Как написать маркетинговую стратегию на год, или каким путем пойдем, товарищи?

Маркетинговую стратегию на следующий год обычно пишут в конце текущего года. Я делаю это в начале января на свежую голову и со свежим взглядом. Хотя я писала стратегии для бизнеса и в мае, и в сентябре, потому что ко мне за ними обращались. Даты не принципиальны. Важнее текущие потребности бизнеса или личного бренда.

Как написать маркетинговую стратегию на год, или каким путем пойдем, товарищи?

В интернете вы найдете десятки шаблонов маркетинговых стратегий, но это вам не поможет 😄 Шаблон не равно знания. Поэтому я поделюсь с вами тем, как пишу маркетинговую стратегию я и на что делаю в ней упор.

Почему я пишу ее именно так? Потому что это информативно и эффективно. Я избавляюсь от всего лишнего и оставляю важное, нужное для меня, как для маркетолога, и понятное для команды. Если вы делаете по-другому, пишите в комментарии - обсудим, подискутируем.

В моей стратегии 12 составляющих:

1. Анализ рынка

Мне надо посмотреть, что происходит на рынке сейчас и что происходило в последние пару лет. Вообще рынку нужно то, что мы хотим ему предложить? Это кто-то ищет? Это кто-то покупает? Этого много или, наоборот, лютейший дефицит? Как люди реагируют на этот товар/услугу? Рынок этого товара/услуги упал или вырос?

Если я этого не знаю, значит, я действую вслепую. Но так как мы живем в России, тут бывают неожиданные повороты событий, которые могут просто за несколько дней все перевернуть с ног на голову. Этакие твисты.

2. Анализ конкурентов

Кто это продает, помимо нас? За какие деньги? Какими каналами продвижения и распространения пользуется? Что конкретно делает для продаж и насколько активно? Конкурентов парочка или их целая орда? Они решают ту же проблему тем же путем или каким-то другим? Они круче нас или слабее нас? Для сравнения использую классический SWOT-анализ.

Но поверхностного анализа мне обычно недостаточно, я лезу внутрь воронок, подсылаю агентов, смотрю, где и как можно использовать конкурентов на пользу моего клиента, и вот это вот все 😏

3. Целевая аудитория

Как написать маркетинговую стратегию на год, или каким путем пойдем, товарищи?

Портрет ЦА. Если ориентир не на одну ЦА, то прописываю несколько. Да, так бывает, что один продукт закрывает потребности нескольких целевых аудиторий. Демография, география, социальные и психологические факторы, покупательское поведение, места обитания.

Для более глубокого анализа можно и исследование провести. И нужно, честно говоря. Особенно, если клиент плохо понимает свою ЦА (считает, что его ЦА - это все женщины мира, например) или у него есть сомнения, что она правильно определена. Иногда такие сомнения появляются у меня, и тогда я предлагаю исследование.

4. Уникальное торговое предложение - УТП

Я люблю формулу: Что - Как - За какой срок - С какой гарантией. Но формул много, надо подбирать под конкретный бизнес. И тестировать, тестировать, тестировать.

Глупый пример: Изучи английский алфавит с преподавателем из Англии за 15 минут. Весело и быстро! А если у тебя не получится, мы подарим тебе тест на IQ.

Но одного УТП мало. Надо несколько вариантов для тестирования опять же.

5. 4Р-7Р - Маркетинг-микс

Product, price, place, promotion, people, process, physical evidence.

Классическая модель, понятная и проверенная временем. Самая энергозатратная часть стратегии лично для меня. Но она нужна не всем клиентам.

Если вам интересно, что это за модель, зачем она нужна и как устроена, метните в этот пост ❤, я разберу ее на запчасти и напишу простой и доступный материал.

6. Каналы коммуникации

Пишу, где будем соприкасаться с нашей целевой аудиторией/целевыми аудиториями, почему именно там, зачем и как будем это делать. На мой взгляд, точек соприкосновения должно быть настолько много, насколько только может позволить себе бизнес в 20-е годы 21-го века.

7. Цели и задачи

Конкретно, четко, реалистично, в цифрах (где это возможно). Я беру несколько направлений, актуальных для конкретного бизнеса или личного бренда. Например, продажи, имидж, трафик, узнаваемость и т.д.

По сути я прописываю то, к чему мы хотим прийти за год.

Как написать маркетинговую стратегию на год, или каким путем пойдем, товарищи?

8. Ресурсы

Кто и что нам понадобится для того, чтобы достичь поставленных целей. Человеческие ресурсы, технические, цифровые. Помечаю, какие ресурсы у нас уже есть, и работают на ура, а каких ресурсов нам не достается и их нужно в срочном порядке найти/купить/захантить.

9. Бюджет

Я прописываю только те бюджеты, за которые я в ответе. Рекламный бюджет, бюджет на специалистов в моем ведении, бюджет на дополнительные ресурсы (к примеру, на нейронки).

10. План действий

Тут я прописываю общий план — что нужно сделать в целом в течение года — и план по месяцам до того времени, до которого "могу дотянуться". Помесячный план корректируется по ходу пьесы, просто есть какие-то базовые вещи, которые планируются сильно заранее, а есть то, что вносится туда по мере необходимости или обнаружения дыр и проблем.

11. KPI и инструменты аналитики

Эта часть нужна, чтобы понимать, как идут дела и куда двигаться дальше. Тут у нас ключевые показатели, отражающие то, насколько успешно работает стратегия, а также инструменты, с помощью которых я буду это отслеживать. Если нам не на что опираться, то как мы будем определять, что корабль движется в нужном направлении?

Как написать маркетинговую стратегию на год, или каким путем пойдем, товарищи?

12. Риски/Адаптация

Все же всё понимают про риски в текущем эпизоде, да?

Вот в этой части стратегии я прописываю потенциальные риски (которые вижу!) и элементы, которые нужно адаптировать под текущие обстоятельства. Обычно в свободной форме.

Данную часть я добавила уже в этом году, раньше ее не было. Просто я стала внимательнее и осторожнее, последние три года многому меня научили.

____

Что я скажу в завершение?

Маркетинговая стратегия - это скучнейшее чтиво, которое никто не изучает подробно, кроме маркетологов и людей, которых маркетологи заставили силой это прочитать и осмыслить. Я правда так считаю. Это важная часть работы, необходимая, но куда больше волнует людей тактика - что и как делать (это волнует сотрудников) и результаты - что в итоге получилось (это волнует основателей/директоров).

Вот как-то так.

1
2 комментария