Как сделать мобильное приложение заметным в App Store и Google Play: инструкция по размещению и оптимизации
Команда дизайнеров и разработчиков мобильных приложений Arcsinus делится лучшими практиками ASO. Как увеличить количество установок на 46% и почему полезные release notes — это важно, читайте в нашей статье.
ASO, или App Store Optimization — работа над всеми элементами страницы приложения: текстами, визуальным оформлением, отзывами и заметками о релизе. Основная цель ASO — увеличить видимость и количество установок приложения в маркетах.
Что нужно сделать для оптимизации:
- Проработать семантическое ядро: подобрать ключевые слова и сформировать ядро.
- Внедрить ключевые слова: учесть специфику Google Play и Apple Store, использовать дополнительные локализации, сформировать ключевые слова и заголовки.
- Разработать дизайн и графическое оформление: иконки, скриншоты и видео.
- Работать с оценками, отзывами и release notes.
Оптимизация в маркетах — лишь часть большой работы по выводу приложения на первые позиции, которую можно представить в виде формулы:
ASO + реклама + качественное приложение = высокие позиции и установки!
ASO не волшебная пилюля, но помогает чаще показывать приложение в поиске по маркетам, откуда приходит порядка 65% установок. Это действенный, быстрый и недорогой способ привлечения пользователей.
Семантическое ядро приложения
Семантическое ядро — набор ключевых слов или фраз, характеризующих функциональность приложения. Поисковые системы App Store или Google Play используют семантическое ядро для индексации. Приложение чаще отображается в поиске и находит свою аудиторию, если вы верно выделили ключи.
Подбираем ключевые слова
Задаем себе вопрос: «по каким запросам целевая аудитория будет искать приложение?» Выписываем слова и фразы, которые приходят на ум. Не забываем об опечатках и устойчивых выражениях. Для App Store склоняем ключевые слова и изменяем их по форме, числу, времени (если пишем семантику на английском, этого не требуется).
дизайнер ≠ дизайнеры ≠ дизайнерский
clothe = clothes
Изучаем конкурентов. Смотрим, какие слова и фразы они употребляют в названии, подзаголовке, описании. В анализе ключевых слов конкурентов помогают сервисы AppAnnie и SensorTower. Названия конкурентов также добавляем в список ключей — они ещё пригодятся.
Смотрим, что и как ищут пользователи. Вводим каждое слово из списка в поисковую строку и изучаем, что предлагают маркеты для автозаполнения. Вносим полные словосочетания в список.
Например, мы составляем семантику для приложения Bosco Online, где пользователи покупают брендовые товары от известных домов моды.
Посмотрим, какие подсказки будут по ключевому слову «брендовая» в App Store:
Проходим по каждой всплывающей подсказке и видим, какие приложения отображаются. Например, по запросу «брендомания» или «угадай бренд» видим игры для детской аудитории. Среди пользователей этих игр мы вряд ли найдем потенциальных клиентов Bosco, поэтому подобные запросы в ключевые слова не заносим. Зато слова «бренд», «бренды», фразы вроде «брендовая одежда, обувь», «интернет-магазин брендов» и так далее — то, что надо!
Формируем семантическое ядро
Подключаем аналитику. Как часто пользователи вводят интересующую фразу или слово в поисковую строку? Насколько сложно выйти в топ по тому или иному запросу? Разобраться помогают сервисы SensorTower, AppAnnie, AsoDesk, SearchMan, AppFollow и другие. Сравнительный анализ инструментов для подбора ключевых слов — тема отдельный статьи. Мы скоро её выпустим, так что подписывайтесь на нашу страницу, чтобы не пропустить анонс.
С помощью сервисов выделяем приоритетные слова и фразы. Чем больше трафик и меньше конкуренция, тем лучше. Выделяем ключи с хорошими показателями в семантическое ядро.
Внедряем ключевые слова
Пришло время на практике использовать найденные «ключевики». Размещаем слова, которые должны быть проиндексированы, в текстовые элементы на странице приложения.
Алгоритмы Google Play и App Store различаются — в таблице ниже можно увидеть, где именно необходимо использовать ключи.
Учитываем специфику индексации Google Play
С оформлением страницы приложения в Google Play всё просто: достаточно вставить ключевые слова в заголовок, краткое и расширенное описание. Первоочередная задача — привлечь пользователей к установке, поэтому мы не пишем лишённые смысла и напичканные ключевыми словами тексты. Не перегружаем текст, «интегрируем нативно». Текст заспамлен ключевыми словами. Так делать не надо!
В работе используем лайфхаки:
- Больший вес имеют ключи, включённые в заголовок.
- Чем лаконичнее — тем лучше, никто не станет тратить время на чтение длинного описания.
- Пишем описание, чтобы его можно было использовать и для App Store.
- Не переживаем насчёт форм и склонений слов в русском языке, алгоритм Google Play отлично работает с русским синтаксисом.
Учитываем специфику индексации App Store
Используем дополнительные локализации
В App Store количество символов, которые используются для ключевых слов, ограничено — всего 160 символов, чтобы вставить лучшие ключи из семантического ядра. Однако есть уловка, позволяющая расширить количество символов за счёт внедрения дополнительных локализаций.
Для русского языка мы расширяем количество символов в три раза с помощью украинской и британской локализаций. Это увеличивает количество доступных символов до 480.
Кстати! Весь контент дополнительных локализаций может быть сделан на русском языке.
Формируем строку ключевых слов и заголовки
Начинаем заполнять строку ключевых слов. Выявленные ключевые фразы разбиваем на отдельные слова и разделяем запятыми без пробелов. Слово с опечаткой, имеющее высокий поисковый трафик, сопровождаем верно написанным вариантом.
Обращаем внимание на важные правила:
- Заголовок и подзаголовок имеют больший вес при индексации, вставляем туда ключевые слова с большим трафиком и меньшей конкуренцией.
- Слово в разном числе, склонении, времени воспринимается алгоритмом как разные ключи, поэтому используем слово в разных формах (купил, покупаю, купили).
- Использование названий конкурентов в строке ключевых слов формально запрещено, однако на практике используем, если название конкурента — это не эксклюзивное название бренда, компании или приложения.
- Заголовок, подзаголовок и строка ключевых слов в одной локализации образуют систему, все слова которой суммируются между собой и складываются во фразы (при этом ключи между разными локализациями не суммируются).
Дизайн и графическое оформление
На обработку визуальных элементов мозгу требуется меньше времени, чем на прочтение текстов. Поэтому иконки, скриншоты и видео — первое, что видит пользователь на странице приложения. По данным исследований, человек принимает решение об установке приложения менее чем за 3 секунды. За это время по визуальным элементам пользователь должен понять функциональность приложения.
Приложение — индивидуальный продукт со своей особенной аудиторией. Не копируйте у других, но опирайтесь на их опыт.
Создаём иконки приложений
При создании иконки придерживаемся правил:
- Иконка должна передавать ключевую функциональность приложения и привлекать внимание.
- Не перегружаем, делаем в тренде минимализма.
- Учитываем, как она будет выглядеть на разном фоне и среди других иконок.
- Сочетаем со скриншотами и дизайном приложения.
- Создаём несколько вариантов и проводим A/B-тест для выбора лучшей.
Готовим скриншоты приложения
Большинство пользователей не читают описание и принимают решение о скачивании импульсивно, исходя из визуальной составляющей. Мы делаем скриншоты, которые за несколько секунд рассказывают, почему пользователь должен скачать приложение. Как и иконку, скриншоты делаем в соответствии с техническими требованиями:
При создании скриншотов также придерживаемся правил:
- Обрабатываем скриншоты и делаем их визуально приятными.
- Рассказываем о функциональности приложения и выделяем конкурентные отличия.
- Текст должен быть читаемым ещё на этапе превью.
- Анализируем скриншоты у конкурентов и популярных приложений.
- Используем горизонтальные скриншоты, если это уместно (наиболее приемлемы для игр).
- Вовремя обновляем скриншоты, чтобы они были актуальны.
- Локализуем под целевые страны.
Готовим видео
Правила для загрузки видео читайте в справочном центре Google.
При создании видеопревью пользуемся следующими практиками:
- Смотрим видео конкурентов и популярных приложений, черпаем идеи.
- Первые 15 секунд самые важные, делаем их интересными и информативными.
- Не перегружаем видео информацией и не делаем его длиннее 30 секунд.
- Оптимизируем видео для беззвучного режима.
- Корректируем видео при изменении интерфейса или функциональности приложения.
- Думаем о том, как видео будет выглядеть на разных экранах, будет ли текст читаемым.
- Добавляем призыв к действию.
Работаем с оценками и отзывами
Средняя оценка приложения и количество отзывов влияют на скачивания. Многие компании предлагают купить положительные оценки и отзывы. Это не только запрещено правилами App Store и Google Play, но и может ударить по репутации приложения: купленные отзывы всегда выглядят однотипно и фальшиво.
Мы не закупаем отзывы, а, напротив, стимулируем реальных пользователей давать обратную связь. Даже пользователя, который поставил низкую оценку, можно переубедить. Поэтому мы всегда отвечаем на отзывы, помогаем решить проблемы при работе с приложением, прислушиваемся к идеям. Пользователи приложения — это тестировщики, которые бесплатно работают в полевых условиях.
Реальные отзывы о приложении — лучший индикатор того, как следует развиваться.
Мы увеличиваем количество положительных отзывов и сокращаем негатив не прибегая к сомнительным методам благодаря простым правилам:
- Отвечаем на отзывы пользователей как можно быстрее.
- Помогаем решить проблемы, благодарим за отзыв и помощь в развитии приложения.
- Отвечаем не только на негативные, но и на позитивные отзывы.
- В ответах и описании пишем адрес для связи, часть недовольных напишет в почту.
- Не стесняемся жаловаться на отзывы, которые содержат ненормативную лексику или несуществующие проблемы.
Лайфхак: пишем свой отзыв и время от времени обновляем его текст — так положительный отзыв всегда остается в топе.
Кроме того, мы перехватываем пользователей ещё до того, как они напишут отрицательный отзыв:
- Внедряем форму обратной связи или чат, где оперативно отвечаем и помогаем решать трудности.
- Делаем форму оценки, в которой при выставлении положительной оценки происходит редирект пользователя в маркет, а при отрицательной появляется окно для введения отзыва, который отправляется нам на почту.
- Предлагаем оценить приложение после совершения положительного действия: пройден уровень, совершена покупка и т.д.
Не забываем про обновления и release notes
Release notes — примечания к версии продукта, в которых описываются изменения между выпускаемой и предыдущей версиями. Замечания к обновлению — один из каналов для общения с аудиторией, поэтому мы не пишем «поправили баги», «улучшили приложение», а используем потенциал этого канала.
Пишите release notes для пользователя, а не разработчика. Пользователю не важно, как вы запилили очередную классную фичу на бэке. Лучше расскажите, как изменится пользовательский опыт после обновления.
Мы формируем release notes из блоков, которые применяем (и меняем) в зависимости от ситуации. Выбираем тон, наиболее подходящий для общения с аудиторией.
Рассказываем, какой профит получат пользователи, если установят обновление:
- «В текущей версии вы сможете управлять своими сделками в личном кабинете».
- «Теперь вы сможете узнать об актуальных акциях даже если пропустили уведомление».
- «В новой версии приложения вы сможете находить картины по фото и делиться ими с друзьями».
Благодарим пользователей:
- «Спасибо, что используете приложение!»
- «Спасибо, что вы с нами!»
Инициируем действие:
- «Попробуйте!»
- «Убедитесь сами!»
Сообщаем о том, что прислушиваемся к отзывам и мнению пользователей:
- «Мы исправили критичный баг, который приводил к закрытию приложения. Спасибо, что помогаете сделать приложение лучше!»
- «Спасибо за ваши отзывы. Мы оптимизировали работу приложения и исправили баги».
- «Мы выпускаем обновление, которое вы так долго ждали. Наконец, приложение доступно на iPad!»
Добавляем добрые пожелания:
- «Желаем удачных покупок!»
- «Желаем хорошей дороги и попутного ветра!»
Заключение
Правильная оптимизация гарантирует, что приложение найдут именно те пользователи, для которых оно действительно полезно. На ASO не следует экономить: время и деньги, вложенные в оптимизацию, многократно окупаются.
Так, благодаря оптимизации Bosco Online приложение резко повысило свои позиции по ключевым запросам в App Store. Это привело к увеличению поискового трафика: приложение стало отображаться в маркете в 3 раза чаще, а количество установок увеличилось на 46%.
Благодаря ASO мы смогли привлечь активную целевую аудиторию, и количество покупателей выросло на 15%, а средний чек увеличился на 32%.
Помните, что одного ASO недостаточно: необходимо проводить комплекс мероприятий по продвижению. Реклама повышает количество установок приложения, что, в свою очередь, поднимает его в топ. Чем выше приложение в топе, тем больше органических, а, значит, бесплатных установок оно получит.
Подведем итоги
Чтобы провести ASO, необходимо:
- Выделить семантическое ядро приложения и создать список ключевых слов, чтобы индексация прошла успешно.
- Вставить ключевые слова в текстовые элементы, чтобы заинтересованные пользователи могли легко найти наше приложение.
- Подготовить качественные и информативные иконки, скриншоты, видео, которые заинтересуют пользователей.
- Работать с пользователями, формировать лояльную аудиторию, повышать количество положительных отзывов и оценку приложения в маркете.
- Постоянно улучшать качество приложения и выпускать обновления.
ASO необходимо как для новых приложений, так и для приложений, набравших десятки и тысячи установок. Никогда не поздно найти свою аудиторию и стать лучше! Если вы хотите повысить популярность вашего приложения или разработать новый продукт, мы готовы помочь.