Важные законы для бизнеса, вступающие в силу в сентябре 2022 года
В сентябре 2022 года вступает в силу ряд законов, имеющих довольно большое значение для бизнеса. Приведем краткий обзор этих нововведений.
1. Вводятся штрафы за понуждение потребителей к передаче персональных данных.
135-ФЗ от 1 мая 2022 года запрещает продавцам, исполнителям и маркетплейсам отказывать в заключении, корректировке, исполнении и расторжении договора из-за нежелания потребителя предоставлять свои персональные данные. К административной ответственности компания не будет привлекаться в том случае, если предоставление персональных данных предусмотрено законодательством или связано с исполнением договора с потребителем.
Например, если продажа через Интернет предполагает доставку, покупателю необходимо указать свой адрес и номер телефона – в противном случае продавец не сможет исполнить договор и доставить товар. Поэтому сбор таких данных не будет являться нарушением. Кроме того, персональные данные могут потребоваться и в случае покупки дорогого товара, например, ювелирных украшений.
145-ФЗ от 28 мая 2022 года вносит корреспондирующие поправки в ст. 14.8 КоАП РФ. Размер этого штрафа составит:
- 5-10 тысяч рублей для должностных лиц;
- 30-50 тысяч рублей для компаний.
2. Определяется перечень условий, которые запрещено включать в договор с покупателем/потребителем.
Все тот же 135-ФЗ закрепляет список условий договора, ущемляющих положение покупателя/потребителя, и поэтому являющихся недопустимыми. Так, нельзя вносить в договор следующие пункты:
- о возможности продавца/исполнителя отказаться или изменить договор в одностороннем порядке;
- об ограничении права потребителя на свободный выбор суда, в котором он будет защищать свои интересы в случае правового спора;
- о возможности оказания платных дополнительных услуг без согласия на это потребителя;
- о снятии с продавца/исполнителя всякой ответственности за ненадлежащее исполнение условий соглашения;
- об уменьшении размера законной неустойки;
- о запрете потребителя/покупателя обращаться в суд, если не соблюден досудебный порядок урегулирования спора и т. д.
Примечательно, что закон вступает в силу 1 сентября 2022 года, но его действие распространяется на отношения, возникшие ранее.
3. Ужесточается правила работы с персональными данным.
266-ФЗ от 14 июля 2022 года предусматривает следующие нововведения:
1. Оператор будет обязан уведомлять Роскомнадзор о каждом случае передачи персональных данных за границу. Новые правила обяжут его сообщать контактные данные получателя персональной информации, а также согласовывать с ведомством меры защиты. Роскомнадзор может запретить передачу данных по весьма обтекаемым причинам, например, ради защиты безопасности государства.
2. Все операторы должны подключиться к ГосСОПКА (Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак) , а также информировать ФСБ обо всех инцидентах, ставших причиной утечки персональных данных.
3. Операторы должны уведомлять Роскомнадзор об утечке данных в течение 24 часов. В это время компания должна определить причину утечки и оценить последствия такого происшествия.
Фактически все без исключения компании должны направлять уведомления в адрес Роскомнадзора об обработке ими персональных данных.
4. Государство берет рекламу в Интернете под жесткий контроль.
247-ФЗ от 2 июля 2021 года закрепляет правила размещения рекламы в сети «Интернет». Устанавливается, что Роскомнадзор будет заниматься учетом, хранением и обработкой информации о рекламе, распространяемой в Интернете. Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем обязаны предоставить Роскомнадзору сведения о размещенной во всемирной сети рекламе. Это требование не относится к рекламе социального характера. За непредставление сведений/предоставление недостоверных сведений указанные лица будут привлекаться к ответственности, однако пока не определено, к какой именно.
Полученная Роскомнадзором информация может быть передана в антимонопольные, налоговые и другие органы, перечень которых определит Правительство РФ.
Кроме того, рекламный контент должен иметь пометку «реклама» и содержать сведения о рекламодателе даже в том случае, если какой-либо товар или услугу продвигает, например, блогер. Таким образом, скрытая реклама будет запрещена.
5. Туроператоры должны отчитываться об оказанных услугах.
148-ФЗ от 28 мая 2022 года закрепляет обязанность туроператоров ежемесячно заносить сведения, указанные в договорах с туристами, в единую информационную систему «Электронная путевка». Турагент должен направить туроператору подробную информацию о таком договоре. Исключения составляют короткие туры, продолжительность которых не превышает 24 часов.
Игнорирование обязанности может обернуться для турагента и туроператора исключением из соответствующих реестров – такая мера начнет применяться с 1 марта 2023 года в сфере иностранного туризма и с 1 сентября 2023 года в сфере внутреннего туризма.
Как видим, важных нововведений довольно много, и каждое из них следует учитывать, поэтому очень важно остаться в рамках правового поля и избежать серьезных санкций со стороны контролирующих органов.