7 шагов запуска Scrum-команды создания продукта с нуля

Гайд по тому, как перестать ходить с презентациями, создать Scrum-команду и начать делать продукт с нуля.

То, что я опишу, вполне посильно и человеку, который никогда не был скрам-мастером или аджайл коучем. При этом все-таки рекомендую перед применением почитать книги по Scrum и конечно же Scrum Guide, который, кстати, обновился осенью 2020.

Слишком часто стали встречаться коллективы, которые уверены, что у них Скрам, но даже не слышали про такую роль, как скрам-мастер и такой документ, как скрам гайд, так что скоро напишу и об этом тоже. Это нормально для ранней стадии зрелости, не осуждаю. Но можно продвинуться дальше.

Шаги

1. Согласовать создание команды.
Если вы вольный стартапер, этот пункт можно пропустить, но придется расчитать бюджет и найти ресурсы, чтобы эту команду кормить.

Вывести людей из подчинения функциональных руководителей, которая будет вовлечена в реализацию этой идеи. И ни во что больше. Сложно? Непривычно? Но с этого начинается эффективность Скрама(а не со специфичных совещаний). Никаких битв за ресурсы, никаких переключений крутого человека между десятком проектов. HR называют это штатным расписанием.

2. Укомлектовать команду людьми.
Людьми со всеми необходимыми компетенциями, работающими полный день. Возможно новыми сооснователями, если вы стартап.

Их стоит вовлечь на 100% именно в этот продукт. И ни во что больше. Сложно? Непривычно? Но с этого начинается эффективность Скрама(а не со специфичных совещаний). Никаких битв за ресурсы, никаких переключений крутого человека между десятком проектов. HR называют это штатным расписанием.

3. Определить, кто будет исполнять роль владельца продукта.
В случае стартапа там все достаточно просто. Чья идея, тот и владелец продукта. В корпорациях чуть сложнее.

Этот человек единолично отвечает за ценность проделываемой командой работы. И их не может быть несколько. Но он может от любых продакт менеджеров принимать задачи и рассматривать их целесообразность. Можно исходить из парадигмы, что все есть продукт. Даже то, что просто оказывает сервис, на самом деле исполняет предназначение сервисного продукта. Вот так хитро.

4. Забронировать священное место команды
Комнату в коворкинге или свою территорию в корпорации, если вы конечно хотя бы частично работаете очно.

Это очень важно, чтобы у команды была своя территория, даже если они бывают там наездами. Тогда им проще будет проводить всякие мини-хакатончики и просто встречи по сложным задачам, не теряя личный контакт.

5. Создать рабочее пространство в онлайн среде.
Например, заведя командную Jira и Slack.

Проще всего аджайл командам поддерживать Agile-процессы в Jira, она специально настроена под это прямо из коробки на их сайте, для команд до 10 человек бесплатно. Есть и те, кто помнит Jira жестким энтерпрайз софтом, в котором сложно разобраться. Но они не такие, покупка Trello пошла этому софту на пользу. Лучше завести ее бесплатно, если это не противоречит требованиям компании.

Slack позволяет получать сообщения обо всем на свете, в том числе и создании задач. Он удобнее для быстрых коммуникаций, чем почта. Он позволяет сфокусироваться на работе, иногда заныривая в пучину сообщений, когда перерыв.

6. Составить бэклог (список задач) на первое время.
Люди не умеют читать мысли автора. И все, что может быть понято неправильно, обязательно будет.

Также важно, чтобы ничего не было забыто и в составлении списка участвовала вся команда. Эта задача хоть и находится в зоне ответственности некоего менеджера в традиционной директивной парадигме, на самом деле выполняется всей командой, так как специалистам на местах виднее.

Также соучастие снижает сопротивление, они же сами вносили задачи в этот список, значит признали его "легитимным". А прокрастинация и боязнь чистого листа встречаются достаточно часто.

7. Провести ритуальный запуск нулевого спринта.
Для запуска отлично подходит заполнение карты компетенций "Star map", но можно и любые другие, означающие старт.

Пример карты приведен ниже. В столбик компетенции. В строчку люди. Можно наоборот. Звездочкой отмечается уверенное владение компетенцией. Галочкой или плюсом возможность что-то сделать. Карту можно заполнять прямо на белой доске внутри Zoom, нарисовав от руки.

7 шагов запуска Scrum-команды создания продукта с нуля

Разработчики любят начинать счет с нуля, как-бы отнеся его к натуральным числам, но тут дело не в этом.

Нулевой спринт - это спринт-притирка. В это время уточняются задачи, переводятся в команду люди, обрубая хвосты по предыдущим делам (даже если они раньше думали, что все сдали). Получаются доступы. Разворачиваются нужные для работы сервисы.

Все то, что в иных обстоятельствах считалось бы блокирующим запуск команды и оттягивали ее старт иногда на несколько месяцев. "Нет времени объяснять, гоу в команду, я создал".

А вы запускали Scrum-команды с нуля? Как это было?

Начать дискуссию