Fabula — маленькие писательские радости человека, который не пишет
«Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену» — Джейн Остин, «Гордость и предубеждение». Не умаляя старых истин, думаю сегодня можно смело сказать, что девушка, располагающая средствами, должна подыскивать себе бизнес-идею для стартапа.
Глава 1. Ниша для стартапа или Наташа и дизадаптивная мечтательность
Помню, как сейчас, заканчивался первый ковидный год. С работой на удалёнке свободного времени стало несколько больше и часть его уходила на чтение мотивационных статей. И так случилось что из нескольких источников одновременно я почерпнула глубокую мысль:
Регулярность – самый важный фактор достижения целей.
Ты — это то, что ты делаешь регулярно.
И вместо того, чтобы, допустим, начать регулярно заниматься английским или спортом или рисованием или макраме, я решила пойти по пути наименьшего сопротивления и превратить в шаги к цели то, что я уже сейчас делаю регулярно. Ну, гениально же?!
Из всего разнообразия регулярной рутины под этот сомнительный план подошла лишь моя любовь к эскапизму. В моей жизни нет ничего более регулярного чем мечты перед сном, в метро или на скучных рабочих собраниях. В моих воображаемых мирах я прекрасная Мэри Сью, с годами сеттинги меняются, но уровень моей прекрасности никогда. В общем-то безобидное хобби, лишь иногда мелькает мысль что надо не забыть рассказать психологу, если я когда-нибудь до него дойду. Так вот, я прикинула какое огромное количество времени расходуется понапрасну и душа запросила величия. Нет, не так. ВЕЛИЧИЯ! Я подумала, что если всё это время, что я трачу на мечты, тратить на обдумывание и написание книги, то я бы уже давно получила нобелевскую премию по литературе, Букера и, конечно, предложение от Netflix выкупить права на экранизацию.
Казалось бы что может встать на пути к успеху, оказывается многое и первое это любовь к порядку.
Придумав заголовок, первую сцену, пару твистов в сюжете и душещипательную смерть главной героини в конце, я встала перед дилеммой. Мне в целом удобно писать мой «бестселлер» в обычном текстовом редакторе на ноутбуке. Но куда девать те идеи, которые появляются по ходу и не имеют отношения к текущей точке повествования? Мой текст стал выглядеть как лоскутное одеяло: начало истории, небольшие зарисовки, идеи, детали биографии и т. д. Я вынесла всё это в отдельный файл, но этот подход очень плохо работал и поставленных задач не решал. Дополнительно появилась куча заметок в телефоне. Ведь так удобно в метро записать очередную блестящую реплику или двадцать пятый сюжетный поворот.
В какой-то момент я поняла, что мне нужно приложении для писателей. Все велосипеды изобретены до нас, так что я открыла Google Play и попробовала найти желаемое. Прошло два дня, цель всё ещё была далека. Все модные и красивые приложения почему-то только на iOS. Визуально большинство приложений для писателей на Android выглядят как привет из 2015. И по функционалу совсем не то, что мне нужно. Или аскетичные заметки 2.0 или комбайн по управлению вселенной. А мне нужен аскетичный комбайн. В общем деньги и слава стали медленно отдаляться, пока я ставила и удаляла одно приложение за другим.
Тот месяц был богат на гениальные идеи, и следующей, но не последней, была идея создать своё приложение. Где-то в то же время, пока я маялась, ища подходящий инструмент, на VC вышло несколько статей о стартапах где оунеры наняли сторонних разработчиков и пилят продукт, например ребята из Практики. Господь Всемогущий, это же так просто — подумала я, и воображаемые деньги от писательских гонораров в моей голове сменились на деньги от инвестиций и сначала умножились на два, а потом и на три, смотря какую статью читать (если меня когда-нибудь спросят, кого я виню во всём этом безрассудстве, я без запинки отвечу, что VC, ну и немного Практику).
Глава 2. Family раунд или Наташа и первый питч
Воображение — это конечно хорошо. Мысленно я уже купила яхту и квартиру в Нью-Йорке (говорят мозг не делает большой разницы между вымышленным счастьем и действительным). Но я всё ещё различаю реальность, данную нам в ощущениях, и свои фантазии, поэтому пришлось посчитать стоимость MVP. Сумма вышла значительная и я поняла, что мне жалко столько тратить. Логичным шагом показалось привлечь инвестора. Помимо денег не была бы лишней ответственность перед кем-то за проект и возможность кому-то заинтересованному непрерывно рассказывать, как идут дела. Я себя знаю и оба эти фактора мне серьёзно бы помогли в мотивации продолжать.
Выбор был небольшой и сразу пал на сестру. Ну во-первых у неё есть деньги, и собственно, всё. Не очень-то много в моём окружении людей с деньгами, готовых потратить их с неясным результатом, поэтому этот аргумент был решающим, первым и заодно последним в моих критериях отбора. На этом пункте срезались все кроме сестры и поиск потенциальных инвесторов логично подошёл к концу.
Сестра моя ближайшая подруга, но как известно «люди гибнут за металл», что уж этим бездушным цифрам в мобильном банкинге до нашей дружбы. Поэтому я решила продать долю от предприятия, на берегу договорившись о процентах и роли каждого вкладчика. Что бы продавать воздух нужна презентация, скажете вы. И это — разумно, поддакну я. Всё-таки не зря мы все именно тут собрались. Нарисовав лого, сделав табличку «Исследование рынка», набросав первые макеты и рассчитав будущие доходы, я отправилась питчить.
Скажем прямо, выступление моё было встречено холодно. Со значительным скепсисом и недоверием к будущему проекта и тем воздушным замкам что я рисовала. Но инвестиции я всё же получила. Как? Записывайте! Если ваш потенциальный инвестор не входит в ту значительную группу россиян (39%), которые считают, что в ближайшие 3–5 лет их уровень жизни изменится к лучшему, добавьте к вашему выступлению немного фактуры из текущей экономической ситуации и приправьте политическими рисками. Готово! У вас есть деньги, можно переходить к дележу пирога.
Часть сложная, но годы опыта научили нас с сестрой правильно распределять ответственность и профит. Было принято стратегическое решение, что расходы мы делим пополам, а прибыль в соотношении 55/45. Где моя часть большая, потому что я буду заниматься всем проектом одна (сестра не хотела участвовать в какой-либо операционной деятельности, кроме подсчета, получения и траты прибыли). Мы договорились что я могу с ней советоваться, но она может попросить не доставать её, если ей это не интересно. А также у меня право решающего голоса по любым вопросам.
На текущий момент данная схема всё ещё нас устраивает и избавила от массы длинных непродуктивных разговоров.
Ну что ж, самый важный вопрос решен, казалось бы, осталось самое простое — потратить деньги. Но перед тем, как я расскажу, как потратить 1 млн рублей (именно такой бюджет у нас получился на старте), вернёмся на один шаг назад и обозрим функциональность «будущего» приложения.
Глава 3. Что делать или Наташа и не обоснованная самоуверенность
Прежде чем кидать деньги в разработчиков надо определить какой функционал войдет в MVP.
Как определить какие функции нужны?
Ну например:
- Провести CustDev (для тех, кто помнит, что более 40% стартапов закрываются из-за того, что нет потребности на рынке);
- Присмотреться к конкурентам (для тех, кто знает, что «хорошие художники копируют, великие — воруют»);
- Придумать самостоятельно (для визионеров, предчувствующих развитие рынка, и людей с манией величия).
Я остановилась на двух последних пунктах. Почему не кастдев? Я не доверяю кастдеву. Пользователи не знают чего хотят. Почти всегда. Спроси меня кто-то пять лет назад хочу ли я платить за доступ к каталогу музыки, и я бы ответила — нет. За возможность сесть в чужую машину, в которой ездили другие люди, и проехать из точки А в точку Б за N рублей, мой ответ — нет. За сайт с картинками — однозначно нет. Год назад я думала, что кикшеринг это утопия в наших широтах. Вывод: аналитик я слабенький. Как, впрочем, я думаю, и большинство. Но выбирая из двух зол меньшее, я предпочту делать свои ошибки, чем потерпеть фиаско под чужую указку. Да и мои аналитические способности значительно улучшаются, когда дело касается траты моих же денег. Так что я решила, что сама, без глубинных интервью, разберусь что нужно мне и моим пользователям.
Перечитав горы статей и литературы о создании книг, я открыла для себя метод «Снежинки». Мне он кажется простым и удобным. Это именно то, чего мне не хватало для структурирования мыслей, идей, фактов и прочей информации в процессе написания книги.
«Метод Снежинки» — это создание литературного произведения движением от простого к сложному. Он состоит из 10 шагов.
1. Идея — записываем идею книги в одно предложение
2. Краткое описание — описываем сюжет из идеи одним абзацем, добавляем завязку, конфликт и развязку
3. Герои — описываем героев кратко: имя, мотивация, цель, конфликт, развитие
4. Синопсис — расширяем краткое описание сюжета из пункта 2 до одной страницы
5. Синопсисы героев — описываем события с точки зрения героев
6. Расширенный синопсис — расширяем синопсис из пункта 4 до 3–5 страниц
7. Подробное описание героев — дополняем описания героев: дата рождения, внешность, биография и т. д.
8. Список сцен — создаем список сцен, указываем место и время действия, фокальных персонажей, основные события и т. д.
9. Описание сцен — расписываем каждую сцену на страницу, добавляем диалоги, обстановку, обстоятельства и т. д.
10. Первый черновик — пишем, опираясь на все ранее выполненные шаги, первый черновик
Его, только с некоторыми модификациями, подсмотренными у теперь уже конкурентов, я и решила перенести в приложение. Плюс я очень хотела раздел, в котором были бы заметки на подобии «Избранное» в Telegram, чтобы в минуты вдохновения закидывать туда что угодно, и чтобы обязательно работал шаринг из других источников в моё приложение.
Накидав бриф для разработчиков, я разослала его студиям, которые мне понравились, и стала ждать коммерческих предложений.
Глава 4. Разработка или Наташа и муки продактоунера
Первая итерация закончилась провалом. Практика показала, что прав был великий комбинатор:
Время, которое у нас есть, — это деньги, которых у нас нет.
А денег у нас действительно было не много. На разработку я выделила 600 тыс. руб. на маркетинг 400 тыс. руб., шёл 2020 год, эти цены казались вполне реалистичными. Но те студии, которые я изначально выбрала, опираясь на различные рейтинги, не готовы были взяться за мой заказ. Я неадекватно оценивала рынок, и на тот момент не понимала, что крупным студиям, работы которых мне безусловно очень нравились, невыгодно тратить свои ресурсы на столь маленький проект. Пришлось потратить время и повторно составить лонг-лист из студий с более релевантным моему проекту портфолио.
В целом я отправила около 20–25 писем. Дальнейший выбор был легкий, часть студий не ответили, часть ответили не на те вопросы, которые я задавала или не на все вопросы или непонятно. В итоге в шорт-листе осталось две студии с которыми мне действительно было приятно контактировать. Я остановилась на AppCraft.
В воображение всё всегда значительно быстрее и легче. Особенно когда собираешься просто заплатить и просто получить результат. Но если в роли заказчика вы выступаете впервые и результатом должно стать что-то сложнее калькулятора, имейте в виду что работа с подрядчиком — это, конечно, для сильных духом. Со многими иллюзиями придётся расстаться. Одно дело планировать, как кто-то за деньги сделает всё так как ты хочешь, другое дело столкнуться с реальностью и смириться с тем, что придётся объяснять, как именно ты хочешь. Красота не объективна, очевидные вещи не очевидны, если не зафиксированы в ТЗ. То, что ты воображаешь, может быть технически невозможно или дорого или нецелесообразно или ещё что-нибудь.
Мне повезло, ребята из AppCraft классные. Оперативно отвечали на огромное количество моих вопросов, были действительно заинтересованы в качественном результате, аргументированно предлагали изменения к моим сферическим коням в вакууме. Были и сложности, куда ж без них, даже в таком небольшом проекте нельзя всё учесть и всегда будут спорные моменты, но решением по каждой такой проблеме я осталась довольна. Я рада что с первого раза получилось выбрать компанию, с которой мне комфортно, и мы до сих пор сотрудничаем (если вдруг вы это читаете: спасибо вам огромное). Ну и самое главное, за оговоренные сроки (3 месяца) я получила приложение о котором мечтала:
Что бы влезть в бюджет какие-то функции, указанные в брифе, мы выкинули, какие-то упростили. Если вы перфекционист, но не миллионер, то не затевайтесь. MVP это всегда компромисс. Но финальный результат всё равно меня порадовал, приложение работало и справлялось со своей задачей: быть структурированной записной книжкой для писателя. Не идеально по функционалу (до сих пор не понимаю, как я просмотрела то, что мы не включили в ТЗ редактирование заметок), но для начала очень даже хорошо.
Глава 6. Маркетинг и результаты или Наташа и невидимая рука рынка
Отправив ссылку на приложение своим друзьям и какое-то время полюбовавшись оценкой в 5 звёзд, я взялась за маркетинг. Я договорилась о нескольких интеграциях с тематическими аккаунтами в инстаграме, дискорде, телеграмме и на других площадках.
Самой лучшей оказалась интеграция с писательницей Еленой Кондрацкой. Благодаря Елене я почти сразу после релиза приложения получила несколько тысяч установок и первую обратную связь от целевой аудитории. У Елены прекрасный телеграм-канал о писательстве и ещё в этом месяце вышла первая книга в издательстве ЭКСМО.
Остальные мои усилия принесли гораздо меньший результат, и я ещё раз обратилась в AppCraft, но уже за помощью с маркетингом. Мы оптимизировали тексты в сторе, настроили рекламные кампании в AdSense на США и Россию, и вышли на хорошую стоимость конверсии.
В какой-то момент закончились деньги, все 400 тыс. руб., и остался только органический трафик.
Что имеем в итоге (статистика вполне радостная):
- С февраля прошлого года приложение скачали более чем 100 тыс. раз;
- Доход от рекламы в приложении позволит окупить вложения в первый этап разработки уже через 12 лет (с высокой долей вероятности я доживу до этого дня);
- Средняя оценка за всё время 4,5;
- Много (во всяком случае больше, чем я воображала) восторженных отзывов от пользователей, что это именно то, что они долго искали;
- Много предложений от пользователей помочь с переводом на их родной язык.
Глава 7. Что дальше или Наташа и прощание с Букером
Придётся признать, что как писательница, видимо, я не состоюсь. Прощайте мои мечты о славе Сары Маас и Стефани Майер. Время не резиновое, а надо то на отзывы отвечать, то воображаемые доходы делить, то «Игру в кальмара» смотреть, да и статьи на VC сами себя не прочитают. Ну и конечно надо думать, как дальше развивать приложение.
Хотя тут на первый взгляд всё просто — читай отзывы, добавляй фичи. Вот только если делать всё что хотят пользователи выйдет какой-то Франкенштейн. Я понимаю, что супераппы сейчас в моде, и в день, когда я получу действительно большие инвестиции я подумаю над этим, а пока точно нет. Так вот, кто-то просит возможность совместной работы с другими пользователями, кто-то желает публиковать книги сразу из приложения, многие хотят, что бы было форматирование текста (выделение цветом, жирный, курсив и т. д.), но мне кажется, что это всё не то, что нужно делать в первую очередь. Да-да, и форматирование тоже. Я считаю форматирование «излишеством», которое не добавит ценности моему продукту. А что же добавит?
Я исхожу из нескольких тезисов:
Первое. Писать большой текст на телефоне не удобно, а если ваш текст короткий, то вряд ли вам нужен для него план и моё приложение.
Второе. Я не смогу поспорить функциональностью с существующими текстовыми редакторами от Google, Microsoft, Apple и других.
Третье. Разделение писателей на Садовников и Архитекторов (широко известное в писательских кругах) настолько же классное, насколько же и бессмысленное. Все писатели в той или иной степени Архитекторы.
Для справки:
Садовники бросают на бумагу зерно замысла и смотрят, что взойдёт. У них нет плана, есть только идея и страстное желание узнать, что будет дальше. Садовники сами — первые читатели своих романов. Они не знают, что будет дальше.
Архитекторы все-все планируют, все-все намечают, и до того, как будет вбит первый гвоздь они знают на что будет похож дом, где будет гардеробная, где будут проложены трубы, и все это архитекторы запечатлеют на доске задолго до какой бы то ни было работы.
Четвертое. Писательские мемы предельно близки моему писательскому опыту.
Выводы:
- Мне не нужно спорить с гигантами, пытаясь откусить часть, хоть и большого, но очень сложного пирога. Не думаю, что у меня получится перетащить большое количество пользователей из привычных им текстовых редакторов к себе. Поэтому для меня функции текстовых редакторов не самые приоритетные;
- Мой сегмент писателей — это вообще все писатели. Мой инструмент не должен быть вместо чего-то и для кого-то конкретного, он для всех, и он дополнительный;
- «Анализ» мемов показал, что писатели часто больше думают о том, что будут писать, чем пишут. В идеале я бы хотела, чтобы именно эту часть времени они проводили в моём приложении.
Исходя из всего вышеперечисленного мои планы на развитие приложения в плане функциональности стали для меня более четкими.
Цель получить инструмент, в котором есть место для всего что связано с планированием книги и который, в минуты творческого кризиса, будет вдохновлять продолжать.
Недавно мы с разработчиками выпустили второе большое обновление. И главной фишкой, кроме хранения данных на сервере, стала функция, о которой в почти 600 отзывах меня попросили лишь раз. Это схема отношений между персонажами.
Самонадеянно? Возможно.
Но весело.
Теперь мне интересно посмотреть, насколько эта опция будет востребована у пользователей и так ли хорош выбранный вектор развития.
Впервые я увидела что-то похожее в приложении StorryPlotter, но там мне так и не удалось добиться хоть сколь-нибудь красивого результата для своих героев. Но ребята из AppCraft сделали всё просто идеально:
Дальше в моих продуктовых планах добавление таймлайна истории и раздела для описания мира, выпуск версии для iOS, перевод на другие языки и конечно улучшение текстового редактора (так и быть пусть будет курсив, возможно у меня травма, и проблема лишь в том, что я не люблю книги с нелинейным повествованием).
Глава 8. Мораль или Наташа и любовь к деньгам
Для чего написана эта статья? Ну тут и так понятно. Реклама. Я бы хотела получить какое-то количество установок, ссылку на своё приложение на сайте с высокой цитируемостью, возможно какое-то количество дельных советов в комментариях (аудитория VC большая, вдруг у кого-то схожие интересы).
Грезятся мне миллионы, которые я заработаю, в том числе благодаря этой публикации, на которые можно что-то улучшить, углубить и уширить, не только в приложении, но и в, общем-то и так если честно нормальной, жизни моей.
Но ещё...
Я люблю истории.
И хочу помогать их создавать.
Любая интересная история, будь то книга, сериал, фильм, игра или комикс, наполняет нас эмоциями, которые мы вряд ли могли бы пережить в таком количестве и в такой мере в обычной жизни, да и не думаю, что по-настоящему хотели бы. А вот сидя с чашечкой любимого напитка, в комфорте и безопасности, так приятно пуститься в «сложный» и «опасный» путь.
Но нам нравится не только слушать рассказчиков, но и самим рассказывать. Люди любят тех, кто рассказывает истории, а мы хотим быть любимы. Поэтому навык сторителлинга практически базовый. Значительная часть наших коммуникаций строится на небольших историях. Завязка, кульминация и драматичная развязка — вот паттерн, в который укладывается многое, от рассказа коллеги у кофепоинта до твитта в интернете. Нас всех этому учили: в детстве мама спрашивала меня как прошел мой день в садике, в школе задавали писать сочинения. Именно поэтому эта статья тоже история, и не самая ужасная, раз уж вы ещё здесь.
Так вот, когда я говорю в какой-либо компании о том, что разрабатываю приложение для писателей всегда находится человек, который признаётся, что хочет написать книгу или начинал или пишет прямо сейчас. Всегда! Но я думаю, что их больше.
Где-то видела статистику что 95% водителей считают, что водят лучше среднего водителя. В общем, мне кажется, что в жизни каждого человека из тех девяносто пяти процентов, которые считаю себя лучше среднего (психологически здоровое отношение к себе, кстати), наступает такой момент, когда он думает, что мог бы написать книгу. Поэтому предлагаю в качестве заключения проверить каков потенциальный объем рынка для подобного приложения на примере аудитории VC: