Малый бизнес двух столиц: как изменилось поведение покупателей в кризис

Пандемия коронавируса заставила мир принять новые условия — как в обществе, так и в экономике. На основе данных Сбербанка анализируем, как изменилась модель потребительского поведения жителей Москвы и Санкт-Петербурга в марте 2020 года по сравнению с мартом 2019.

Малый бизнес двух столиц: как изменилось поведение покупателей в кризис

Продуктовые магазины

Москва увеличила средний чек на 9 %, количество покупателей при этом выросло на 6 %.

Данные опровергают информацию о том, что москвичи активно запасают продукты. Скорее всего, чуть вырос объём продаж недорогих товаров длительного хранения — круп, макарон и консервов. В то же время состав покупателей расширился и магазины приобрели новых клиентов. Видимо, за продуктами стали ходить другие члены семьи — те, кто раньше не совершал закупки.

В Санкт-Петербурге иная картина. Судя по статистике затрат, жители стали заранее готовиться к возможному карантину. Несмотря на то, что средний чек вырос лишь на 3 %, в продуктовых магазинах в марте 2020 года побывало на 23 % больше клиентов, чем в прошлом году. Это означает, что петербуржцы серьёзно запаслись продуктами, и закупки делали разные члены семьи.

Малый бизнес двух столиц: как изменилось поведение покупателей в кризис

Аптеки

Похожая, но более резкая динамика наблюдается в аптечных сетях. Москвичи на 8 % увеличили средний чек. Можно предположить, что клиенты аптечных сетей стали делать запасы жизненно необходимых препаратов иностранных производителей.

В то же время количество уникальных покупателей выросло на 36 %. То есть в марте 2020 года аптеки посетили те, кто ранее этого не делал. Скорее всего, эти клиенты закупали ситуативные лекарства, напрямую связанные с эпидемией коронавируса: жаропонижающие, антибиотики и противовирусные препараты.

Санкт-Петербург ответил более интенсивным всплеском. Средний чек увеличился на 4 %, в то время как количество покупателей на одну торговую точку выросло на рекордные 79 %. По сравнению с февралём 2020 года рост в марте 2020 составил 36 %.

Малый бизнес двух столиц: как изменилось поведение покупателей в кризис

Алкогольные магазины

В столице количество посетителей выросло на 6 %. При этом размер среднего чека остался прежним. Как распределились предпочтения покупателей, пока сказать сложно. Есть предположение, что перевес на стороне недорогой продукции: отечественных вин и пива.

Санкт-Петербург и на этот раз опережает Москву: алкогольные магазины посетило на 23 % больше покупателей, размер среднего чека не изменился.

Малый бизнес двух столиц: как изменилось поведение покупателей в кризис

Зоотовары

Москвичи на 14 % увеличили расходы на животных. Выросло и количество клиентов — зоомагазины посетило на 13 % больше покупателей.

Санкт-Петербург, видимо, раньше отреагировал на призывы к самоизоляции: количество покупателей зоотоваров уменьшилось на 15 %. В то же время, средние затраты на одного покупателя выросли на 18 %.

Малый бизнес двух столиц: как изменилось поведение покупателей в кризис

Фастфуд

Москва резко снизила потребление быстрой еды: средний чек упал на 3 %, а количество посетителей — на 28 %. И это при том, что в столице, как и в других крупных городах, активно развита служба доставки.

А вот Санкт-Петербург просел по количеству посещений фастфуда лишь на 3 % при увеличении среднего чека на 1 %. Питер по-прежнему любит готовую еду и не собирается отказываться от привычек даже в условиях пандемии.

Малый бизнес двух столиц: как изменилось поведение покупателей в кризис

Продажа цветов

Несмотря на то что март, по сравнению с февралем 2020, показал всплеск продаж и дал 69%-й прирост покупателей, на фоне прошлого года ситуация в цветочном бизнесе Москвы нерадостная. Средний чек остался на прежнем уровне, а вот продажи упали на 11 %.

В Санкт-Петербурге продажа цветов просела ещё больше. И хотя количество покупателей в марте относительно февраля выросло на 59 %, по сравнению с мартом 2019 года показатель упал на 22 %, а средний чек снизился на 15 %.

Малый бизнес двух столиц: как изменилось поведение покупателей в кризис

Спорт

Москва больше экономит на спорте, чем Санкт-Петербург. Так, при небольшом увеличении затрат — на 5 % — количество покупателей спортивных услуг Москвы снизилось на 17 %.

Петербуржцы же в марте 2020 года потратили на спорт на 10 % больше, чем год назад, потеряв лишь 3 % пользователей.

Малый бизнес двух столиц: как изменилось поведение покупателей в кризис

Ремонт

Количество москвичей, решивших заняться ремонтом, снизилось на 40 % относительно марта 2019 года. При этом средний чек вырос на 13 %. Скорее всего, это говорит о сезонном увеличении активности и росте числа покупок, а также указывает на годовое изменение цен.

Петербуржцы более осторожны в распределении финансов и откладывают долгоиграющие расходы до лучших времен. Санкт-Петербург потерял 29 % покупателей и 1 % от среднего чека.

Малый бизнес двух столиц: как изменилось поведение покупателей в кризис

Мебельные магазины

В Москве количество клиентов упало на 48 %, а в Санкт-Петербурге — на 40 %.

При этом средний чек практически не изменился, и это объяснимо: клиент либо покупает то, что хотел, либо полностью отказывается от покупки.

Малый бизнес двух столиц: как изменилось поведение покупателей в кризис

Книжные магазины

В марте 2020 москвичи стали тратить на книги на 7 % меньше, чем в марте 2019. Количество покупателей упало на 31 %.

В Санкт-Петербурге клиентов книжных магазинов стало меньше на рекордные 62 %. При этом те, кто остался верен чтению, тратят в среднем на 12 % больше, чем год назад.

Малый бизнес двух столиц: как изменилось поведение покупателей в кризис

Друзья, на этом все!)
Если вам понравилась статья, то с вам лайк)
Так же не забудьте подписаться на наш авторский телеграмм канал, там ежедневно выходит много чего интересного:

ЖДЕМ ВСЕХ

Начать дискуссию