Оферта для онлайн-школы: как уменьшить возвраты

Оферта — одна из самых больных тем для юристов, которые работают с онлайн-бизнесом. Предприниматели относятся к ней как к формальности. И коллективный иск к платформе GeekBrains на 4,5 млн наглядно демонстрирует, как ошибочен такой формальный подход.

Что случилось

22 декабря Савеловский суд г. Москвы принял коллективный иск к образовательной платформе GeekBrains от 31 студента с общей суммой требований 4,5 млн руб. Истцы утверждают, что GeekBrains не возвращает деньги за онлайн-курсы, если студент решил отказаться от них в начале обучения.

Перспективы учеников вернуть деньги

Вероятность вернуть деньги у студентов достаточно высока. В оферте платформы описаны условия возврата:

Если ученик оплатил и получил доступ к курсу, то в течение 3 дней платформа возвращает 100% стоимости, в течение 14 дней - 30%, если прошло от 14 до 30 дней возвращается 15%, а если прошло более 30 дней с момента оплаты, деньги не возвращаются.

Эти условия противоречат законодательству, поскольку согласно закону (ст. 32 Закона о защите прав потребителей, ст. 782 ГК РФ) потребитель в любое время вправе отказаться от договора с возмещением ему стоимости услуг, единственное условие - возмещение подтвержденных расходов исполнителю.

Но с другой стороны эта оферта представляет собой не договор оказания образовательных услуг, а лицензионный договор на доступ к программному обеспечению платформы. И согласно п. 1.4 моментом оказания услуг считается именно момент предоставления доступа. И соответственно, все ученики, которым открыли доступ к платформе и выбранному курсу, получили услугу полностью и права на возврат денег не имеют. Поэтому у платформы также есть шанс отстоять свою позицию.

Как оферта может защитить от возвратов

При грамотном и вдумчивом подходе оферта становится основным документом, который регламентирует отношения с учениками. И хотя по некоторым вопросам закон ограничивает предпринимателей, многое все-таки остается на откуп именно оферте.

  1. Во-первых, в оферте необходимо четко определить что понимать под образовательной услугой, и когда она считается оказанной. Для этого нужно прописать в оферте:

а) в каком порядке предоставляется доступ к материалам (сразу ко всем, или по частям). Если доступ открывается поэтапно, то определить стоимость каждого этапа,

б) срок обучения,

в) период, на который предоставляется доступ к материалам курса,

г) есть ли доп материалы (например, тетради) и какой порядок доступа к ним,

д) есть ли д/з, срок его сдачи. И зависит ли от выполнения д/з предоставление доступа к последующим материалам и урокам,

е) как подтверждается факт оказания услуг (акт оказания услуг или другой документ).

Например, ученик школы английского языка прошел тестирование, получил доступ к части курса и передумал. Благодаря тому, что в договоре школа закрепила стоимость каждого информационного блока, и технически зафиксировала все факты доступа в систему, возврата за использованные ресурсы в судебном порядке удалось избежать.

  1. В оферте важно прописать кому и на каких условиях предоставляется доступ. А именно:

а) возрастные ограничения для учеников

б) требования к уровню образования и подготовки (знание языка, если курс на иностранном языке, высшее профильное образование, если курс рассчитан на повышение квалификации и т п).

в) требования к технике, наличию соответствующего ПО, скорости интернета,

г) необходимость покупки/наличия дополнительных материалов

д) время, необходимое для освоения программы.

Так, в споре с еще одной школой иностранного языка ученица приобрела по указанию школы специальное оборудование и ПО для дистанционных уроков. Не все нюансы работы этой техники были описаны в договоре, ученица не смогла подключиться, и ни одного урока так и не состоялось. Школа вынуждена была вернуть деньги, и кроме этого заплатить штраф и неустойку.

  • В оферте нужно указать в какой срок и куда направлять заявление о возврате.

Конечно, оферта не может защитить от возвратов на 100%, просто потому что по закону (и по совести) нельзя ничего не возвращать, если услуги были оказаны не в полном объеме или некачественно. Но оферта может реально снизить суммы возвратов и защитить от недобросовестных учеников, так называемых «потребителей-экстремистов», которые не только не хотят оплачивать полученные знания, но и хотят заработать на судебных штрафах или чужой интеллектуальной собственности.

Словом, не стоит подходить к составлению оферты формально (шаблон из интернета, как у конкурента, как советует друг, который уже 5 лет так работает…). Оферта должна отражать именно ваши процессы, и тогда она будет реально работать на защиту вашего бизнеса, в том числе от массовых возвратов.

1 комментарий

Это начало конца. И Skillbox и GeekBrains

Ответить