Хотел забронировать глэмпинг без переписок и звонков, но не смог — пришлось запустить свой стартап
Коллеги, салют! Меня зовут Дмитрий. В 2022 году на пороге очередного выгорания после многолетней работы ИТ-руководителем в госсекторе, я столкнулся с проблемой. Она натолкнула меня на идею стартапа, о котором пойдет речь. Расскажу, какие факапы случились за год разработки и почему в итоге мы отклонились от изначальной идеи и запустили иной продукт.
Я интроверт и привык оформлять заказы онлайн за пару кликов — без общения с людьми. Летом хотел забронировать глэмпинг, но пришлось очень долго переписываться с продавцом: обсуждать даты, условия, оплату и прочую чепуху. В основном общались с ним в Телеграме. Тогда мне пришла идея: почему бы не автоматизировать все это дело. Я не претендую на то, что идея из разряда рокетсаенс, но все же считаю, что потенциал есть, и наши активные пользователи эту гипотезу подтверждают. Эта статья о стартапе, о нашем пути, ошибках и выводах из разряда let’s make vc great again!
Почему выбрал Телеграм и как придумал концепцию продукта
В мире e-commerce продавцы постоянно пытаются увеличить охваты и продажи. Новым каналом для коммерции вполне может стать Телеграм. Хоть сейчас его и воспринимают как мессенджер и источник новостей, я вижу в этой площадке потенциал. Приведу несколько аргументов.
Там можно создавать полноценные магазины со всеми инструментами. В 2021 году на платформе появилась технология ботов 2.0. Сейчас покупатель может платить за товары и услуги прямо в приложении с помощью дебетовой или кредитной карты. Телеграм не берет комиссию с продавца и не хранит информацию о реквизитах.
Иностранные соцсети запретили, и аудитория перешла в Телеграм. В 2022 году Гугл прекратил выплаты рекламных доходов в Ютубе российским блогерам. Инстаграм признали экстремистской организацией и запретили. Появилась потребность в новых площадках.
Каждый месяц Телеграмом пользуется 800 млн человек. Возьмем исследование Mediascope. Если в 2021 году Телеграмом пользовалось всего 19% россиян, то сейчас 40% населения заходят в него ежедневно. Основная аудитория — это люди в возрасте от 25 до 45 лет с высшим образованием и доходом преимущественно от 60 до 200 тысяч.
Я оценил новые возможности платформы, и в голове родилась идея концепции продукта: конструктор интернет-магазинов в Телеграме на базе ботов 2.0 (новая технология встроенных приложений), который поможет предпринимателям продавать товары и услуги, собирать донаты, создавать интерактивные меню для заведений. А еще обеспечивать полный цикл работы разных заведений — от кафе до отелей и глэмпингов.
Провел первичное исследование: проанализировал целевую аудиторию и конкурентное окружение
Сперва просто пробежался по знакомым. Спросил, кто тоже бронировал небольшие отели, гостевые дома и глэмпинги. Выяснилось, что с подобной проблемой сталкивались практически все: зачастую такие места просто не представлены в агрегаторах бронирования.
Затем провел короткий CustDev. Пообщался с несколькими владельцами глэмпингов, почитал про гостиничный бизнес, изучил их проблемы и решения. Вместе с нашим аналитиком подготовили гайд, и я провел глубинные интервью с владельцами тех мест, где сам отдыхал. Из интервью вынес три важные вещи:
- Владельцам бизнеса не нравится, когда забронировать жилье можно только через переписку и созвоны, но это не их первостепенная боль.
- Чтобы интегрировать Телеграм в системы управления бронированиями, понадобится глубокая проработка сервиса.
- Опыта и знаний в гостиничном бизнесе у меня слишком мало. Без полноценного исследования аудитории не обойтись.
В ходе исследования понял, что целевая аудитория не ограничивается бизнесом, и выделил основные сегменты. Решил сконцентрироваться именно на них:
- продавцы товаров с небольшим ассортиментом;
- домашний бизнес, например изготовление кондитерских изделий или аксессуаров из кожи на заказ;
- блогеры c мерчем, которые стали активно переходить в Телеграм.
Еще выделил такие сегменты ЦА: продажа товаров и услуг, бронирование жилья, рестораны и кафе, запись в салон красоты, парикмахерскую, автосервис. Для них будем прописывать отдельные сценарии и создавать субпродукты внутри платформы.
По результатам CustDev я собрал всю информацию в целостное исследование: предпосылки (изменение конъюнктуры рынка), целевая аудитория и сегменты, конкурентное окружение и преимущества решения. Докрутил концепцию продукта и выделил несколько направлений развития.
Изучил ближайших конкурентов. Когда мы начинали создавать продукт, нашим прямым конкурентом были конструкторы чат-ботов версии 1.0. Это текстовые и диалоговые боты, в которых пользователь вынужден нажимать на кнопки и вводить команды. Обычно этот инструмент используют менеджеры продаж и сотрудники техподдержки. Человек задает свой вопрос боту, получает ответ или же соединяется со специалистом.
Создать магазин с помощью чат-ботов 1.0 — это настоящая боль. Придется описывать сложные алгоритмы — прописывать ответ бота на каждый возможный запрос покупателя. Это нежизнеспособно. Мы взяли более современное решение — технологию чат-ботов 2.0. С ней процесс покупки проходит бесшовно: клиент интернет-магазина листает товары, проводит оплату и следит за ходом выполнения заказа в реальном времени, как в мобильном приложении.
На этом же этапе мы смотрели на инструменты развития интернет-магазинов: Taplink, Shopify и Ecwid. Было полезно понять, как устроены смежные решения. Когда проектировали UX, тоже отталкивались от этого.
Собрал команду из друзей, с которыми работал 10 лет
Когда появилась концепция продукта, я собрал первую команду. На старте нас было четверо — делали все и сразу, не ограничиваясь своими непосредственными ролями:
- я в роли CEO и руководителя продукта, бизнес-аналитика, проектировщика интерфейсов, продакт-маркетолога, копирайтера-редактора, менеджера по продажам, продуктового аналитика и других позиций, необходимых в стартапе;
- архитектор backend golang Максим;
- бизнес-архитектор Евгения;
- системный аналитик Роман.
Пару слов о моем опыте. До стартапа я 10 лет руководил разработкой проектов и IT-продуктов. Начинал в 20 лет с помощника менеджера проектов в веб-студии, потом вырос в директора портфеля проектов. Там и познакомился с нашими текущим руководителем разработки, а также с нашим бизнес-архитектором.
Потом перешел в интегратор ЛАНИТ и стал руководить проектами в госсекторе. Занимался разработкой государственных информационных систем.
Дальше переключился на продуктовую разработку внутренних стартапов: BI, Big Data и мобильные решения. В 24 года придумал концепцию «мобильные рабочие места» для сотрудников государственных медучреждений. По сути, это мобильное приложение с важной информацией, задачами и прочими инструментами для персонала больницы. По этой концепции сделали продукт, внедрили его в одну из больниц Москвы. Пилот прошел крайне успешно, и это решение активно развивается и тиражируется по сей день.
Потом занимался запуском небольших стартапов на фрилансе в роли продакта, вернулся в разработку государственных сервисов — работал над теми самыми «Госуслугами». В какой-то момент выгорел, окончательно уволился и занялся только своим стартапом.
Набросал пользовательские сценарии и сделал первый набор мокапов
Я показал результаты первичного исследования команде, мы обсудили идею и решились на создание своего стартапа. В июле 2022-го приступили к созданию первой версии продукта.
Провели первичный бизнес-анализ и составили User Mapping. Накидали общие функциональные блоки, которые точно должны быть в сервисе: авторизация, регистрация, личный кабинет, создание магазина, работа с заказами и общие настройки.
В рамках функциональных блоков сформулировали ключевые user stories — ситуации, в которых оказывается пользователь. Например, я как пользователь хочу авторизоваться в системе без ввода множества полей, чтобы быстро познакомиться с возможностями платформы. Из этого формулирую фичи, таски в бэклог по типу «реализовать авторизацию через Яндекс».
В октябре 2022-го приступили к прототипированию UI. Решили работать с физическими товарами — остальные сегменты ЦА подразумевали другие решения и требовали дополнительных исследований. У меня большой опыт проектирования интерфейсов на основе пользовательских сценариев, поэтому основные мокапы отрисовал сам в сервисе Balsamiq для создания прототипов. Получилось около 45 штук.
В ноябре мы столкнулись с первой очевидной проблемой. Без подробного описания мокапов и бизнес-процессов сложно делать конечный дизайн продукта. Хотя думали, что удастся обойтись малой кровью. В основных пользовательских сценариях нашли серьезные недочеты, а многие альтернативные сценарии мы не учли вовсе. Чувствовали мы себя примерно вот так:
Провел полноценное проектирование продукта
Учитывая опыт и знания о проектировании и разработки IT-проектов, решили пойти все же в сторону software development process, которым занимались много лет. Все по канонам разработки IT-продуктов, как завещал Вигерс. Рассказываю, что именно мы поменяли:
Начали детально описывать и согласовывать все бизнес-процессы. Сперва сквозные по крупным логическим блокам, затем детальные с учетом альтернативных кейсов и сложных моментов.
Заново подошли к анализу конкурентов. Я стал освежать в памяти принцип работы CMS-систем и конструкторов интернет-магазинов. Все наработки оформил в детальные бизнес-процессы — в упрощенной нотации flow-chart (без BPMN) последовательно описал базовые шаги продавца по созданию и настройке магазина. Продумал около 25 разных вариантов и скорректировал по ним мокапы.
Провели системный анализ. Аналитик Роман подготовил перечень основных информационных объектов и атрибутивный состав. На их основе мы сделали ER-диаграмму «сущность — связь» и модель хранения данных. Далее спроектировали API-интерфейсы.
Выгорел и взял первую паузу в работе
На основе результатов системного анализа архитектор спроектировал целевую архитектуру MVP версии продукта. Тогда мы снова вернулись к разработке дизайн-макетов. Первое время процесс двигался хорошо и планомерно, но к концу года начались споры. У каждого было свое видение, как сделать удобно и красиво. Я настаивал на своих решениях: хотел все и сразу, хотя сам же говорил, что надо идти простыми и быстрыми шагами. Как говорится, если тебе не стыдно за первую версию продукта, то, скорее всего, ты опоздал.
Думали, что раз это наш собственный стартап, выгорания не будет. В итоге в конце года чувствовали себя примерно вот так:
У всех в команде случился завал на основных работах, сил на проект не хватало. В итоге решили взять паузу. Один CTO Максим каким-то чудом сам потихоньку продолжал разработку бэкенда, дай бог ему здоровья, сил, терпеливую и красивую жену. Фото Максима добавил в свой иконостас, молюсь за его благополучие.
Чтобы лучше понять, каково это — быть продавцом, я решил протестировать все на своей шкуре. Запустил свой магазин на Wildberries, начал исследовать реальные продажи, проблемы и потребности селлера. Параллельно прошел обучение продакт-менеджеров в направлении Lean startup и изучении фреймворка Jobs to be done.
С новыми силами и знаниями перезапустили процесс — и вот что у нас получилось
После перерыва в два месяца я вновь погрузился в работу. Провел большое исследование по методике Jobs to be done. Про получившиеся результаты можно писать отдельную статью — обязательно расскажу об этом позже. А пока, если есть вопросы по методике и ее применении в IT-проектах, пишите в комментариях — отвечу.
Коротко о том, что мы сделали после перерыва:
- В общих чертах описали большие и мелкие job story. Раньше мы прописывали user stories с портретами пользователя по типу «одинокая мать двоих детей, 35 лет». А сейчас сделали упор на проблемы и потребности. В итоге смогли понять основные барьеры и драйверы нашей ЦА.
- Приоритизировали бэклог по модели ICE (Impact — влияние, Confidence — уверенность, Ease — легкость реализации). В первую очередь берем в разработку самые важные фичи — те, что точно зайдут пользователю.
- Решили конфликт с дизайном. Я перестал настаивать на своем видении и сконцентрировался на скорости. Перфекционизм нас сильно стопорил, поэтому я решил, что не надо бояться сделать плохо. Надо бояться, что мы не сделаем ничего и не получим результаты в нужный срок.
Помимо самой продуктовой разработки, было еще много важных шагов: работа с юристами, поиск подрядчиков, исследования рынка, выстраивание продаж, маркетинговые активности, организация технической поддержки, контент и SMM-стратегии. Про них мы подробнее расскажем уже в следующих статьях.
Рабочий продукт мы запустили этой осенью. Платформу назвали Posman — platform for online store management. Сейчас это конструктор для создания интерактивных приложений в Телеграме, а в перспективе — сервис создания, публикации и управления продажами на всех онлайн-площадках РФ (классифайды, маркетплейсы и другое).
С помощью нашего сервиса пользователь может сделать свой интернет-магазин в Телеграме за 15 минут и полностью управлять продажами: загружать товары, настраивать способы оплаты и доставки, отслеживать аналитику.
В будущем хотим добавить ряд функций для сферы услуг. Тогда пользователи смогут создавать интерактивное меню для ресторанов и кафе, управлять бронированием жилья, онлайн-записью на разные процедуры.
Смотрите, как выглядит интерфейс итогового продукта →
Сейчас наша команда значительно расширилась. У каждого есть своя роль — стараемся не залезать в чужие зоны. А если возникает спорная ситуация, решаем методом обсуждения и голосования. Часть функций я беру на себя: управляю продуктом, провожу CusDev, занимаюсь проектированием, тестированием, маркетингом и продажами. Помимо меня, в Posman работают:
- бизнес-аналитик;
- системный аналитик;
- два backend golang;
- frontend (vue);
- автотестировщик;
- два сотрудника поддержки;
- директор по продажам;
- продуктовый аналитик.
Идеи на будущее
Сейчас наш сервис полностью бесплатный. Решили дать людям возможность протестировать новый формат продаж и присмотреться к Телеграму. Ведь в первую очередь мы хотим доказать, что Телеграм может стать классной коммерческой площадкой, с которой по силам работать любому предпринимателю. Ну и в целом проверить нашу гипотезу в рамках процесса поиска Product Market Fit.
Недавно опубликовали Posman на платформе Product Radar, которая собирает крутые стартапы со всей России. Там можно узнать про перспективные проекты и поддержать их своим голосом. Если проголосуете за нас, будем очень признательны.
Развиваемся пока что на мои личные средства. Спустя время будем внедрять подписку и строить экономическую модель. Пока что составили общую финмодель на три года.
Сразу предупрежу возможные комментарии: если проект не взлетит, то мы пройдем ценный путь и получим полезный опыт запуска стартапа. Будем пробовать что-то новое. Даже есть одна идея для российского рынка CRM-систем. Возможно, про это расскажем в свое время.
В этой статье мы раскрыли только 30% пути. В следующем материале расскажем, что делали после перерыва в два месяца и как превратили ошибки в реальный продукт.
А пока что вопрос к вам: как считаете, культура покупок будет развиваться в Телеграме или это все же удел маркетплейсов?
* В продукте нет мобильной версии: считаем, что она не нужна. Но возможно, вы опровергнете эту гипотезу.
Спасибо за внимание и ваш, надеюсь, конструктивный фидбэк )