Как блогер после провала на шоу «Песни на ТНТ» открыл собственную музыкальную школу
Роману Запольскому 28 лет. С 17 он развивался как музыкальный артист под псевдонимом Roma Smile, как блогер и предприниматель. Выпускал музыкальные альбомы, продвигал их в откровенных роликах с девушками на Youtube с сотнями тысяч просмотров, пел на концертах и участвовал в «Песни на ТНТ». Поговорил с Романом о том, как развивать музыкальную карьеру и творческий бизнес, о его провалах и успехах.
В разные годы Роман пытался запускать стартапы параллельно с музыкальной карьерой: открывал event-агентство, занимался продажами джинсов с молнией сзади, запускал собственную студию звукозаписи. Ни один из них так и не выстрелил. В 2021 году Роман приостановил музыкальную деятельность и полностью ушел в бизнес, открыв сеть школ вокала «Стерео Панда». Здесь прибыли оказалось больше.
Ты был вокалистом рок-группы, открывал бизнес, снимал ролики. Почему решил оставить карьеру музыканта или блогера, и ушел в бизнес?
Сначала я строил карьеру рок-музыканта. Когда мне было 17 лет, нам с друзьями достался подвал муниципалитета. Мы вложились по 20 тыс. рублей и обустроили там помещение, чтобы репетировать. Проводили там каждую свободную минуту: сначала делали ремонт, потом репетировали, как музыкальная группа. Так я строил свою карьеру в музыке 10 лет: выкладывал ролики в YouTube, писал песни.
Максимум сколько смог заработать с блогераства на YouTube — 100 тыс. рублей. Для этого мы снимали ролики как на «конвейере», выпускали по 3 ролика в неделю. Это приносило около 10 тыс. рублей в месяц. В 21 год этих денег достаточно, но когда мне стало 27 – хотелось расти в доходе. Поэтому я пошел в бизнес.
Когда нибудь я вернусь в музыку. Я дал себе 3 года, чтобы заработать денег достаточно, чтобы затем вернуться и вложить все эти деньги в продвижение.
Амплуа музыканта
В твоем YouTube-канале 250 тыс. подписчиков. Больше всего отклика получали ролики, где ты флиртуешь с девушками на улице и поёшь им свои песни. Почему? И с какой целью ты выбрал именно этот формат?
У моего друга Никиты Мартынова был канал, посвященный общению с девушками. Формат был достаточно жестким и откровенным. Никита предложил добавить романтики, снять, как я пою песни девушкам. Мы сняли несколько пробных роликов — и получили положительный отклик от аудитории. Думаю, это связано с тем, что всех волнует тема отношений. Я задавал девушкам каверзные вопросы, открыто флиртовал – аудитории нравится за этим наблюдать.
У меня был свой интерес: хотелось, чтобы больше людей слушали мои песни. Неизвестному артисту сложно рассчитывать на быстрый успех, сколько бы сил не было вложено в запись трека. Если снять веселый и интересный контент, включить туда свой трек, то есть шанс заинтересовать аудиторию. После таких видео люди стали чаще спрашивать: где послушать мои песни, где я выступаю.
Как изменились охваты после таких роликов?
Когда мы только начали снимать такие ролики, у меня было 1,5 тыс. подписчиков во «ВКонтакте». Там удобно привлекать аудиторию и набирать прослушивания: у социальной сети есть привязка к музыкальной площадке. Через год после начала съемок у нас было уже 15 тыс. подписчиков, причем темп роста сохранялся.
Ты участвовал в шоу «Песни на ТНТ». Выступление оказалось спорным: жюри предположили, что песнями такого жанра в проекте успеха не добиться. Как ты думаешь, что на самом деле повлияло на твои шансы участия в проекте?
Иногда перед выходом на сцену ты «в ударе», а иногда такой энергии совсем нет. На проекте у меня был второй случай. Сцена на съемках была телевизионного формата, саундчек слишком отличался от концертного. Эти фрагменты не вошли в эфир, но я помню, что не попал в первые ноты.
Возможно, также не подошел концепции проекта и жанр моей музыки. Я больше склоняюсь к синтезу рэпа и рока под гитару и не планировал менять амплуа ради проекта. Оба фактора могли повлиять на принятие решения.
Амплуа предпринимателя
Ты открыл собственный бизнес — музыкальную школу «Стерео Панда». Это первый твой проект?
Нет, до этого я открыл около 20 различных стартапов. Некоторые дали небольшую прибыль, другие не окупили себя.
Все стартапы были связаны с творчеством?
Я открывал бизнес в самых разных сферах. Один из самых забавных стартапов — торговля джинсами с молнией сзади. Помню, что я увидел в интернете фото таких джинс и подумал, что они станут трендом. Снял с блогером Лил Шипом забавный клип, который набрал почти 190 тыс. просмотров. Первые три месяца выручка бизнеса стабильно росла. Механика была простая: мы сделали сайт, запустили рекламу, купили товар в ТЦ «Москва», наняли курьеров. Как только приходила заявка и оплата, курьер отвозил джинсы — вот и все.
Правда такие джинсы быстро потеряли актуальность, но опыт оказался интересным.
Roma Smile ft. Lil Ship. Кадр из клипа
Были ли какие-то ошибки в развитии бизнеса?
Конечно. Я открывал студию звукозаписи – это мой самый убыточный бизнес. Мой отец предложил открыть студию звукозаписи и предоставил финансирование — 1 млн рублей. Идея была не моя, в тот момент мне было интереснее снимать ролики. Сам по себе бизнес довольно специфический: его успех зависит от сотрудников, у которых должен быть определенный уровень мастерства. Но невозможно научить человека писать хиты, поэтому такой бизнес сильно завязан на именах и плохо поддается масштабированию.
С самого начала все пошло не так как хотелось. Продаж было не так много как ожидалось. Мы, конечно, не сдавались и пытались удержать компанию, но в итоге пришлось закрыть. Могу сделать очевидный вывод: если ты не горишь идеей, смысла в таком бизнесе нет. И вести бизнес с родственниками, друзьями и близкими людьми стоит очень осторожно.
От репетиций в подвале до школы вокала
Как ты пришёл к собственной музыкальной школе?
Открытие музыкальной школы я считаю случайным событием. В университете я преподавал игру на гитаре, зарабатывал на этом и в какой-то момент решил нанимать других педагогов. Заработанные на обучении деньги уходили на покупку техники, запись альбомов и прочие расходы. Музыкальную школу я всегда считал «курочкой рябой», которая приносит небольшой, но стабильный доход.
Как нанимать творческих сотрудников? Реально ли определить талант на собеседовании?
Концерт школы «Стерео Панда»
У нас есть две основные группы работников: педагоги и линейный персонал.
Педагогов оцениваем как самостоятельных артистов, смотрим на их креативность, способность к системной работе, педагогические навыки. Сначала приглашаем на собеседование, где нужно выступить, потом предлагаем стажировку с тестовым заданием и принимаем финальное решение. Конечно, делаем скидку на то, что это больше творческие ребята, которые хотят тусить и креативить, но ответственность и качество обучения для нас важнее.
Линейный персонал мы называем “мощь отряд”. В него входят администраторы, менеджеры колл-центра, бухгалтеры, все, кто занимается операционной деятельностью и особо не завязаны на творческой работе. Их мы отбираем по опыту работы, умению обеспечивать бесперебойный процесс.
Однажды администраторы школы устроили саботаж: выключили камеры в школе, устроили вечеринку.
В этот момент я вел стрим из дома и не знал что происходит. Для меня это было шоком. После такой вечеринки практически в полном составе коллектив уволился. Осталась лишь моя ассистентка. Это заставило по новому взглянуть на процесс подбора персонала.
Что в итоге пришлос изменить?
С точки зрения продукта мы не изобретали ничего нового. Уникальность компании заключается в ее концепции. Мы сосредоточились на обучении вокала в первую очередь. Ведь фронтмен группы всегда считался самым крутым участником. Многие хотят оказаться на сцене, чтобы на тебя было устремлено тысячи глаз. Это не просто уроки о том как правильно петь. Мы обучаем как делать шоу, как раскрепоститься на сцене, как быть яркой звездой.
Пробное занятие у нас очень интересное. Мы заморачиваемся на содержании и условиях: свет, музыка, сценарий урока поддерживают концепцию школы. На уроках ученики как будто попадают на другую планету. Сохраняется динамика: «Сейчас мы будем учиться дышать, поскольку на нашей планете музыки гравитация. А сейчас будем учиться тонусу, чувствовать своё тело. Потом мы заходим в лес, будем учиться заново дышать, потому что тут уже другая атмосфера, более разреженная». Мы превратили обучение вокалу в такую геймификацию, потому что важно не только учить чему-то, но сделать это интересно. Здесь вся моя креативность уходит на то, чтобы сделать продукт «прям вау».
В «Стерео Панде» настоящая тусовка: это то, что люди ощущают внутри, то есть как с ними разговаривают, как мы проводим время вместе с нашими учениками. Мы проводим вечеринки, где ученики выступают, как на рок-концерте. Каждую неделю устраиваем мероприятия, например, караоке-party, бачата-party, актёрское мастерство, летом прыгали с парашютом. Многие выбирают нас из-за этой атмосферы, у конкурентов такого нет.
“Панда Фест”
В чем ты видишь будущее «Стерео Панды»?
Концерт школы «Стерео Панда»
На 2023 год мы ставим цель обучать одновременно 1,5 тыс.человек. Для нас важно создать ассоциацию: если хочешь петь — тебе в «Стерео Панду». Для этого мы открываем новые филиалы. Хотим, чтобы в этом году их стало 15. Постоянно совершенствуем технологии обучения продуктом.
Мы стремимся найти «своих». Клиентов, готовых вместе с нами проживать яркие эмоции и при этом эффективно учиться вокалу. Партнеров, которые хотят реализовываться в творчестве, дарить клиентам эмоции и зарабатывать. Верим, что такая миссия может повлиять на весь рынок обучения творческим навыкам.