я уверен, что инженерная часть у этих ребят намного лучше, чем у меня. Конечно, они появились в тренде, справедливо указывая на тот факт, что они были первыми.
К сожалению, никому — кроме самих авторов — нет дела до того, кто что сделал первый. Важнее, кто первым заговорил.
Почему-то медиа и общественное пространство устроены так, что, если кто-то говорит громче всех, все с радостью готовы слушать и верить. Поэтому, например, Илона Маска все считают создателем Tesla, хотя это не так, и поэтому с фейковыми новостями и городскими легендами так сложно бороться: любое сообщение, затрагивающее эмоциональную реакцию, заставляющее разозлиться или умилиться или засмеяться, по умолчанию будет распространяться быстрее и шире, чем сообщение, основанное на анализе и рациональных аргументах.
Я, конечно, не то чтобы срываю покровы или открываю Америку. Прямо скажем, написанное выше — избитая истина. Но одно дело читать об этих избитых истинах, другое — ощутить их самому.
Вместо послесловия
Это был классный опыт, мы вдоволь посмеялись, это отличный эксперимент с медиа, делайте побольше весёлых, странных, абсурдных проектов, непонятное тоже привлекает внимание, не ленитесь делать для своих проектов классные картинки и видео, купите футболку, заходите посмотреть мои другие проекты, спасибо, что прочитали.