Мягкая рука PM-а, как в теории и на практике делегировать задачи на проекте

Руководитель проекта даже на своём проекте не имеет формальной и реальной власти над командой. Единственный прямой подчинённый - это он сам. Но нужно же как-то передавать задачи и завершать проект в срок. Что же делать в такой ситуации бедному PM-у?

Введение

Ранее мы уже говорили про инструменты распределения зон ответственности, поднимали также тему календарного планирования. Инструменты - это хорошо, если команда безоговорочно готова брать любую задачу и выполнять её беспрекословно.

Работа Руководителя Проекта больше не про написать документацию, всё запланировать, дать задачи и сидеть трекать, нет, она больше про лидерство и мягкое управление без прибегания к модели: "Я начальник, а ты говно".

Мягкая рука PM-а, как в теории и на практике делегировать задачи на проекте

Мягкое управление и делегирование

Мягкое управление (Soft Leadership) - стиль менеджмента, использующий эмпатию, коммуникацию и поддержку для достижения управленческих целей.

Делегирование - это передача задач или компетенций от руководителя к подчиненному.

В теории и на практике проектному менеджеру необходимо уметь использовать делегирование как инструмент гибкого управления, чтобы на этапе планирования работ смочь "продать" задачи команде.

Это важно, т.к. в любой момент сотрудник может начать игнорировать свои задачи и приоритизировать свой ресурс на операционные задачи. Конечно, такую ситуацию решить можно с прямым руководителем сотрудника, но это может отнять большое количество времени и сил, также потенциально может испортить атмосферу в команде. Поэтому я всегда стараюсь на первых этапах добиться того, чтобы исполнителям было интересно заниматься проектом.

Далее рассмотрим, как этот подход может быть реализован в теории и на практике для достижения гармонии и слаженности в управлении проектом.

Теория:

1. Принципы эффективного делегирования:

  • Выбор задач: PM должен определить, какие задачи могут быть делегированы c учётом навыков и компетенций команды.
  • Определение целей и значимости: Необходимо четко определить цели и обоснование, почему та или иная задача должна быть сделана, какой эффект она окажет на проект в целом.
  • Объяснение ожиданий: PM должен четко транслировать свои ожидания относительно сроков, качества и других ключевых факторов.

2. Поддержка и обратная связь:

  • Обучение и развитие: PM должен предоставить необходимые ресурсы и поддержку, чтобы обеспечить успешное выполнение задачи.
  • Регулярная обратная связь: Установка механизмов для своевременной обратной связи позволяет корректировать процесс работы и повышать эффективность.

3. Доверие и мотивация:

  • Доверие к команде: Делегирование строится на доверии к способностям и ответственности команды.
  • Мотивация: Предоставление интересных и вызывающих задач может служить стимулом для команды в рамках проекта.
  • Свобода творчества: Если есть возможность дать члену команды проявить креативность и попробовать нестандартные подходы к выполнению задач без ущерба проекту - давай.

Практика:

1. Анализ подчинённых:

  • Оценка навыков: Проконсультируйся с тимлидами или прямыми руководителями членов команды, выясни сильные и слабых сторон каждого это поможет и в коммуникации, и в распределении задач.

2. Ясное формулирование задач:

  • Зафиксирую задачу подробно: Опиши задачу по SMART, опиши бизнес-ценность, опиши критерии готовности задачи DoD (Definition of Done).

3. Поддержка и обучение:

  • Обеспечение ресурсами: Убеждение, что у команды есть все необходимое для выполнения задачи. При необходимости отправляй запрос Спонсору проекта.
  • Обучение: Предоставление дополнительных знаний или обучения, если это необходимо. Обратись к другим командам, подразделениям, если нужно привлекай внешних консультантов.

4. Обратная связь и коррекция:

  • Регулярные встречи: Создание механизмов для регулярной обратной связи и коррекции курса при необходимости.

5. Мониторинг и доверие:

  • Контроль и поддержка: Руководитель должен оставаться в курсе событий, но при этом доверять подчинённым и не микроменеджерить. Держи в актуальном состоянии таск-трекеры и календарный план/план-график.

Заключение:

Делегирование задач руководителю требует баланса между управлением и доверием, являясь ключевым элементом мягкого менеджмента. Правильное делегирование помогает раскрывать потенциал команды, повышает её эффективность и способствует общему успеху проекта. Менеджер проекта, который умеет правильно делегировать задачи, строит успешные и продуктивные отношения с командой и вовремя закрывает проекты.

Доп. материалы:

Интересный подкаст по теме
Начать дискуссию